Урок литературного чтения 2 класс А.Л. Барто Вовка-добрая душа


Урок
по литературному чтению
2 «Е» класс для детей с ОВЗ
Тема урока: А. Л. Барто «Вовка-добрая душа».
Учитель начальных классов:
Шумакова Наталья Николаевна
Технологическая карта урока
Шумакова Наталья Николаевна
Класс: 2 «Е» УМК Школа России
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: А. Л. Барто. «Вовка-добрая душа».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цель урока: ознакомить учащихся с новым стихотворением А. Л. Барто; стимулировать интерес к чтению произведений А.Л. Барто.
Задачи урока:
Образовательные: развивать навык выразительного чтения, учить сравнивать и сопоставлять научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль произведения.
Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога, внимательное отношение к окружающим людям.
Коррекционные: способствовать развитию умений анализировать посредством решения ситуаций, развитие диалогической речи, создать условия для развития связной речи
Метапредметные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения. Развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя). Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, аудиозапись стихотворения, электронная версия книги А.Л. Барто, компьютер, карточки, выставка книг, фишки.
для учащихся – учебник, карточки, фишки.
Название этапа урока Содержание этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный этап Приветствие, проверка подготовки, организация внимания. Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Проверьте, всё ли, у нас готово к уроку. Дети проверяют своё рабочее место.
Эмоциональный настрой на урок. 2. Проверка выполнения домашнего задания Проверка правильного выполнения задания, выявление трудностей, проблем. Беседа, чтение наизусть и выразительное чтение стихотворения.
Урок начнём с проверки домашнего задания.
-Какое было домашнее задание?
-Кто герой этого стихотворения: мальчик или девочка?
- Героем может быть и мальчик, но так как есть
посвящение, то решаем, что это девочка.
-Можете ли вы сказать, какой характер у этой девочки?
-Какая главная мысль в этом стихотворении? Дети отвечают на вопросы учителя.
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
-Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто, передавая интонацией чувства девочки.
Выразительное чтение стихотворения «Мы не заметили жука» (читают слабые дети)
-Прочитайте наизусть стихотворение А. Барто, передавая интонацией чувства девочки.
Чтение стихотворения наизусть.
Дети сами выбирают лучшего чтеца. 3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Актуализация субъективного опыта.
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение, записанное на доске жужжащим чтением (использую карточки для дифференцированной работы)
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разинейРезиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина.
А то отправим Зину
Обратно в магазин.Дети читают стихотворение вслух.Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
-Прислушайтесь к звучанию рифмующихся слов.
-Что общего в звучании слов вы услышали: Зина, магазин, корзина?
-Прочитайте первое четверостишие скороговоркой?
-Как вы думаете, кто автор этих слов?
Ответы детей.
Чтение скороговорки 2-3 учениками.
А.Л. Барто. 4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Сообщение темы -Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениемАгнии Львовны Барто «Вовка - добрая душа» Слушают учителя.
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.5.Первичная проверка понимания изученного.
Поверка умения работать с книгой, ориентироваться на группы книг, знакомство с произведением.
-Найдите среди книг на нашей выставке ту, которая соответствует названию нового стихотворения.
-У меня в руках книга («Вовка - добрая душа»). Что вы можете сказать о ней по обложке?
Слушают учителя. Смотрят книгу А.Л. Барто с монитора компьютера. Дети должны назвать автора, название книги, по иллюстрации определить, какие произведения о детях здесь собраны.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Беседа по прослушанному отрывку стихотворения, выявление темы, характера героя.
-В нашем учебнике тоже есть отрывок стихотворения из этой книги. Давайте послушаем аудиозапись, где это стихотворение читает мастер слова.
-Какой случай описывает А. Барто?
-Какое настроение вызывает это стихотворение?
-Каким вы представляете себе Вовку? Слушают аудиозапись.
Ответы детей.
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Первичное жужжащее чтение
- Прочитайте стихотворение А.Л. Барто.
Читают текст, делают пометки карандашом в учебнике.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.Чтение стихотворения

-А теперь прочитаем стихотворение вслух по цепочке и посмотрим, кто читает выразительно?
Выразительное чтение стихотворения вслух по цепочке.
7. Физминутка Электронная физминутка для глаз
Дети следят за движением предметов на мониторе компьютера. 8.Первичное закрепление изученного материала (применение нового знания) Чтение стихотворения
А. Л. Барто «Вовка-добрая душа» по ролям -Чтобы прочитать это стихотворение по ролям, нам надо определить количество ролей. Определяют роли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
-Как надо читать это стихотворение? С какой интонацией? (У каждой роли своя интонация и настроение.)
Следят за текстом, делают пометки карандашом в учебнике.
9.Физминутка.
Вновь у нас физминуткаНаклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты) Дети выполняют оздоровительные упражнения. 10.Применение знаний и способов действий.
Беседа по книге А.Л. Барто.
-Если вы хотите узнать, как Вовка выручил бабушек и как Вовка стал старшим братом, и вообще ознакомиться с этим хорошим и надежным пареньком, то прочитайте эту книгу А. Барто «Вовка - добрая душа».
Просмотр иллюстрированной версии книги на мониторе компьютера. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Самостоятельная работа детей, чтение стихотворений
-А сейчас разделитесь на группы и прочитайте стихи из этой книги. Чтение стихов вслух.
У каждой группы своя карточка на столах.
(стихотворения напечатаны учителем, которые есть в книге)
Читают выразительно. 11. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
-Какова была тема сегодняшнего урока.
-Как мы её раскрыли? С помощью чего?
-Какие стихотворения вам нравится читать?
Ответы детей.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности У каждого на столе лежат три фишки. Оцените свою деятельность, выбрав одну из фишек
«зеленую» - вы очень довольны своей работой,
«желтую» - вы работали хорошо, но могли бы ещё лучше.
«красную» - мне требуется помощь. Выбирают нужную фишку. Поднимают. 12. Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1 группа - подготовит выразительное чтение стихотворения.
2 группа - выучит стихотворение наизусть. Используемая литература
1. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Бойкина М.И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс.-3-е изд., переработанное и дополненное - М.:ВАКО, 2007.-288с. - (В помощь школьному учителю).
2. Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы УМК «Школа России» (диск для 2 класса).
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО.2007.-208с. – (Мастерская учителя).