Методическая разработка Способы саморегуляции


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
17589547625Иркутской области
«Братский торгово-технологический техникум»
ПРАКТИКУМ
для обучающихся ГБПОУ ИО БТТТ
«Способы саморегуляции»
Подготовила:
преподаватель по физической культуре
Е.Н. Денищенко
г. Братск 2016 г
Цель: изучение методов осознанной саморегуляции психологического состояния человека, как способа сохранения здоровья и повышения личной эффективности.
Задачи:
Создать условия для понимания состояния внутреннего баланса, как способа сохранения психологической стабильности при изменяющихся условиях внешней среды.
Создать условия для формирования понятия «здоровье человека» и умения заботиться о своем здоровье, как признака духовности.
Создать условия для освоения знаний о способах осознанной саморегуляции через образ и тело.
План проведения:
Приветствие
Разминка
Представление темы занятия, мини-лекция «Осознанная саморегуляция»
Упражнение «Свечи»
Точечный массаж
Правила определения биологически активных точек
Правила и техника проведения точечного самомассажаПриемы точечного массажа
Методика точечного массажа при головной боли
Расположение биологически активных точек на голове
Биологически активные точки, расположенные на руках
Биологически активные точки, расположенные на ногах
Массаж точек на теле
Сеанс активного расслабления
Рефлексия
Подведение итогов. Заключительная часть.
Ход занятия
Приветствие
Цель: развитие доверительной атмосферы.
Педагог: «Всем Добрый вечер! Рада вас видеть. Сегодня вы учитесь в нашем техникуме и встречаетесь с повышенными интеллектуальными, физическими и психологическими нагрузками. Мы все заинтересованы в том, чтобы вы как можно лучше справились с этим, и сегодня мы будем изучать некоторые приемы, которые помогают человеку быстро восстанавливать свое состояние и справляться с трудностями.
Разминка.
Упражнения «Танец с карандашами» и «Китайский болванчик».
Цель: введение в тему занятия через телесное ощущение сохранить-потерять равновесие.
Преподаватель: Для введения в тему семинара я предлагаю вам развернуться друг к другу, взять в руки по карандашу или ручку с закрытым колпачком и попробовать удержать карандаши вдвоем, зажимая их только подушечками указательных пальцев. Если удалось удержать, то подвигайте карандаши вверх-вниз, опишите карандашом круг.
Упражнение «Китайский болванчик». Преподаватель предлагает найти себе пару, присесть на корточки, и, соприкасаясь друг с другом только ладонями, постараться вывести из равновесия партнера и сохранить свое равновесие. Задание выполняется до тех пор, пока один из партнеров не сдвинется с места
Затем преподаватель предлагает обсудить результаты в группе.
Вопросы для обсуждения:
В этом упражнении важным было сохранение равновесия.
Какое ощущение у тех, кто смог удержать равновесие?
Какие чувства испытывают те, кто потерял равновесие?
Что помогало сохранять равновесие, что мешало сохранять равновесие?
Какую тактику избирали участники?
Что значит равновесие в жизни?
При обсуждении формируется вывод, о том, что если человек умеет сохранять равновесие в жизненных ситуациях, то это помогает ему достигать своих жизненных целей и сохранять здоровье.
Преподаватель: Уважаемые студенты, скажите, какого человека мы можем назвать здоровым?
Если у человека все в порядке с его телом, он не болеет, в хорошей физической форме, но при этом он неадекватно воспринимает действительность, не осознает свои эмоции, не осознает свои поступки, можем мы назвать его здоровым?
А, если у человека все в порядке с психическим и физическим здоровьем, но он не строит взаимоотношения с окружающим, конфликтует с близкими, безответственно относится к семье, можем мы назвать этого человека здоровым?А если у человека все в порядке с физическим, психологическим и  социальным здоровьем, но у него нет целей в жизни, нет ценностей, он не заботится о своем здоровье, можем мы назвать его здоровым?
При обсуждении этих вопросов формируется вывод о комплексном понимании здоровья как совокупности физического, психологического, социального, духовного в человеке.
Сейчас в понятие здоровье включают:
Физическое здоровье – способность человека использовать своё физическое тело, его органы и системы для самосохранения.
Психическое здоровье – определяет способность сознания человека использовать отображение внешнего мира, осознавать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами и использовать их для повышения уровня здоровья.
Социальное здоровье – заключается в способности формировать и использовать для самосохранения и развития субъективные представления других людей о внешнем мире и их роли в нем.
Показатели духовного здоровья – наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. К показателям духовного здоровья могут быть отнесены компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.
Преподаватель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какую составляющую здоровья помогает сохранять умение человека владеть собой?» Очевидно, что, осознанная саморегуляция помогает человеку в сохранении и развитии всех сторон его жизни (предложить студентам прокомментировать это суждение, отвечая на вопросы).
Как саморегуляция помогает в сохранении физического здоровья?
Как саморегуляция помогает в сохранении психического здоровья?
Как саморегуляция помогает в сохранении социального здоровья?
Как саморегуляция помогает в сохранении духовного здоровья?
При обсуждении формируется вывод, что умение восстанавливать свое состояние сохраняет все составляющие здоровья человека: физическое, как помощь при перегрузках; психологическое, как помощь при стрессе; социальное, как помощь в налаживании контактов и развитии способности действовать в соответствии с предполагаемым планом; духовное, как помощь в ведении здорового образа жизни и забота о своем здоровье.Итак, саморегуляция – это способность сохранять внутреннюю стабильность при изменившихся внешних условиях. Она может осуществляться через образ, слово, тело. Конечной целью ее может быть установление состояния спокойствия или мобилизации, в зависимости от ситуации в которой вы оказались.
Оно в любом случае проходит через 4 этапа:
Перевод внимания на себя
Релаксация
Представление
Словесное внушение.
Разберем это по-подробнее.
Первым шагом всегда является перевод внимания человека из мира внешнего на себя на свой внутренний мир. Сейчас устройтесь поудобней в ваших креслах и старайтесь следовать моим инструкциям.
Упражнение со свечами
Цель: обучение навыкам концентрации внимания на своем внутреннем мире, релаксация, развитие осознанности внутренних ощущений.
Постарайтесь расположиться максимально удобно и комфортно.
Следом за этим я зажгу свечи, которые стоят передо мной.
Сосредоточьтесь, пожалуйста, на этих огоньках и постарайтесь удерживать их в поле своего внимания.
Ничего другого не нужно. Нужно просто в течение двух минут сконцентрировать внимание на пламени этих свечей.
Для того, чтобы концентрация была максимально полной, попробуйте заполнить этими огоньками все свое сознание... все свое существо...
Пусть в центре вашего внимания не останется ничего, кроме этих ровно горящих, согревающих и очищающих душу огоньков.
Давайте в течение 30 секунд помолчим и попробуем заняться только лишь тем, что будем любоваться пламенем, которое удерживаем в центре своего внимания.
Отстранившись от потока суеты, который течет за окнами нашего зала, мы обретаем некую внутреннюю точку покоя, постоянно существующей внутри нашей души.
Обратите внимание на то, что ваши мышцы чуть-чуть расслабились. Темп дыхания стал ровнее, а само дыхание глубже, а посторонние звуки стали менее заметны, как будто погрузились в некую вату.
Попробуем перенести наше внимание, например, на цветы, которые стоят в центре круга наших рабочих столов, на одну минуту почувствуем упругость листьев и трепетную красоту лепестков, их покой, услышим звуки, которые они издают, тихо покачиваясь под нашим дыханием.
Теперь попробуйте все тот же прожектор спокойного и сконцентрированного внимания перенести на человека, который сидит рядом с вами. Сконцентрируйтесь на нем, почувствуйте вместе с ним его покой, его радости и его печали.
А теперь, не выходя из точки внутреннего покоя, возьмите ручку и напишите на листе из вашего блокнота прилагательное, которое наиболее полно описывает самое лучшее качество человека, сидящего рядом с вами.
Произнесите это качество вслух (учащиеся по очереди произносят качество, которое им удалось осознать).
Преподаватель: психологи считают, что мы не можем отразить из внешнего мира того, чего нет в нас, поэтому, то качество, которое вы лучше всего почувствовали, скорее всего, присуще вам тоже.
Мы выполнили с вами первые 2 шага: перевели внимание на себя, и расслабились. Это очень важно, потому что если вы хотите перейти в другое психологическое состояние, прежде всего, нужно выйти их первого, что возможно именно с помощью этих 2 шагов.
Еще один способ саморегуляции – это саморегуляция через тело. Скажите, если вы закроете глаза, каждый из вас сможет сказать, в какой позе он сидит? Попробуйте сесть прямо, развернуть плечи улыбнуться и произнести « Как ужасно я себя чувствую!» не получается? Потому что тело и сознание находятся у нас в очень крепкой взаимосвязи и все телесные состоянии отражаются в сознании, поэтому воздействуя на тело, мы можем поменять психологическое состояние. Хорошей привычкой будет каждое утро улыбаться себе в зеркало искренней улыбкой. Это поможет сохранять хорошее настроение. Один из самых действенных способов воздействия через тело – это дыхание.
Если вы хотите успокоиться, то необходимо делать вдох за 4 секунды, затем 2 секунды задержка дыхания и выдох за 6 секунд. Если вы хотите активизировать свое состояние, то вдох должен быть длиннее выдоха – 6 с вдох, 2 с задержка, 4 с выдох. Таких циклов необходимо проводить15-20.
Теперь посмотрите биологически активные точки, массаж которых также помогает саморегуляции.
Точечный массаж
Точечный массаж – один из древнейших и эффективнейших методов лечения головой боли и мигрени. Его действие даст лучший результат, если начать его как можно раньше, подавив приступ в самом начале. Точечный массаж предполагает надавливание пальцем или кончиком ногтя на кожу в зоне расположения биологически активной точки.
Цель данного метода – активизировать биологически активные точки, которые связаны с внутренними органами и системами. Механизм такого воздействия основан на раздражении нервных окончаний кожи, подкожной клетчатки, мышечных волокон и нервных сплетений вокруг кровеносных сосудов, а также на улучшении процесса кровообращения. С помощью точечного массажа можно стимулировать нервные окончания, кровоснабжение и движение лимфы. Все это способствует укреплению защитно-восстановительных процессов в головном мозге.
Поскольку биологически активные точки не всегда находятся вблизи от пораженного органа, для избавления от головной боли массировать нужно точки, расположенные не только в зоне головы, но и на руках, ногах и других частях тела. Процесс воздействия на биологически активные точки не должен быть слишком продолжительным: на весь сеанс достаточно потратить 10–15 минут. Главное условие заключается в том, что точечный массаж следует проводить регулярно.
Правила определения биологически активных точек
Комплекция каждого человека индивидуальна, поэтому биологически активные точки следует искать персонально. Чаще всего для определения местонахождения той или иной точки используются специальные схемы (рисунки), пальпация и анатомические ориентиры.
Главный ориентир поиска искомой биологически активной точки – это резкий болевой импульс, возникающий в ответ на сильное нажатие. При точечном массаже у человека во время воздействия на ту или иную точку возникают ответные реакции субъективного характера, причем не только позитивные, но и негативные. К первым относятся чувство тепла и ощущение легкости. Но могут также возникать ощущения слабых ударов, похожих на воздействие электрическим током, гусиная кожа, чувство ломоты, болезненности или онемения. В настоящее время жизненно важные точки часто определяют с помощью специальных приборов с пониженным электрическим сопротивлением.
Правила и техника проведения точечного самомассажаПрежде чем начинать массаж, нужно пройти обследование у специалиста, который должен установить тип головной боли, характерной именно для вас.
Делать массаж надо только теплыми руками, поэтому перед началом сеанса их следует потереть друг о друга. Нажимать на биологически активные точки надо с такой силой, чтобы давление ясно ощущалось, но в то же время пациент не испытывал боль.
Воздействие на точки может быть стимулирующим и успокаивающим: все зависит от силы, способа и техники надавливания. Так, расслабления вегетативной нервной системы можно достичь при непрерывном нажиме: плавных и медленных вращательных движениях с постепенным нарастанием силы давления и задержкой пальца на найденной точке. Такой прием, не отрывая пальца от точки, следует повторять 3–5 раз, каждый раз возвращаться к исходному положению и делать небольшую паузу. Общее время успокаивающего воздействия на каждую точку составляет от 2 до 5 минут.
К стимулированию, повышению общего тонуса и возбуждению организма приводит короткое сильное надавливание на точку, после чего палец резко и быстро убирается. Средняя продолжительность тонизирующего надавливания должна составлять от 10 до 30 секунд, а общее время воздействия – до 1 минуты.
Перед проведением сеанса надо отвлечься от всего неприятного, принять удобное положение, расслабиться и сосредоточиться на процедуре. Делать точечный массаж нужно следующим образом:
• Подушечки указательных и (или) средних пальцев положить на нужные биологические точки. В большинстве случаев они располагаются в небольших углублениях, зачастую симметрично.
• Кончиком пальца осторожно нащупать «жизненную» точку, прижать ее пальцем и медленно увеличивать нажим.
• Воздействие пальцем следует проводить аккуратно, перпендикулярно к поверхности кожи. Нажим не должен быть резким и грубым, и ни в коем случае нельзя оставлять синяки.
• Нажатие закончить, как только появится чувство, что тело больше не воспринимает раздражение.
При точечном массаже, применяемом при головной боли, выбираются конкретные биологически активные точки. А после процедуры надо в течение некоторого времени отдохнуть.
Приемы точечного массажа
При проведении точечного самомассажа обычно применяются 3 основных приема: легкое касание, поглаживание или легкое и глубокое надавливание подушечками 1–3 пальцев, суставом большого пальца, ладонью либо ее ребром (в этом случае воздействие идет не на точку, а на рефлекторную зону). Давление всегда должно быть вертикальным, без смещения. Воздействие пальцев может быть также вибрирующим или вращательным, но делать его следует без остановок. Чем сильнее надавливание, тем оно должно быть короче.
Существует несколько методов воздействия на биологически активную точку.
1. Обычное: постоянное надавливание на нужную точку в течение 3–5 секунд, после чего его надо постепенно прекращать.
2. Надавливающее повторение в несколько приемов: сначала нажим производится на биологически активную точку в течение 2–4 секунд, после чего, не отнимая пальца, давление надо прекратить, а затем возобновить. Повторять воздействие на биологически активную точку следует 3–4 раза.
3. Осуществлять нажим обоими большими пальцами одновременно так, чтобы они соприкасались наружными краями или ногтевыми пластинами.
4. Давление большими пальцами, которые находятся не рядом, а один сверху другого. Нажим в этом случае производится двойным усилием обоих пальцев.
Методика точечного массажа при головной боли
Для снятия головной боли и предотвращения приступов мигрени используются 19 биологически активных точек. Точки, необходимые для снятия головной боли, расположены на голове, руках и ногах, а также в области живота. Лучший результат достигается в том случае, если делать полный массаж, то есть поочередно надавливать на все биологически активные точки. Однако возможно и массирование отдельных точек, расположенных на том или ином органе.
Для снятия головной боли чаще всего используются приемы успокаивающего действия и только в отдельных случаях – тонизирующие. Симметрично расположенные биологически активные точки следует массировать одновременно, можно при этом закрыть глаза. При выполнении точечного массажа продолжительность воздействия на каждую точку в среднем должна составлять около 5 минут.
Расположение биологически активных точек на голове
При массировании данных точек следует применять успокаивающие нажимы.
Точка 1. Симметричная точка, расположенная в области виска, на границе с волосистой частью головы. Массировать ее удобнее всего в положении сидя, оперившись локтями на стол. Нажимы и круговые надавливания можно делать одновременно или попеременно (с правой или левой стороны).
Точка 2. Симметричная точка, которую легко найти у основания наружного конца брови, в явно прощупываемом углублении. Массировать ее надо таким же образом, как и точку 1.
Точка 3. Симметричная точка, расположенная у наружной стороны глаза. Массировать надо плавными вращательными движениями, не сдвигая кожу. Также можно применять надавливания, постепенно увеличивая их силу. Однако нажимы не должны быть слишком сильными, и они ни в коем случае не должны повреждать кожу.
Точка 4. Симметричная точка, которую легко найти на лице, поскольку она расположена у самой переносицы.
Точка 5. Симметричная точка, расположенная в углублении у основания уха. Воздействовать на нее удобнее в положении сидя с правой и левой сторон одновременно.
 Биологически активные точки, используемые для снятия головной боли и мигрени
Точка 6. Симметричная точка, расположенная возле внутреннего уголка глаза, в небольшом углублении чуть ближе к носу. Надавливания и легкие круговые движения надо делать одновременно с обеих сторон носа. Массаж лучше всего проводить в положении сидя, опираясь локтями на стол.
Точка 7. Симметричная точка, которая находится в височной области головы, непосредственно над верхней частью уха. Ее можно легко найти, если немного отогнуть ухо вперед. На эту точку лучше всего воздействовать тонизирующими движениями, то есть делать быстрые и короткие надавливания или используя прием прерывистой вибрации.
Биологически активные точки, расположенные на руках
Точка 8. Симметричная точка, расположенная на тыльной стороне ладони, между пястными костями большого и указательного пальцев. Ладонь массируемой руки должна лежать на рабочем столе таким образом, чтобы ладонь соприкасалась с его поверхностью. Массировать эту биологически активную точку надо в положении сидя, сначала надавливать на нее на одной стороне руки, а затем – на другой (рис. 4).
Точка 9. Симметричная точка, расположенная на внешней поверхности предплечья. Ее легко обнаружить в углублении, которое находится чуть выше верхней складки запястья. Массаж данной точки лучше всего проводить в положении сидя, расположив руку на столе таким образом, чтобы ладонь касалась его поверхности. Воздействие должно быть успокаивающим, поэтому нажимы следует выполнять плавно. Массировать точку следует попеременно сначала на правой руке, а затем – на левой.
Точка 10. Симметричная точка, расположенная на руке, в самом конце складки, которая образуется при сгибании локтевого сустава. Массировать следует поочередно точки на правой и левой руке. Для удобства руку положить на стол, ладонью на его поверхности. Нажимы должны быть плавными, успокаивающими, с постепенным нарастанием силы надавливания и задержкой пальца на найденной точке.

Биологически активные точки на руках, используемые при точечном массаже
Биологически активные точки, расположенные на ногах
Согласно восточной медицине, на подошвы ног выходит до 30 тысяч пар нервных окончаний. На стопе представлены все внутренние органы. Воздействуя на них при ножном массаже, мы защищаем себя от многих заболеваний, в том числе и от тех, симптомом которых является головная боль. Для профилактики точечный массаж на ногах (рис. 5) показано делать дважды в день – по утрам и вечерам.
Точка 11. Симметричная точка, расположенная на тыльной стороне стопы. Ее следует искать между II и III пальцами, чуть выше них на плюсне. Выполнять массаж следует сидя, положив ногу на ногу. Стопу правой ноги обхватить левой рукой таким образом, чтобы ладонь располагалась на подошвенной поверхности. Подушечкой большого пальца надавливать на данную точку с постепенным усилением. Использовать можно также круговые (по часовой стрелке) вращательные движения.
Точка 12. Симметричная точка, располагается на II пальце стопы в 3 мм от ногтевой лунки. Массаж удобно выполнять в положении сидя, согнув ноги в коленях. Воздействовать желательно одновременно на точки обеих ног. Сделать это можно, если, например, сесть по-турецки. Выбор позы зависит от вашей гибкости. Можно положить ногу на ногу и помассировать нужную точку сначала на одной, а потом на другой ноге.
Точка 13. Симметричная точка, расположенная на тыльной стороне стопы между головками IV и V плюсневых костей. Массировать нужно по тому же принципу, что и предыдущие точки ноги. Движения должны быть успокаивающими.
Точка 14. Симметричная точка, расположенная чуть в стороне (приблизительно на 3 мм) от ногтевого ложа большого пальца по направлению к II пальцу. Массаж надо выполнять в положении сидя, воздействуя на точки обеих ног одновременно.
Точка 15. Симметричная точка, расположенная на внешней стороне стопы, в углублении на границе плюсны и фаланги мизинца. Выполнять массаж следует в положении сидя, попеременно воздействуя на точки то одной, то другой ноги.
Точка 16. Симметричная точка, расположенная на внутренней стороне стопы, в углублении под лодыжкой. Оптимальный вариант – делать массаж одновременно на обеих ногах в положении сидя. Приемы воздействия на точки 15 и 16 должны быть тонизирующими, а продолжительность массажа должна составлять около 1 минуты.
Точка 17. Симметричная точка, расположенная на внутренней поверхности голени, немного выше лодыжки. Массаж следует выполнять в положении сидя, воздействуя одновременно на точки обеих ног.

Расположенные на ногах биологически активные точки, массируемые при головных болях
Массаж точек на теле
На животе располагаются 2 биологически активные точки, которые также надо использовать при массаже, снимающем головную боль (рис. 6).
Точка 18. Точка, расположенная на животе, чуть ниже пупка. Массировать ее лучше в положении лежа на спине. Перед этим мышцы следует расслабить. Нажимы должны быть короткими, сильными и быстрыми, то есть используется тонизирующий прием.

Биологически активные точки на животе, массируемые при головной боли
Точка 19. Точка, расположенная выше пупка, симметрично предыдущей точке. Выполнять быстрые нажимания следует по тому же принципу, что и для точки 18.
Еще один способ - это аутогенная тренировка.
Сеанс активного расслабления
Попробуем сбросить напряжение в крупных скелетных мышцах тела, убрать "зажимы" в области плеч, шеи, расслабить лицо. Как же определить, произошли изменения или нет, может быть нам только кажется, что это расслабление получилось, а на самом деле мы очень еще далеки от этого? Необходимо "поймать" ощущение мышечной релаксации (расслабления), запомнить эффекты, которые его сопровождают, а затем вызвать их в нужный момент из памяти. Чем чаще вы будете создавать цепочку: "ощущение - запоминание", тем легче будет потом восстановить обратную связь "воспоминание - мысленный приказ - ощущение". Очень хорошо помогают в этом сеансы активной релаксации. Напрягая поочередно определенные группы мышц, а затем сбрасывая напряжение, вы без труда почувствуете то, что задано.
Начнем с упражнения для ног" Сидя на стуле и опираясь пальцами ног о пол, поднимите пятки так высоко, как это только возможно. Задержите их в таком положении и расслабьте. Поднимите носки. Выше, еще выше, расслабьте. Зафиксируйте внимание на ступнях и мышцах голени на тридцать секунд. Поднимите ноги и вытяните их вперед, напрягая бедра и живот (мышцы голени расслаблены), задержите ноги, расслабьте. А теперь "зарывайте пятки в песок". Упирайтесь пятками и старайтесь привстать со стула, еще сильней, расслабьтесь. Зафиксируйте внимание на бедрах и животе на тридцать секунд.
Поработаем с руками. Сожмите крепко кулаки, так, чтобы у вас задрожали руки, еще крепче, расслабьте. Растопырьте пальцы как можно шире, задержите их и расслабьте. Закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях в кистях рук, постарайтесь их запомнить. А теперь пошевелим немного плечами и постараемся достать ими до ушей. Поднимите плечи как можно выше, еще выше, расслабьте, проделайте это еще раз, опустите плечи, закройте глаза и полностью обмякните. Пусть ваши плечи станут тяжелыми, "осядут вниз". Зафиксируйте на этом внимание в течение тридцати секунд.
Переходим к мышцам лица. В AT погружении очень часто не удается расслабить лицо, мы привыкаем к постоянному напряжению мимических мышц. А расслабление поддерживает высокий тонус центральной нервной системы. Улыбнитесь. Шире, еще шире, крепко сожмите губы, зажмурьте глаза, еще крепче, а теперь откройте их широко. Расслабьте лицо. Поднимите брови. Вы очень сильно удивлены, нахмурьтесь, расслабьте мышцы глаз. Поделайте всяческие гримасы, сбросьте напряжение, "распустите" мышцы всего лица, сконцентрируйте внимание на лице, запомните ощущения. Все упражнения повторяйте по два-три раза.
Сеанс активной релаксации можно проводить перед каждой аутогенной тренировкой. Вы можете почувствовать тепло, тяжесть или легкость, покалывание или жжение, пульсацию, иногда возникают ощущения увеличения объема, размывание контуров тела. Все это характеризует реальные физические изменение, связанные с релаксацией.
Заключительная часть.
Рефлексия (5-7 мин)
Телесно ориентированное упражнение «Погода» (3 мин)
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он — бумага, второй — художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
- Какие ощущения у вас появились после упражнения? Удалось или нет снять зажимы? Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?
Звуковая гимнастика
Цель: знакомство со звуовой гимнастикой укрепление духа и тела.
Правила применения: спокойное расслабленное состояние, стоя с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Пропеваем следующие звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, лёгкие;
У – воздействует на органы расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
Ха – помогает повысить настроение.
Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.
Домашнее задание:
Совершенствовать способность расслабления мышц тела в стрессовых ситуациях или при воспоминании о них.
РАСПОЛОЖЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК
НА ГОЛОВЕ

РАСПОЛОЖЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК
НА РУКАХ

РАСПОЛОЖЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК НА НОГАХ

РАСПОЛОЖЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК НА ГРУДИ И ЖИВОТЕ