Коррекционно-развивающая программа «Коррекция эмоционально-личностной сферы»


Индивидуальное сопровождение по коррекционно- развивающей программе «Коррекция эмоционально-личностной сферы»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы.
Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.[12]). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях.
Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во время которого возникает наибольшая вероятность переживания чувства тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напряженности подростков. Некоторые подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряжение.
Цель: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Задачи:
Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.
Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
Мотивировать на формирование первичных навыков самоанализа.
Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
Количество занятий – 5.
В занятиях используются следующие методы:
1. Релаксационные методы.
дыхательные;
аутотренинг;
телесно ориентированные;
арт-терапевтические.
2. Арт-терапевтический метод.
3. Игровые методы;
Методические материалы: помещение с игровыми и релаксационными зонами.
Перед проведением занятий по данной программе проводится диагностический блок с использованием следующих методик:
- методы наблюдения и беседы;
- проективный тест Люшер;
- проективная методика «Волшебная страна чувств»;
- методика «Мотивации аффилиации»;
- шкала реактивной и личностной тревожности.
По окончанию занятий проводится тот же психодиагностический блок.
Тематическое планирование
№ Задачи Содержание занятия
обучение навыкам быстрого восстановления, снятия психической нагрузки;
уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации;
интеграция собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку. 1. Упражнение: «Две минуты отдыха». Цель: возможность быстро отдохнуть от психологической нагрузки. Проведение упражнения: «Сядь удобнее на своём стуле, положи руки на колени, прислонись спиной к спинке стула. Закрой глаза. Перенесись мысленно туда, где тебе будет хорошо. Возможно, это привычное для тебя место, где ты любишь бывать и отдыхать. Возможно, это место твоей мечты. Побудь там... Делай то, что тебе привычно там делать. Или ничего не делай, как хочешь. Побудь там некоторое время….». Дав инструкцию, психолог внимательно наблюдает за изменением состояния подростка, приводит его в полную гармонизацию и позитивный настрой.
2. Упражнение: «Маска». Цель: интеграция собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку. Оборудование: листы бумаги; цветные карандаши или фломастеры; Проведение упражнения: ведущий предлагает сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется. При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Рефлексия упражнения: Что вызвало затруднения в изготовлении маски? Чем маска отличается от тебя «настоящего»?
3. Упражнение: «Дыхание». Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации. Проведение упражнения: «Сядь на стул. Закрой глаза и расслабься. Сосредоточься только на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайся изменить его естественный ход, просто старайся не выходить из расслабления, запомни, как ты дышишь в состоянии покоя, зафиксируй рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии, чтобы в последующем, с помощью дыхания, можно было всегда успокоиться и расслабиться. 
визуализация эмоционального состояния на начало занятия;
научиться справляться с мышечным напряжением;
сформировать в мозгу мышечную память на состояние расслабления;
визуализация эмоциональных состояний. 1. Упражнение: “Настроение“ (взято из системы Н. Роджерса) “Как снять осадок после неприятного разговора”. Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.
2. Упражнение: «Расслабление через напряжение». Цель: научиться справляться с мышечным напряжением; более того, мы должны сформировать у себя в мозгу мышечную память на состояние расслабления. Проведение упражнения: Сначала нам следует разучить то положение тела, в котором можно добиться напряжения всех его мышц. Поэтому сначала проделайте каждое из заданий по отдельности, а затем научитесь соединять их вместе.
–Напряжение мышц кисти – с силой сожмите пальцы в кулак.
–Напряжение мышц предплечья – до максимума согните кисти в лучезапястном суставе.
–Напряжение мышц плеча и надплечий - разведите руки в стороны на уровне плеч и согните их в локтях (два локтя и плечи должны располагаться на одном уровне и образовывать своеобразный кол, жесткую палку).
–Напряжение мышц лопаток – сведите лопатки вместе и из этого положения потяните книзу, прогнувшись в пояснице.
–Напряжение мышц лица – нахмурьте брови, зажмурьте глаза (словно мыло в них попало) и сведите их к переносице, наморщите нос (словно бы почувствовали неприятный запах), сожмите челюсти и разведите углы рта в стороны.
–Напряжение мышц шеи – представьте себе, что вы наклоняете голову вперед, но не можете это сделать, поскольку упираетесь в воображаемое непреодолимое препятствие: шея напряжена, а голова в положении ни вперед ни назад.
–Напряжение мышц пресса – максимально втяните живот, сделайте его плоским.
–Напряжение мышц ягодиц – сядьте на жесткую поверхность, почувствуйте, что сидите на ягодицах (для уверенности покачайтесь на них из стороны в сторону).
–Напряжение мышц промежности – одновременно с напряжением мышц брюшного пресса и ягодиц втяните промежность в себя.
–Напряжение мышц бедра – из положения сидя вытяните ноги вперед под прямым углом.
–Напряжение мышц голени – подайте стопы на себя и чуть-чуть к центру (изобразите косолапость).
–Напряжение мышц стопы – согните пальцы стоп.
3. Упражнение «Спектрокарты». Цель: визуализация своих эмоциональных состояний. Инструкция: Фотографии располагаются на полу или столе. Ведущий обозначает тему, с которой должна быть связана выбираемая фотография – чувства в момент начала занятия. Участникам предлагается внимательно рассмотреть карты, выбрать одну или две из них, ассоциируя с обозначенной темой. Выбор исходит интуитивно. Уже на этом этапе начинается актуализация смыслов, связанных с воспринимаемыми фотографиями, погружение участников занятия в свой внутренний мир.
формирование представления о себе;
поиск личностных ресурсов;
снижение уровня тревожности. 1. Упражнение «Солнышко». Цель: сформировать представление ребенка о себе и своих сильных сторонах. Проведение упражнения: ребенку дается задание нарисовать солнышко, затем на каждом его лучике написать свои положительные качества. Выполнение задание может занять большое количество времени, так как подросткам сложно придумать свои положительные качества. По каждому качеству ведущий задает вопросы: Что это за качество? Как оно проявляется в поступках? Почему оно тебе нравиться? Какую пользу оно тебе приносит? Какой вред может быть от этого качества? Насколько сильно оно проявляется в тебе? При общении с какими людьми оно не проявляется?
2. Упражнение: «Тучка». Цель: сформировать представление ребенка о себе и слабых сторонах, для поиска ресурсов личности. Проведение упражнения: ребенку дается задание нарисовать тучку, затем на ней написать свои отрицательные качества. Выполнение задание может занять большое количество времени, так как подросткам сложно придумать свои отрицательные качества. По каждому качеству ведущий задает вопросы: Что это за качество? Как оно проявляется в поступках? Почему оно тебе нравиться? Какую пользу оно тебе приносит? Какой вред может быть от этого качества? Насколько сильно оно проявляется в тебе? При общении, с какими людьми оно не проявляется?
принятие себя;
обучение бережному отношению с собой;
обучение навыкам быстрого восстановления, снятия психической нагрузки. 2. Упражнение «Любить самого себя». Цель: научить ребенка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Проведение упражнения: Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.) Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи… Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя… Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно… Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям - добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми. Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза… Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу – подтверждение «Я люблю себя!» Спросите учащихся, где в своём теле они чувствуют эту любовь. Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнёра на большом листе бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Учащиеся могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д. Рефлексия: Почему некоторые люди любят самих себя? Почему некоторые люди себя не любят? Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе? Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? Что делает тебя счастливым?
2. Упражнение: «Расслабление». Цель: на быстрый отдых и расслабление. Проведение упражнения: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях... Вам удобно... Глаза закрыты... Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.
уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации. 1. Упражнение: “Ситуация”. Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи. Проведение упражнения: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше. Варианты: 1.“Саша не успела выучить домашнее задание”. 2.“Максим прогулял урок”.  3.“Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”. 4.“Рома пришел домой в 12 часов ночи”. Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.
2. Упражнение:  «Разряжение тревоги и страха». Цель: избавление от чувства тревоги и страха. Возраст: 12—16 лет. Проведение упражнения: прежде чем приступить к выполнению упражнения, нужно составить список всех людей, мест и ситуаций, которые вызывают тревогу, беспокойство или страх. Во-первых, это упражнение поможет понять, что именно вызывает эти эмоции, а во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности. Это упражнение можно выполнять не только после того, как чувство тревоги было пережито, но и в сам момент переживания. Сядь поудобнее. Подумай о тех людях, местах или ситуациях, которые внесены в список, и вслух выражай любые мысли или чувства, которые просятся наружу, как, например: «Мне страшно», «Я обеспокоен», «Я очень тревожусь по поводу». Повторяй фразы, как можно быстрее. Спустя некоторое время обнаружится, что ты бормочешь что-то бессвязное про себя. В этот момент сделай паузу и посмотри, не придет ли тебе на ум еще какая-нибудь фраза. Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют область подсознания и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем.
Педагог-психолог Огурцова А.А.