Разработка урока по окружающему миру на тему Жизнь — особенность нашей планеты (2 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
Проект урока по теме
«Жизнь – особенность нашей планеты»
Предмет окружающий мир, класс 2 .
Разработала
учитель начальных классов
Л.П. Володина
г. Новомосковск
март, 2015г.
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: урок постановки и решения проблемы
Цель урока: применить сформированные понятия: «земля», «вода», «воздух» при изучении новой темы.
Планируемые результаты урока.
Личностные: проявлять интерес к учебному материалу, иметь первоначальные представления о знании и незнании, давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу в диалоге с учителем, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: построение простого речевого высказывания при работе в группе, умение слушать друг друга в рамках совместной деятельности.
Познавательные: учиться высказывать свои предположения, ориентироваться в учебнике, выделять особенности нашей планеты, выявлять и выражать во внешней речи признаки сходства и различия, выделять и формулировать проблемы, отличие неизвестного от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками.
Предметные: выделить особые условия появления жизни на Земле: расположение нашей планеты относительно солнца, наклон оси, сила всемирного тяготения, удержание воды и воздуха на Земле.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 2 класс», ч.2., Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков . Изд. «Фёдоров». 2012. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. Изд. «Фёдоров». Дидактический материал: карточки для работы в парах. Проектор. Презентация.
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
- Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Давайте проверим готовность к уроку. Я называю, что должно быть у вас на столе, вы глазками проверяете, все ли у вас есть.
(Проверяет готовность к уроку). Приветствуют,
организуют рабочее место
Личностные УУД: самоопределение
Методический комментарий. Мотивация на деятельность. Создаются условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
- Сейчас вам дети представят минисценку. (Приложение 1.)
- Ребята, согласны с действующими лицами сценки?
- Хотите поспорить? До урока мы разделились на группы. Каждая группа поможет “своему” персонажу доказать его значимость для живой природы.
Работа в группах.
А сейчас давайте вместе придумаем правила, по которым мы будем работать:
- группа работает дружно;
- в каждой группе спикер следит за порядком;
- слушать внимательно, не перебивать;
- не обижаться на замечания;
- высказывать свое мнение ясно, четко;
- не перебивать друг друга и не злиться;
- прислушиваться к мнению товарища
(Вопросы у каждой группы на парте в конверте. Приложение 2.)Повторение изученного. Выход на результат. Земля (ученица):
Я – планета Земля больше
всех влияю на живую природу. Именно я
обеспечиваю смену дня и
ночи.
Это на мне есть материки и
океаны.
Без меня не было бы жизни.
Вода (ученица): Без меня, воды,
не было бы жизни. Ведь
живые организмы возникли
в воде. И до сих пор все
живое нуждается в воде.
Воздух (ученик): Это во мне,
воздухе нуждается все живое.
Без атмосферы никто бы ни выжил.
Ответы детей на вопросы. Регулятивные УУД: учатся ориентироваться в задании, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные УУД: строят простое речевое высказывание при работе в группе, учатся слушать друг друга в рамках совместной деятельности, высказывать свои мнения
Методический комментарий. Актуализируется учебное содержание действий.
Этап постановки проблемы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
- Мы начали урок с повторения.
- А сейчас вам стихотворение. Подумайте, о чём оно?
В пространстве космическом воздуха нет. И кружат там восемь различных планет.
Планета одна – родимый наш дом. Но много ли, дети, мы знаем о нем? Загадки ее постоянно решаем.
Что нашу планету от других отличает?
- О какой же планете пойдет речь на уроке?
( Презентация. Слайд 1)
- Я попрошу обратить внимание на последнюю строчку.
- Какая мысль в этой строке?
- Да
- Что нашу планету от других отличает?
- А что нужно для того, чтобы была жизнь?
- Предположите тему урока. - О нашей планете.
О планете «Земля.
- Мы должны говорить
о том, что отличает нашу планету от других.
- На ней есть жизнь
- Вода, воздух, тепло.
(Высказывают предположения) Личностные УУД: учатся умению проявлять интерес к учебному материалу.
Методический комментарий. Постановка проблемы.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
- Мы будем говорить об особенностях нашей планеты. И тема нашего урока «Жизнь – особенность нашей планеты»
(Слайд 2.)
- Давайте попробуем поставить цели. О каких же особенностях нашей планеты мы будем сегодня говорить?
Цели: узнать:
- Почему именно на Земле есть жизнь?
- Что влияет на жизнь на планете? - О том, почему
зародилась
жизнь именно на Земле,
а не на других планетах.
Регулятивные УУД: учатся принимать и сохранять учебную задачу в диалоге с учителем, формулировать тему и цель урока.
Методический комментарий. Постановка проблемы, определение целей урока с помощью учителя.
Этап реализации построенного проекта.
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
-Чтобы её достичь, предлагаю вам работать по такому плану: исследовать причины, влияющие на возможность существования жизни на Земле, возможность существования человека, животных и растений на других планетах и выявить результат: исследовать уникальность планеты, как единственной планеты в Солнечной системе, где существует жизнь.
Работа по опорным таблицам.
- В чем нуждается все живое на планете? (Объясните, докажите)
Воздух
Вода
Тепло
Свет
- Что относится к живой природе?
  Царства
Растения
Животные
Грибы
Бактерии
Слайд 3.- Придумайте интересные задания.
– Назовите семь признаков живой природы.
- Всё живое на нашей планете зародилось и развивается благодаря некоторым условиям, рассмотрим их.
- Расположение нашей планеты относительно солнца (3 орбита), свет и тепло попадает равномерно, в отличие от Меркурия. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мёртвый покой.
Это интересно!!!
Наклон оси нашей планеты (работа с глобусом)
– Что дает наклон земной оси?
Это интересно!!!
Движение вокруг своей орбиты происходит против часовой стрелки за 365 дней и 6 часов.Меркурий свою орбиту проходит за 88 дней.Плутон – за 248 земных лет.Венера за 225 дней, Марс за 687 дней, причем эти две планеты вращаются по часовой стрелке.
Сила всемирного тяготения (опыт с мячом)
Мяч имеет форму шара, также как наша планета Земля. Почему мяч падает, если его отпустишь, а планета нет. Попробуйте сами зависнуть в воздухе. Почему не получается?
Это интересно!!!
Благодаря стремительному вращению нашей Солнечной системы со скоростью 250 км/с, действию силы всемирного тяготения, которая зависит от массы планеты и расстояния до Солнца происходит удержание нашей планеты, а также воды и воздуха - Всё живое нуждается
 в тепле, воздухе, воде,
свете, в круговороте
воды природе.
- Вода, воздух, тепло,
свет.
- Растения, животные,
люди.
- На какие две группы можно разделить предметы?
- Назовите «лишний предмет»
Диван- объект сделанный руками человека.
Камень - неживая природа. Дерево, цветок, кошка, птица - живая природа.
(рождение, питание, движение, дыхание, размножение, старение, умирание)
(тепловые пояса, смена времен года).
Познавательные УУД: учатся высказывать свои предположения, ориентироваться в учебнике, выражать в речи признаки их сходства и различия, выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от известного в диалоге с учителем и одноклассниками.
Методический комментарий.
Проект реализуется в соответствии с планом.
Этап первичного закрепления во внешней речи.
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 42.
- Прочитайте текст, карандашом отметьте новые и интересные места в тексте, а затем отмеченный материал обсудите между собой в паре. Учащиеся читают и обсуждают текст. Коммуникативные УУД: построение простого речевого высказывания. Методический комментарий. Учитель следит за работой. Индивидуальная работа с учащимися.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Работа с иллюстрацией в учебнике. Какое соотношение элементов географической оболочки привёл учёный?
Слайд 4.
- На какие мысли наталкивает этот рисунок?
- С какой целью поместили рисунок здесь?
- Какой вывод можно сделать?
- Посмотрите соотношение элементов оболочек. - Каменная чаша-
литосфера, марка-
биосфера (живые организмы), монета-
воздух (атмосфера),
бутылка- вода
(гидросфера). Предметные УУД: учатся различать соотношение элементов географической оболочки . Регулятивные УУД: учатся оценивать свое умение применять новое учебное содержание на основе сличения с эталоном для самопроверки
Методический комментарий. Самопроверка, самооценивание.
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
- Какой вывод можно сделать?
- На Земле мало воды, воздуха, живых организмов, их надо беречь и охранять. Высказывают
свои предположения. Коммуникативные УУД: умение в рамках совместной деятельности слушать других учащихся, использовать в речи новую терминологию. Методические комментарии. Применение нового знания в типовых заданиях.
Этап рефлексии собственной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы их?
- Что мы для этого сделали?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- С какими чувствами?
Давайте заполним ЛИСТОК САМООЦЕНКИ? (Приложение 3)
– Умею ли я это делать хорошо?
Активно работать на уроке ДА НЕТ
Работать с текстом, находить в нём важноеДА НЕТ
Работать в паре ДА НЕТ
Учащиеся называют.
Высказывают свои
мнения.
Заполняют листок
самооценки. Личностные: уметь дать оценку своей работе на основе заданных критериев.
Методический комментарий. Оценка собственной деятельности с точки зрения достижения поставленной цели (по вопросам учителя).
Этап домашнего задания
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
- Есть одна планета – садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелетных,Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зеленой,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивленно…Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!
- Какой сделаем вывод?
Слайд 5.(Нужно беречь все компоненты живой и неживой природы)
- А домашним заданием вам будет: нарисовать рисунок на тему «Как я могу способствовать сохранению жизни на Земле». - Нужно бережно относиться к природе, охранять её. Личностные УУД: желание сохранить природу, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Методический комментарий. Учащиеся делают выводы о проделанной работе.
Приложение 1.
Мини-сценка с участием Земли Воды и Воздуха. (Выходят дети в костюмах)
Земля: Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни.
Вода: Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.
Воздух: Это во мне, воздухе, нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.
Приложение 2.
1 группа - Земля
Назовите третью планету, вращающуюся вокруг солнца.
Как влияет на природу вращение планеты и наклон оси?
Какое значение имеет притяжение Земли?
2 группа — Вода
Какого цвета наша планета и почему?
В каком состоянии вода распространена на Земном шаре?
Какое значение имеет круговорот воды в природе?
3 группа - Воздух
Как называется воздушный океан?
От чего защищает воздушная оболочка планету?
Как атмосфера влияет на температуру у поверхности Земли?
Приложение 3.
ЛИСТОК САМООЦЕНКИ
– Умею ли я это делать хорошо?
Активно работать на уроке ДА НЕТ
Работать с текстом, находить в нём важноеДА НЕТ
Работать в паре ДА НЕТ