Урок на тему Влияние различных факторов на скорость химической реакции (с использованием ТРИЗ-технологии).


ТЕМА УРОКА:
Влияние различных факторов на скорость химической реакции
(с использованием ТРИЗ-технологии).
Задачи:
Образовательные: продолжить развивать представление учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на скоростиреакции, дать определение катализатора и ингибитора
Развивающие: умение сравнивать и делать выводы; усовершенствовать навыки работы с лабораторной посудой и реактивами; уметь применять знания на практике.
Воспитательные: умения работать в коллективе.
Оборудование: MnO2, зажим, спиртовка, лучина, пробирки, металлы (Fe, Zn, Al), соляная кислота.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Площадь поверхности соприкосновения
Природа вещества
Концентрация исходных веществ
Температура
Катализатор
Организовать всего 5 групп.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Задачами сегодняшнего урока является выявление факторов, которые влияют на скорость химической реакции.
II. Актуализация знаний
Вопросы:
– Дайте определение скорости химической реакции.– Чем отличается понятие “скорость” в физике и химии?– Что нужно знать, чтобы рассчитать скорость химической реакции?

III. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, все Вы каждый день торопитесь в школу! Что влияет скорость Вашего сбора ? Многие факторы (перечисляют ученики, возможны шуточные варианты).
– Ребята, а какие факторы влияют на скорость химической реакции?
Ученики выдвигают предположения, затем учитель открывает закрытые бумагой слова на доске.

Учитель: уточним каждый из факторов:
Учитель: сегодня мы будем работать. Факторы, влияющие на скорость химической реакции, мы установили. Сейчас Вы будете наблюдать эти явления при проведении эксперимента. Для этого вы и разделились на 5 групп. Теперь как научные сотрудники дайте объяснение этим явлениям. Почему на скорость химической реакции влияют перечисленные нами факторы.
Объяснения экспериментов могут быть научными или/и образными, связанными с бытовыми примерами, художественными, можно зарисовать ситуацию, объясняющую эти явления.
Дается задание каждой группе с последующим сообщением полученных результатов (каждой группе лучше всего продемонстрировать свой опыт демонстрационно):
Группа 1 – объяснить, почему на скорость химической реакции влияет площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Даны вещества: Zn (опилки), Zn (гранулы), раствор HCl.
– Проведите химические реакции.

Группа 2 – объяснить, почему на скорость химической реакции влияет природа реагирующих веществ.
Даны вещества: раствор HCl, образцы металлов Al, Zn, Fe. Проведите реакцию между кислотой и каждым металлом.
Группа 3 – объяснить, почему на скорость химической реакции влияет концентрация исходных веществ.
Даны вещества: Zn, раствор HCl (1:1) (на 1 часть воды приходится 1 часть концентрированной HCl, раствор HCl (1:5). Проведите реакции между металлом и соляной кислотой различной концентрации.
Группа 4 – объяснить, почему на скорость химической реакции влияет температура исходных веществ.
Даны вещества: 5мл 5%-го раствора HCl и 5мл 5%-го раствора тиосульфата натрия.
Проделайте следующие опыты:
Взаимодействие Na2S2O3 с HCl при обычных условиях.
Взаимодействие Na2S2O3 с HCl (растворы предварительно слегка подогреты).
Группа 5 – объяснить, почему на скорость химической реакции влияет катализатор
Получения кислорода из перекиси водорода в присутствии катализатора оксида марганца и обнаружение кислорода тлеющей лучиной.
В пробирку с пероксидом водорода (Н2О2) поместите немного оксида марганца (IV). Докажите, что полученный газ-кислород.
Для выработки образного объяснения можно применить АНАЛОГИЮ, т.е. на что похожа эта ситуация?
5 группа – На что из вашей жизни похоже действие катализатора на скорость химической реакции?
4 группа – На что похоже влияние температуры на скорость химической реакции?
3 группа – На что похоже влияние концентрации веществ на скорость химической реакции?
2 группа – На что похоже влияние природы вещества на скорость химической реакции?
1 группа – На что похоже влияние увеличения или уменьшения площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ?
Дается время для обсуждения в группах, (10 мин.) Затем заслушивается выступление каждой группы (результаты эксперимента и аналогия):
Учитель: итак, мы посмотрели выступления каждой группы, каждая группа отразила в своем выступлении один из факторов, влияющих на скорость химической реакции.
V. Завершение урока, подведение итогов, выставление отметок самым активным ученикам. Рефлексия
VI. Домашнее задание