Социальный проект Стена памяти


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 59"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"СТЕНА ПАМЯТИ"
Руководитель проекта:
Никольская Ю.В.
Нижний Новгород
2016
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: "СТЕНА ПАМЯТИ"
Наименование проекта Проект "Стена памяти""
Цель: Формирование патриотических чувств учащихся
Задачи проекта: 1.Формирование гражданственности у учащихся
2. Формирование чувства гордости за свой народ, свою семью, их историю, традиции, культурные достижения.
3. Формирование активной жизненной позиции
4.Вовлечение учащихся их родителей в активную деятельность  по   патриотическому    воспитанию
Направления реализации проекта: Патриотическое (формирование патриотических чувств учащихся, работа агитбригады "Быть патриотом", оформление "Стены памяти", акция "Письмо ветерану", участие 9 мая в акции "Бессмертный полк")Сроки-реализации проекта 2016-2017 учебный год
Участники реализации проекта обучающиеся 11-х классов, классные руководители, заместитель директора Калинина С.В., заместитель директора Никольская Ю.В.
Участники мероприятий проекта обучающиеся 1-10 классов школы
Ожидаемые результаты Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся
Активное участие в мероприятиях патриотической направленности во внеурочное время
Контроль за реализацией проекта 1 раз в четверть заслушиваются итоги по реализации проекта на собрании детского общественного объединения "Он-лайн", ШМО классных руководителей
Проблема:
Цель: Формирование патриотических чувств учащихся
Задачи:
1. Формирование гражданственности у учащихся
2. Формирование чувства гордости за свой народ, свою семью, их историю, традиции, культурные достижения.
3. Формирование активной жизненной позиции
4.Вовлечение учащихся их родителей в активную деятельность  по   патриотическому    воспитанию
Проект внутренний, средней продолжительности, групповой
Планируемый результат проекта: создание " Стены памяти"
Актуальность проекта:
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям семьи, старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. 
 Патриотическое  становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает  социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни. Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества, попытками переписать историю произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней  социальное  расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, широкое распространение получают идеи национализма и экстремизма. 
Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения и от сохранения исторической памяти своего народа. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся. 
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое  воспитание  выделено в качестве приоритетного направления данная проблема становится особенно актуальной. 
План проведения проекта:
Этап Деятельность учителя и учеников Время
1 Вводная часть
Выбор проблемы
Формулировка основополагающего вопроса
Выдвижение гипотезы решения
Формулировка проблемных вопросов
Создание рабочей группы 1 неделя
2 Теоретическая часть работы группы
Поиск информации в интернете. СМИ
Обсуждение полученной информации
2 неделя
3 Практическая часть работы группы
Анкетирование учащихся
Анкетирование родителей
Обработка анкет
Анализ результатов анкетирования
4 Оформительская и презентативная часть работы
Оформление "Стены памяти"
Презентация результатов работы
5 Предполагаемый результат Содержание проекта
Вводная часть
Была создана рабочая группа из учащихся 11 классов, определены индивидуальные планы работы каждого в группе по своей исследовательской задаче
По анализу теоретической части проблемы
По составлению вопросов анкеты
По обработке данных анкет
По оформлению продукта проекта
По подготовке презентации проекта
Цель проекта:
Формирование патриотических чувств учащихся
Теоретическая часть (анализ фактов на основе информации интернета, СМИ)
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Что можно сделать для воспитания патриотизма.
Практическая часть
Были разработаны и проведены анкеты.
Анкета для учащихся 1-5 классов «Патриот»
Что Вы понимаете под словом «патриотизм»?
Какими качествами должен обладать патриот?
Считаете ли вы себя патриотом?
Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств?
- родители, школа, окружающие (нужное подчеркнуть)
Знаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?
А) да
Б) нет
В) совсем не знаю
Г) затрудняюсь ответить
Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?
А) да поют
Б) не поют
В каких мероприятиях Вы бы хотели больше участвовать?
А) патриотические клубы и центры;
Б) фестивали и конкурсы патриотической направленности;
В) военно-спортивные игры;
Г) выставки патриотической направленности;
Д) встречи с ветеранами
Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?
Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?
Знаете ли Вы, когда образовался город (посёлок), в котором Вы живёте?
А) да
Б) нет
Любите ли Вы свой город (посёлок)?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Как называется улица, на которой Вы живёте?
В честь кого она названа?
Есть ли у Вас любимое место в нашем городе (посёлке)? Какое?
Что нужно делать для города (посёлка), что бы он был лучше?
Анкета для учащихся 6-8 классов «Патриотизм»
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Отметьте галочкой вариант ответа или напишите развернутый ответ, где это необходимо.
1. Считаете ли вы себя патриотом? (выберите один вариант ответа)
а) да б) нет в) частично г) не знаю
2. Осознаете ли вы свои гражданские права и обязанности? (выберите один вариант ответа)
а) да б) нет в) частично г) не знаю
3. Уважаете ли Вы людей другой национальности? (выберите один вариант ответа)
а) да б) нет в) отношусь терпимо г) не знаю
4.Как вы для себя определяете понятие «патриот»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выберете из нижеперечисленного высказывания, по которым вы определяете для себя понятие «патриотизм?» (выберете не более 4-х вариантов ответов)
Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
Нетерпимость к представителям других наций и народов.
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей страны.
Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни.
Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы наше государство было самым мощным и уважаемым.
Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
Патриотизм – это лишь литературная выдумка.
Другое_________________________________________________________________________________________
6. Испытываете ли Вы чувство гордости (выберете 1 или несколько вариантов ответов)
за свою страну
за свой город
за принадлежность к гражданству Российской Федерации
не испытываю чувства гордости не за что из выше перечисленного
затрудняюсь ответить
другое_________________________________________________________________________________________
7. Назовите поводы для гордости нашей страной?________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Закончите предложение: «Чтобы быть достойным гражданином своей страны…»
_______________________________________________________________________________________________________
Анкета для учащихся 9-11 классов «Патриотизм сегодня»
при заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов, необходимо отметить выбранный вариант ответа любым значком.
Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
любовь к Родине Умение жить и взаимодействовать в коллективе любовь к народу религиозная вера, которую я исповедаю любовь к своей семье, близким возрождение традиций советского государства прославление побед Родины возрождение традиций российского государства любовь к родному городу, деревне, дому «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» стремление к безопасному глобальному миру любовь ко всему человечеству, гуманизм любовь к национальной культуре уважение к своей Родине, гордость за свою страну стремление к социальной справедливости патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение 2. Выберите одно, наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и отметьте:
Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Словарь Ожегова и Шведовой) Патриотизм – это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа (Энциклопедия социологии) Патриотизм, в котором главное – это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм – чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой). Патриот – это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм – это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое (В. Познер) 3. В чем проявляется истинный патриотизм? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы в голосовании на выборах за патриотические партии в участии в деятельности патриотических организаций в праздновании исторических событий и юбилеев в конструктивной критике недостатков в стране в работе с полной отдачей сил по своей специальности в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма 5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у учащихся следующие направления патриотического воспитания? (направления патриотического воспитания в баллах от 0 до 5)
деятельность патриотических клубов, центров фестивали, конкурсы патриотической направленности военно-спортивные игры литература патриотической направленности выставки патриотической направленности встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн личный пример и Ваше отношение к патриотизму 7. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чѐм это проявляется?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Может ли быть патриотом человек, который… (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
Критикует власть своей страны Старается избежать службы в армии Не знает текста гимна своей страны Равнодушен к родной природе Не знает историю своей страны Не ходит на выборы Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство Уезжает жить и работать за границу
9. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей других регионов России?
отличаются в лучшую сторону отличаются в худшую сторону не отличаются затрудняюсь ответить 10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)______________________________________________
_________________________________________________
Нет, не приходилось
Затрудняюсь ответить
Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну? Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)______________________________________________
_________________________________________________
Нет, не приходилось
Затрудняюсь ответить
Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово «Родина»? Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)______________________________________________
_________________________________________________
Нет, не приходилось
Затрудняюсь ответить
12. Считаете ли Вы себя патриотом?
Да Нет Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»
Вопрос Ответ
1.    Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи?  Подчеркните. Ответов может быть несколько. СемьяНравственность
РодинаЗдоровьеОбразованиеДружбаТворчествоКарьераДругое (допишите)……………………………………………………………
2.    Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа? на обучениена воспитаниена сочетание обучения и воспитания
3.    Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?Школа должна: обучатьвоспитыватьобучать и воспитыватьдругое (допишите)……………………………………………………… 

4. Семья должна: обучатьвоспитыватьобучать и воспитыватьдругое (допишите)……………………………………………………… 
При обработке данных анкет было выявлено:
Родители:
на 1 месте семья
на 2 месте здоровье
на 3 месте карьера
на 4 месте образование
на 5 месте Родина
Школа должна обучить и воспитать ребенка (77% опрошенных)
Учащиеся 1-5 классов
Патриотизм для большинства ребят –это любовь к Родине
95% считают себя патриотами
60% считают, что на патриотические качества повлияла школа
40% считают, что на патриотические качества повлияла семья
89% Отмечают семейные праздники
Из патриотических мероприятий выбрали :1.Военно-спортивные игры
2.Фестивали
3.Клубы
4.Встречи с ветеранами
Учащиеся 6-8 классов:
99% считают себя патриотами
60% осознают свои права и обязанности
80% уважают представителей других национальностей
Патриотизм это: любовь к родному краю (90%)
Гордость за свою страну (80%)
Стремление трудиться на благо страны (30%)
Патриотизм не актуален (10%)
Поводы для гордости нашей страной: вклад в науку и культуру
Победа в Великой Отечественной войне
Учащиеся 9-11 классов
Патриотизм это: любовь к Родине
Любовь к семье
Любовь к городу, краю
Уважение своей страны
Из определений чаще всего выбирали:
Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Словарь Ожегова и Шведовой)
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа (Энциклопедия социологии)
Истинный патриотизм проявляется :В деятельности патриотических организаций (60%)
В праздновании исторических событий (80%)
На развитие патриотических ценностей учащихся влияют:
Патриотические клубы
Военно-спортивные игры
Выставки на патриотическую тематику
Встречи с ветеранами
Участие в патриотических конкурсах и фестивалях
Приходилось ли вам испытывать чувство гордости за нашу страну: 98% ответили да
Поводы для гордости:
9 мая, победа в Великой отечественной войне, победы на Олимпийских играх
Считают себя патриотами 99%учащихся
Оформление презентативная часть работы
Каждый класс к 9 мая должен будет оформить несколько листов (1-2) ватманов с рассказом о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Эти листы будут вывешены на одну из стен в школе.
Планируется проведение экскурсии для 1-6 классов учащимися 11 классов по "Стене памяти".
Статья в школьной газете.
Подготовка к Фестивалю солдатской песни, посвященному песням о Великой Отечественной войне.
Предполагаемый результат
Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся
Активное участие в мероприятиях патриотической направленности во внеурочное время