Конспект фронтального логопедического занятия на тему Животные и птицы холодных стран


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Весьегонская средняя общеобразовательная школа
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Животные и птицы холодных стран»
Подготовила:
Учитель-логопед Авезова В.С.
Г.Весьегонск, 2015-2016 уч.годЦель: формирование навыка активной речевой деятельности и связной речи.
Задачи:
Уточнять, расширять и активизировать словарь семантического поля по лексической теме.
Закреплять умение употреблять и дифференцировать существительные в именительном и винительном падежах единственного и множественного числа.
Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.
Составлять описательные рассказы.
Согласовывать числительные 1-5 с существительными.
Ход занятия
Организационный этап.
Дети называют диких животных наших лесов во множественном числе и садятся на свои места.
Коррекционно-развивающий этап.
Упражнение «Едем в Арктику»
- Сегодня мы отправимся в путешествие в холодные страны.
Сначала мы поедем в Арктику (на Север).
Рассмотреть местоположение Арктики на глобусе и уточнить, на чем туда можно добраться. Рассмотреть сюжетную картинку «Арктика» и предметные картинки с изображением северных оленей, моржей, тюленей, белых медведей и их детенышей. Уточнить названия обитателей Севера (во множественном числе).
Упражнение «Фотографы»
Дать задание детям «сфотографировать» животных Севера. (Слово «сфотографировал(а)» проговорить хором и индивидуально).
Ответить на вопросы в единственном и множественном числе:
-Кто на фотографии? (На фотографии белый(ые) медведь(и).)
Кого ты сфотографировал(а)? (Я сфотографировал(а) белого(ых) медведя(ей).) И т.д.
Упражнение «Едем в Антарктиду»
Предложить детям отправиться дальше, в Антарктиду. Показать ее на глобусе и уточнить, как и на чем туда можно добраться.
Физкультминутка
Дети выполняют движения по образцу логопеда.
Сядем мы на самолет и отправимся в полет Дети имитируют полет на самолете.
Мы летели, мы летели – к океану прилетели.
Тут - стоп, поворот: сядем мы на теплоход.
Теплоход плывет, плывет – в Антарктиду нас везет Имитируют передвижение на теплоходе.
Упражнение «В Антарктиде»
Рассмотреть сюжетную картинку «Антарктида» и предметные картинки с изображением пингвинов и их птенцов. Предложить назвать их во множественном числе.
Упражнение «Фотографы»
Предложить детям «сфотографировать» жителей Антарктиды и ответить на вопросы в единственном и множественном числе.
-Кто на фотографии? (На фотографии пингвин(ы).)
-Кого ты сфотографировал(а)? (Я сфотографировал(а) пингвина(ов).)
А теперь, ребята, нам пора возвращаться. Снова садимся в самолет.
Сядем мы на самолет и отправимся в полет Дети имитируют полет на самолете.
Мы летели, мы летели – к океану прилетели.
Тут - стоп, поворот: сядем мы на теплоход.
Теплоход плывет, плывет – и домой нас всех везет Имитируют передвижение на теплоходе.
- Вот мы и дома. Ребята, скажите, кто живет в холодных странах?
-Кого мы там видели?
-Где можно увидеть этих животных и птиц у нас?
- Как эти животные попадают в зоопарк?
- Кто зверей ловит? (Зверей ловит зверолов.)
- Зачем зверолов ловит зверей? (Зверолов ловит зверей, чтобы отвезти их в зоопарк.)
- Сейчас мы будем составлять рассказы о животных и птицах Арктики и Антарктиды.
Упражнение «Расскажите, кто еще живет в зоопарке».
Рассмотреть с детьми предметные картинки и картинно-графический план описательного рассказа.
Вместе с логопедом составить рассказ о белом медведе.
Мы видели в зоопарке белого медведя. Медведь большой, белый, лохматый. Он косолапый, у него острые когти и маленький хвост. Детеныши у медведя – медвежата. Белый медведь ловит и ест рыбу. Живет белый медведь на Севере, в Арктике, где очень холодно.
Дать задание детям составить 2-3 рассказа самостоятельно.
Итоговый этап.
-Кого много на Севере?
- Кого много в Антарктиде?
- О ком мы составляли рассказы?
Дать положительную оценку деятельности детей.
- Клим, что ты узнал сегодня на занятии? Ульяна, что ты научилась сегодня делать? Паша, что тебе больше всего понравилось сегодня на занятии?
- А сейчас каждый из вас выберет смайлик, который выражает то, как вы занимались сегодня: занимался хорошо, все понравилось; старался, но недостаточно; было скучно.