Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и валеологии в 9 классе по теме: Тренинговое занятие по формированию навыка саморегуляции


XI Всероссийская акция
«Спорт-альтернатива пагубным привычкам»
Номинация «Здоровьесберегающие технологии»

Мельникова Людмила Юрьевна,
учитель физической культуры
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №10 «Образовательный центр «ЛИК»
городского округа Отрадный Самарской области
Отрадный
2015
Введение
Одной из центральных проблем современной системы общего образования является реализация образовательных стандартов без потерь здоровья субъектов образовательного процесса. Попытки модернизации образования на основе «здоровьесберегающих технологий» пока еще не имеют должного научного базиса, а сам термин «технологии» чаще используется в медицинской, а не педагогической интерпретации.
Уже в начале XX столетия стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования ни только медицинскими, ни только педагогическими или психологическими средствами. Не случайно в 80-х годах XX столетия возникла потребность в создании новой науки – валеологии. Валеология – это наука о путях и способах формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья человека.
Наиболее распространенным заблуждением, как педагогов, так и представителей администраций и правительств разных уровней в вопросе «здоровьесберегающих» мер остается упование только на спорт или, в крайнем случай, только на массовую физическую культуру. Упускается такой важный момент физического воспитания, как обучение самостоятельной работе по формированию необходимых качеств.
В отличии от многих западных концепций здорового образа жизни, направленных только на устранение факторов риска и создание «моды на здоровье», наши усилия должны быть направлены в первую очередь на формирование культуры здоровья. Для того, чтобы здоровый образ жизни стал не неким общественным эталоном, а осознанной индивидуальной потребностью, необходимо достижение уровня «функциональной грамотности» в сфере созидания собственного здоровья. На основе осознания ответственности за свое здоровье и устойчивой мотивации ЗОЖ ребенок должен усвоить минимум правил, соответствующих его индивидуальным особенностям и возможностям с соблюдением принципа «Не навреди!»
Создание среды, способствующей здоровому образу жизни и формированию здоровья, - это не только соблюдение СанПиН, ограничение объема умственной нагрузки или профилактика вредных привычек, но и создание условий для поиска оптимальных форм, методов и интенсивности воспитательной работы с использованием творческой активности учащихся.
Вашему вниманию предложены две разработки интегрированных уроков физкультуры и валеологии:
Система расслабляющих упражнений для детей 6-8 лет;
В методической разработке интегрированного урока предложена система расслабляющих упражнений для детей 6-8 лет. Эта система помогает снять напряжение с нервной системы ребенка, успокоить и расслабить его, чтобы на занятиях улучшить его работоспособность, настроить на предстоящую работу.
Большинству детей младшего школьного возраста свойственны нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Данная система упражнений может быть показана на открытом уроке родителям учащихся, учителям предметникам для их дальнейшего применения на уроках во время физкультминуток, физкультпауз, дома во время выполнении домашних заданий совместно с родителями и самостоятельно.
Тренинговое занятие по формированию навыка саморегуляции для учащихся 9 класса.
Данный урок – это логическое продолжение первого урока, только в более старшем школьном возрасте. Жизнь подростка изобилует стрессогенными ситуациями, поэтому важным условием сохранения и укрепления здоровья подростка выступает его умение своевременно «сбрасывать напряжение», «снимать внутренние зажимы», расслабляться. Достигнуть необходимого уровня спокойствия в стрессовой ситуации, не теряя при этом концентрации внимания, можно с помощью различных методик, применяя их в отдельности друг от друга или в комплексе. На нашем уроке мы будем применять мышечную релаксацию и упражнения на визуализацию, дыхательные упражнения.
На подобных уроках умышленно не используются ИКТ и ЭОР, так как в процессе занятий все внимание ребенка обращено внутрь себя: на свои чувства, эмоции, состояние. Происходит огромная внутренняя творческая работа по формированию навыка саморегуляции в стрессовых ситуациях. Основная цель – дать ключ к анализу и коррекции собственного образа жизни, формирование понимания здорового образа жизни.
Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и валеологии в 9 классе
по теме: «Тренинговое занятие по формированию навыка саморегуляции подростка »
Автор
Мельникова Людмила Юрьевна
ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»
г.о. Отрадный
Отрадный
2015
Мельникова Л.Ю.
Интегрированный урок физической культуры и валеологии в 9 классе
по теме: «Тренинговое занятие по формированию навыка саморегуляции»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
деятельностные – формирование у обучающихся умений выполнять диафрагмально-релаксационное дыхание; упражнения мышечной релаксации и визуализации;
содержательные – закрепление умений выполнять упражнения мышечной релаксации и визуализации; с их помощью снимать эмоциональное напряжение; формирование навыка саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Планируемые результаты:
предметные – формирование представлений о здоровом образе жизни, роли дыхания и релаксационных упражнений для укрепления и сохранения здоровья человека, о их позитивном влиянии на самочувствие, эмоциональное состояние человека. Восприятие собственного здоровья как фактора успешной учебы и социализации;
личностные – овладение навыками самостоятельной работы по формированию навыка саморегуляции в стрессовых ситуациях, осознание индивидуальной потребности в ЗОЖ, ответственности за свое здоровье и устойчивой мотивации здорового образа жизни;
регулятивные – формирование умения владеть основами саморегуляции, снимать эмоциональное напряжение при стрессовых ситуациях учебной деятельности, способствовать мышечной и эмоциональной раскованности;
познавательные – понимание саморегуляции как средства организации здорового образа жизни;
коммуникативные – формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Тема урока: «Тренинговое занятие по формированию навыка саморегуляции»
Цель урока: научиться выполнять комплекс упражнений на релаксацию и визуализацию.
Задачи:
Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию;
Обучение методу мышечной релаксации;
Ознакомление с упражнениями на релаксацию и визуализацию
Инвентарь: маты гимнастические, маленькие подушки под голову, мягкие валики под колени, мягкие стулья со спинками.
Ход урока
Мотивация к деятельности
Деятельность учителя: организует беседу с учащимися.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок физкультуры. Мы не будем заниматься в спортзале, но все, что мы сегодня будем делать, непосредственно связано с вашим здоровьем. Знания и умения, которые вы сегодня получите, очень важны и значимы для вас.
Жизнь старшего школьника изобилует стрессовыми ситуациями: учеба, отношения со сверстниками, проблемы личного характера, предстоящие выпускные экзамены, дальнейшее профессиональное самоопределения и др. Важным условием сохранения и укрепления вашего здоровья выступает умение своевременно "сбрасывать напряжение», снимать «внутренние зажимы», расслабляться.
Вопросы к ученикам:
Какие методы расслабления и снятие напряжения вы знаете?
Что такое мышечная релаксация?
Что в переводе с латинского это означает?
А что такое визуализация?
Слышали вы что-либо о диафрагмально-релаксационном дыхании?
Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы, вступая в диалог.
Сегодня я предложу вашему вниманию методики дыхания, релаксации и визуализации. Они помогут вам снять напряжение, настроиться на предстоящую работу, увеличить свою работоспособность, достигнуть необходимого уровня спокойствия в стрессовой ситуации, не теряя при этом концентрации внимания.
Постановка учебной задачи
Деятельность учителя: ставит учебную задачу.
Деятельность учащихся: осуществляют осознанный выбор деятельности
Цель урока – научиться выполнять комплекс упражнений на релаксацию и визуализацию.
Задачи:
1.Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию;
2.Обучение методу мышечной релаксации;
3.Ознакомление с упражнениями на релаксацию и визуализацию
3. Осмысление изучаемого материала, закрепление нового знания
Деятельность учителя: знакомит с методикой мышечной релаксации
Деятельность учащихся: работают по инструкции
-Для того, чтобы освоить методику расслабления лягте на маты и положите подушку под голову, валик – под колени. В зале покой и тишина. Принцип, положенный в основу этой методики, заключается в том, что максимальное расслабление мышц следует за максимальным их сокращением. Напрягать и расслаблять мышцы следует постепенно, по группам.
Мышцы головы и шеи
-Потянитесь подбородком к груди изо всех сил, а затылком упритесь в подушку, затем расслабьтесь. Помотайте головой из стороны в сторону, расслабляя мышцы. Остановитесь в удобном положении. (2 раза)
Мышцы плечевого пояса
Потяните плечи вверх и напрягите изо всех сил. Расслабьте плечи. (2 раза)
Мышцы рук
Выполняйте попеременно для обеих рук. Согните левую руку в локте и сожмите пальцы в кулак; напрягите мышцы изо всех сил, затем расслабьте. Вытяните руку вперед и разведите пальцы в стороны, напрягите мышцы изо всех сил, а затем расслабьте. (2-3 раза)
Мышцы ног
Выполняйте попеременно для обеих ног. Вытяните ногу и оттяните носок от себя; напрягите мышцы изо всех сил, затем расслабьте. Потяните носок на себя и упритесь пятками в мат. Напрягите мышцы изо всех сил, затем расслабьте. (2 раза)
Мышцы спины
Медленно выгните спину, потянитесь, как кошка. Не отрывайте бедер от кровати, когда выгибаете спину. Напрягите мышцы изо всех сил, затем расслабьте. (2-3 раза)
Мышцы лица
Напрягите все мышцы лица (сморщите лицо). Немного подождите, затем расслабьте мышцы лица.
-Молодцы, вы хорошо поработали. Вам понравились упражнения? Как вы считаете когда их можно выполнять дома самостоятельно? Я очень надеюсь, что вы возьмете эти упражнения себе на заметку и будете дома регулярно их выполнять. Ведь они просты, понятны и очень приятны.
-Мы переходим к следующему этапу урока. Я попрошу вас встать и занять места на стульях. Сейчас мы будем учиться выполнять диафрагмально-релаксационное дыхание.
Исходное положение: займите удобную позу в положении сидя. Ноги слегка расставлены, руки лежат на передней поверхности бедер. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот, при вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, лежащая на животе, двигалась, а та, которая на груди, оставалась в покое. Когда навык дыхания выработается (примерно 3-5 сеансов), руки можно опустить и полностью расслабиться. Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно через слегка сомкнутые губы с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с выдохом уходит напряжение. Задача в том, чтобы с каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное. Соотношение фаз вдоха и выдоха 1:2. (3-5 минут)
-Замечательно. У вас получилось? Вы расслабились? Сложно выполнять диафрагмально-релаксационное дыхание? В домашних условиях обязательно повторяйте это дыхательное упражнение, добиваясь все большего и большего расслабления. Научите этому дыханию своих родителей, пусть успокаиваются вместе с вами.
-А сейчас переходим к знакомству с упражнениями на визуализацию. Это создание воображаемого образа чего-либо, что дает спокойные и приятные ассоциации. Это может быть пейзаж – реальный или придуманный: ландшафт с невысокими холмами, покрытыми зеленой травой и деревьями, листья которых едва колышет легкий ветерок; заброшенный пляж, тихая заводь… Дополняйте картинку все новыми и новыми деталями. И каждый раз, когда находитесь в напряженной ситуации, из которой нельзя немедленно выйти, используйте этот образ, как духовное освобождение. Это поможет вам контролировать свой гнев и затруднение дыхания до тех пор, пока вы не сможете физически уйти из этой ситуации.
-Итак, начинаем! Устраивайтесь поудобнее, включайте всю свою фантазию и силу воображения и учимся снимать ситуацию нервного или эмоционального напряжения способом визуализации!
Упражнение «Тропический остров»
-Сесть удобно в и.п. - ноги слегка расставлены, руки лежат на передней поверхности бедер. Закрыть глаза и представить, что видишь тропический остров, волшебный лес. Это может быть место, где ты однажды побывал, видел на картинке или любое нарисованное твоим воображением.
-Ты единственный человек в этом месте. Тебя окружают растения, деревья, цветы, животные, птицы. Какие звуки ты слышишь, какие запахи чувствуешь?
-Ты видишь чистый берег и воду. Какая погода в лесу?
-Захвати с собой прекрасные чувства, которые ты только что пережил. Ты сможешь вернуться к ним в любое время.
(2-3 минуты)
Упражнение «Радуга»
-Сесть удобно. Сделать несколько вдохов и выдохов. Представить перед глазами радугу. Ее цвета тебе нравятся. Для каждого цвета свое настроение и свое чувство.
-Цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Он приятно ласкает глаза. Он освежает, как купание в озере.
-Цвет – красный. Он дает энергию и тепло. Что ты думаешь еще, когда смотришь на красный цвет?
-Желтый приносит радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
-Зеленый – цвет природы. Что ты думаешь, когда смотришь на него?
(3-7 минут)
Упражнение «Мгновенная релаксация»
-Глубоко вдохнуть и выдохнуть.
-Сказать себе «расслабься».
-если появляется чувство нервозности или напряжения, то можно еще раз глубоко вдохнуть и выдохнуть.
-Если в голове тревожные мысли, не обращай на них внимания, они исчезнут, как улетает воздушный шарик, когда отпускаешь нитку.
(1-2 минуты)
Упражнение «Из зыбучего песка»
-Постараться, когда расстроен, осознать, почему это произошло и в чем это выражается. ( Я злюсь, потому что…)
-Изменить свою обычную реакцию (теряешь терпение, выходишь из себя), сказав: «Зыбучий песок». Это словосочетание описывает ощущение застревания, засасывание проблемой. Если мы застряли на неприятном чувстве, мы не можем из него выбраться, как из зыбучего песка. Сказав это, мы напоминаем себе об этом и понимаем, что необходимо что-то изменить.
-«Что-то изменить» - это значит посмотреть на себя со стороны, может быть, рассказать кому-нибудь об этой ситуации. Это – проявление власти над собой, а не демонстрация собственной уязвимости. Если слишком расстроен, чтобы посмотреть на себя со стороны, сделай глубокий вдох. Надо сказать себе: «Я поднимаюсь над этим чувством, а не застреваю в нем»
(3-7 минут)
Упражнение «Воздушный шарик»
-Представить, что в твоей груди воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, заполнить легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствовать, как он выходит из лёгких.
-Не торопясь, повторить. Дышать и представлять, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
-Медленно выдохнуть ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
-Сделать паузу и сосчитать до 5.
-Снова вдохнуть и наполнить легкие воздухом. Задержать его, считать до 3.
-Выдохнуть. Почувствовать, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
-Повторить 3 раза, вдыхая и выдыхая, представляя, что каждое легкое – надутый воздухом шарик.
-Остановиться и почувствовать, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
(3-5 минут)
Упражнение «Что нам делать с этим чувством»
Если ты расстроен, злишься, грустишь или испытываешь другое негативное чувство, представь, что ты можешь с ним сделать: например, можно громко закричать, выйти из комнаты, выбросить злость в мусорное ведро, а также поджарить «гневный омлет» из «злобных яиц», нарисовать портрет собственной злости. А теперь сделай то, что представил, - надуй мяч из страха и закинь его подальше.
(3-5 минут)
Упражнение «Покой. Дыхание. Отдых»
-Сесть в удобное положение.
-Как ведут себя твои мысли? Может быть они мечутся, как волны во время шторма? Какими они были? Скажи себе: «Успокойся. Мысли уходите прочь».
-3-6 раз глубоко вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот. Можно во время дыхания считать 1-2-3 и т.д.
-Выдохнуть все напряжение из своего тела. Дышать, пока не почувствуешь себя отдохнувшим.
(3-5 минут)
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов деятельности
Деятельность учителя: подводит итоги проведенной работы, организует диалог с учащимися, задает вопросы.
Деятельность учащихся: оценивают свои результаты деятельности, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.
-Вот и подошел к концу наш урок.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали! Вы не только узнали о методах мышечного и эмоционального расслабления, вы все упражнения выполняли самостоятельно и прекрасно с ними справились!
-Какие упражнения мы сегодня выполняли?
-А какое упражнение понравилось больше всего?
-Какое упражнение для вас оказалось самым сложным? Почему?
-Давайте вспомним еще раз то, чем мы сегодня занимались и чему научились.
(учащиеся с помощью учителя перечисляют изученные упражнения).
-Сегодня вы освоили комплекс упражнения для саморегуляции эмоционального состояния организма. Выполняя их в определенных стрессовых ситуациях, вы научитесь достигать необходимого уровня спокойствия, уравновешенности нервной и мышечной системы, обретете уверенность в себе, сможете более активно противостоять трудностям, успешнее решать учебные задачи.
ВАЖНО, чтобы все, о чем вы сегодня узнали и что делали с учителем, вы ПРИМЕНЯЛИ в своей повседневной жизни.
Ваше здоровье в ваших руках. Необходимо укреплять и приумножать его всеми известными вам способами!
«Самая первая и лучшая победа человека — покорить самого себя» (Платон).
- Спасибо за внимание. Все свободны.
Литература
В.В. Колбанов Валеологический практикум. СПб., ЭЛБИ-СПб, 2011.
Ю.А. Патрикеев Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы.-Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9класс: - М.: Просвещение, 2010.