ПРОГРАММА «Профилактика экзаменационной тревожности»






ПРОГРАММА
«Профилактика экзаменационной тревожности»
для учащихся 9-х классов





Педагог-психолог
Сироткина О.А.









Балахна, 2016
Пояснительная записка:
Экзамен - это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающихся в школе и их дальнейшую судьбу.
Исследования и наблюдения показывают, что экзаменационная тревожность занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психологическое напряжение у школьников. А с введением Государственной итоговой аттестации ситуация ещё больше усугубилась.
Все трудности при подготовке к экзаменам можно разделить на три типа:
1.Процессуальные (связанные с процедурой):
– недостаточное знакомство с процедурой;
– незнакомое место и незнакомые взрослые.
2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):
– убеждения и предрассудки, связанные с ГИА;
– неадекватная самооценка.
3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):
– недостаточный объем знаний;
– недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями;
– неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
– неумение оперировать учебным материалом.
Подготовка школьников к экзаменам связана с большой нагрузкой и напряжением организма. Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию, уменьшить интенсивность подготовки, процедуру проведения экзамена невозможно, однако возможно помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамен, снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, тем самым способствовать сохранению психологического здоровья школьников.

Цель программы:
способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников;
развитие гибкости, точности и оригинальности мышления;
Задачи программы:
обучение методам нервно – мышечной релаксации, приёмам расслабления;
формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;
развитие эмоциональной сферы;
создание условий всестороннего развития личности
При составлении программы использованы теоретические и практические материалы известных психологов: К.Фопеля, Г.Н.Резапкиной, Р.В.Овчаровой др. В ее основе нет типовой программы.
Категория участников: 9-е классы.
Форма и объем занятий: программа разделена на 3 блока: «Развитие когнитивной сферы учащихся», «Как подготовиться психологически к экзамену», «На экзамене» всего 18 занятий продолжительностью 1час. Занятия проводятся 1 раз неделю.
Структура занятий Количество участников группы не более 10 15 человек.
Методы:
лекционный метод передачи знаний;
психодиагностические методы исследования личности;
методы социально-психологического тренинга
дискуссионный метод обсуждения различных проблем,
метод анализа конкретных ситуаций,
учебно-игровая деятельность,
рефлексия

Технические средства: раздаточный материал (тесты, листочки бумаги, бланки ответов), карандаши, маркеры, ножницы, цветная бумага, клей, краски, художественные, анимационные фильмы, презентации, компьютер, проектор, музыкальные записи.
Оценка эффективности реализации программы
Для оценки эффективности реализации программы используются:

Диагностика уровня тревожности учащихся в ситуациях проверки (МОДТ) Е.Е. Ромицына
Тест “Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?
Школьники самостоятельно обрабатывают результаты методик после чего в индивидуальном порядке показывают их педагогу-психологу, который каждому выдает заготовленные заранее интерпретации результатов диагностики. При этом психолог заносит результаты каждого из учащихся в сводную таблицу по классу, чтобы определить условную “группу риска” и соответственно построить с этими учащимися индивидуальную работу. Педагог обязательно должен обсудить общие результаты класса, но не оглашать индивидуальные и следить, чтобы они не разглашались самими учащимися. Если возникнет необходимость, педагог-психолог может прокомментировать учащемуся его результаты в индивидуальном порядке. Интерпретируя результаты диагностик, психолог должен подчеркнуть, что если учащиеся недобросовестно к ней отнеслись, то все написанное в результатах не имеет к ним никакого отношения. В любом случае результат данной диагностики – это лишь предположение о возможных реакциях.
Констатирующая диагностика проводится на первом занятии после вводной беседы и контрольная диагностика после реализации программы на последнем занятии. Так как вторая методика наглядно демонстрирует иерархию всех потребностей для каждого ученика, то сравнительный анализ данных покажет направленность в удовлетворении потребностей и соответственно при дополнительном интервью выявить актуальную потребность на момент тестирования.



Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол – во часов

I блок. Развитие когнитивной сферы учащихся
(всего 9 часов)


"Возможности, которые предлагает нам жизнь
Вводное занятие.
Диагностика эмоциональной тревожности
Тест “Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?”
1


Что такое память? Память и приемы запоминания
Лекция, решение практических задач, рефлексия
2


Что такое мышление? Методы работы с текстами
Лекция, решение практических задач, рефлексия
2


Развитие гибкости мышления
Лекция, , решение практических задач, рефлексия
2


Что такое внимание? Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).

Лекция, решение практических задач, рефлексия
2

II блок. Как подготовиться психологически к экзамену
(всего 6 часов)


Экзаменационный стресс и пути его преодоления
Беседа, рефлексия, анализ практических ситуаций
1


Как бороться со стрессом
Беседа, рефлексия, анализ практических ситуаций
1


Знакомство с приемами волевой мобилизации
Беседа, рефлексия, анализ практических ситуаций
1


Способы снятия нервно-психического напряжения
Беседа, рефлексия, анализ практических ситуаций
1


Обучение приемам релаксации
Беседа, рефлексия, анализ практических ситуаций
1


Способы повышения самооценки
Беседа, рефлексия, анализ практических ситуаций
1

III блок. На экзамене
(всего 3 часа)


Накануне экзамена
Беседа, решение практических задач, рефлексия
1


Поведение на экзамене
Беседа, решение практических задач, рефлексия
1


Техника сдачи экзамена
Беседа, решение практических задач, рефлексия Диагностика эмоциональной тревожности у учащихся.
1

Информационные ресурсы программы
Используемая литература:
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев. - СПб, 2001.
Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В.Франкл. – М.,, 1990.
Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. [Текст] / А. Маслоу. - СПб., 2010.
Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу - СПб., 2002.
Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М., 2008
Е. П. Ильин Психология общения и межличностных отношений СПб., 2012
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М. 2008..
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М. 2008
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,2010г.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]