Классный час для учащихся 4 классов, посвященный Победе в Великой Отечественной войне «Никто не забыт»


Классный час для учащихся 4 классов,
посвященный Победе в Великой Отечественной войне
«Никто не забыт»
Цели:   
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Формирование нравственных и гражданских качеств личности.
 Ход занятия
I.Вступительное слово.
 -– Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая?
– Почему её называют Отечественная?
Как вы понимаете эти слова? (О подвигах людей не забывают)
-Много людей погибло во время ВОВ, но подвиг, который они совершили, отдав свою бесценную жизнь за Родину, мы помним всегда.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о войне)
-Речь пойдет о ВОВ, о людях, которым мы обязаны своей мирной жизнью, о великих сражениях.
-Мы уже не первый раз обращаемся к теме войны на своих уроках. А почему сегодня на уроке мы вновь обращаемся к этой теме? (Приближается праздник День победы)
 II. Беседа с учащимися
 1 сентября 1939 года фашистские войска напали на Польшу. А 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Весь советский народ встал на защиту Родины. В сентябре 1941 года фашисты окружили Ленинград.   В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах, провела около 40 крупных наступательных операций.
– Зачем фашисты напали на нашу страну?
Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. У фашистов на главных направлениях было больше артиллерийских орудий, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеносная война.
Учитель: Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Многие люди ради победы не жалели своей жизни. Дорогой ценой они шли к победе.
И вот он наступил – великий долгожданный день – День Победы. В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков. Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. День 9 Мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией. 24 июня 1945 года состоялся парад Победы на Красной площади. В этом учебном году в мае исполнится  70 лет окончания войны.
 -У кого есть близкие родственники ветераны войны?
 -Как вы им помогаете, чем? (Носим воду, дрова,  моем посуду, убираем квартиру, ходим в магазин).
 -Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Жаль, что человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память, которая одна побеждает время.
 III. Викторина.
 Проверим, как вы знаете воинскую терминологию.
 1. Исход битвы в нашу пользу (победа).
2. То, чем солдат думает и из чего он ест (котелок).
3. Тот, кто всегда прав (командир).
4. Приспособление, которое моряки заняли у слона (хобот).
5. Большой морской начальник (адмирал).
6. Военный корабль (крейсер).
7. Любимая рыба моряков (селёдка).
8. Бац, бац и мимо (молоко).
9. Специальность пехотинца (стрелок).
10. Боевая машина (танк).
11. Морской повар (кок).
12. За неё и «помереть совсем не страшно...» (Родина).
13. Слухач и стукач в армии (радист).
14. Одно из главных орудий солдата (ложка).
 
IV. Повторение песен военных лет
 
 - Русскому человеку песня всегда строить и жить помогает. Помогла песня выстоять и победить советскому народу в Великой Отечественно войне. Много песен было написано в военное время. А какие из них знаете вы? («День Победы», «Землянка», «Катюша»).
 
Исполняют песню «Прадедушка»
 
V. Подведение итогов.
 
Так песне с далеких времен суждено:
Родившись, внезапно умчаться в окно.
И ходит по свету сама.
То ласково тронет тебя за плечо,
То в сердце твое застучит горячо,
То горе разделит с тобой,
Теплом из далекого дома пахнет
И силу в солдатскую душу вольет,
На подвиг, ведя боевой.
И ты в легенду вошел 45-ый,
На земле никому не забыть,
Что советским досталось солдатам,
Что народу пришлось пережить!
Рассказы для школьников о войне. Рассказы Сергея Алексеева. Рассказ: Подвиг у Дубосекова; Экзамен. Рассказы о великой Московской битве.
ПОДВИГ У ДУБОСЕКОВА
В середине ноября 1941 года фашисты возобновили своё наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришёлся по дивизии генерала Панфилова.
Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.
Их было 28. Возглавлял бойцов политрук (была в те годы такая должность) Клочков. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.
Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:
— Батюшки, двадцать штук!
Усмехнулся Клочков:
— Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.
— Меньше, — сказал рядовой Емцов.
— Конечно, меньше, — сказал Петренко.
Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.
Вступили герои в бой.
— Ура! — разнеслось над окопами.
Это солдаты первый подбили танк.
Снова гремит «Ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер. И снова «Ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.
Рассмеялся сержант Петренко:
— Поперхнулся, видать, разбойник.
— Эка же, хвост поджал.
Передохнули солдаты. Видят — снова идёт лавина. Сосчитали — тридцать фашистских танков.
Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе всё танки, ближе.
— Друзья, — произнёс Клочков, — велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.
— Понятно, товарищ политрук, — ответили солдаты.
— Москва!
Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов. Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Всё меньше и меньше солдат и гранат.
Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.
Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.
Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково — для каждого русского сердца дорогое, святое место.
ЭКЗАМЕН
Не повезло лейтенанту Жулину.
Все друзья в боевых полках. Жулин служит в учебной роте.
Обучает лейтенант ополченцев. На защиту Москвы поднялись тысячи добровольцев. Создавались роты, полки и даже целые дивизии народного ополчения.
У ополченцев знаний военных мало. Где у винтовки курок, где боёк, зачастую путают.
Обучает Жулин ополченцев стрельбе по мишеням. Учит штыком по мешкам колоть.
Тяготится молодой офицер своим положением. Бои идут у самой Москвы. Охватывает враг советскую столицу огромным полукольцом. Рвётся с севера, рвётся с юга. Атакует в лоб. Дмитров, Клин, Истра в руках у фашистов. Бои идут всего в сорока километрах от Москвы, у посёлка Крюково.
Рвётся Жулин к друзьям на фронт. Подаёт рапорт начальству.
Подал раз — отказали.
Подал два — отказали.
Подал три — отказали.
— Ступайте к своим ополченцам, — отвечает ему начальство.
Кончилось тем, что пригрозило начальство Жулину, что приедет к нему с проверкой. Устроит и ему и бойцам экзамен.
И верно. Прошёл день или два. Глянул Жулин — приехало начальство. К тому же начальство высшее — сам генерал в машине.
В этот день проводил лейтенант с бойцами занятия в лесу, на лесной поляне, недалеко от посёлка Нахабино. Рыли солдаты окопы. По мишеням вели стрельбу.
Тишь, благодать кругом. Сосны стоят и ели.
Бросился Жулин генералу навстречу, руку поднёс к пилотке.
— Товарищ генерал, рота лейтенанта Жулина... — стал докладывать Жулин. Вдруг слышит самолётный гул прямо над головой. Поднял Жулин глаза — самолёт. Видит: не наш — фашистский.
Прекратил лейтенант доклад, повернулся к бойцам.
— К бою! — подал команду.
Между тем фашистский самолёт развернулся и открыл огонь по поляне. Хорошо, что бойцы отрыли окопы, укрылись они от пуль.
— Огонь по фашисту! — командует Жулин.
Открыли огонь ополченцы.
Секунда, вторая — и вдруг вспыхнул вражеский самолёт. Ещё секунда — выпрыгнул лётчик. Раскрылся парашют, приземлился у самого края поляны.
Побежали солдаты, взяли фашиста в плен.
Доволен Жулин. Поправил пилотку, гимнастёрку одёрнул. К генералу опять шагнул. Козырнул. Замер по стойке «смирно».
— Товарищ генерал, рота лейтенанта Жулина проводит учебные занятия.
Улыбнулся генерал, повернулся к ополченцам:
— Благодарю за службу, товарищи!
— Служим Советскому Союзу, — точно по уставу, дружно ответили ополченцы.
— Вольно, — сказал генерал. На Жулина одобряюще глянул.
Вместе с генералом приехали и два майора.
— Товарищ генерал, — шепчут майоры, — разрешите начать экзамен.
— Зачем же? — сказал генерал. — Считаю: экзамен принят.
Подошёл и крепко руку пожал лейтенанту Жулину. А потом и орден прислали Жулину. Жулину — орден. Солдатам — медали.
Важное дело — готовить войска к боям. Во многих местах: под Москвой, на Урале, в Сибири, в Средней Азии, на Дальнем Востоке — завершают войска обучение. Пройдёт немного времени, и новые силы встанут здесь, под Москвой, на пути у фашистов.
Шагает, шагает время. Не в пользу фашистов часы считают.