Рабочая программа факультативного курса Легко, если вместе, 3 класс

Департамент образования администрации Нижнеилимского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Новоигирменская СОШ №1»

Рассмотрено
МО__________
Протокол № 1
От «__»_______2012г.
Руководитель МО
______ Л.М. Шестакова
Согласовано
Методсовет
Протокол №
«__»_______2012г
Зам директора по НМР
________Е.В. Колесникова


Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____2012г.
Директор МОУ
«Новоигирменская СОШ №1»
________В. В. Колесников





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проектной мастерской
«ЛЕГКО, ЕСЛИ ВМЕСТЕ»
для 3-а класса
уровень: общеобразовательный
учитель: Сидорова надежда Анисимовна
квалификационная категория отсутствует












Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.


2012-2013 учебный год
Пояснительная записка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.
Для того, чтобы выполнить социальный заказ, необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат.
Реализация программы «Легко, если вместе» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность.
Актуальность программы состоит также в том, что дети участвуя в проекте, разработанном ими самими, получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные учителем и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, учитель создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.
Цель программы – формирование у обучающихся опыта социального общественного действия через включение их в самостоятельную общественную практику.
Задачи программы:
- формирование интеллектуально - познавательных потребностей детей;
- формирование у обучающихся компетенций, необходимых для исследовательской деятельности;
- формирование навыков коммуникативной культуры для взаимодействия с одноклассниками и взрослыми людьми;
- воспитание доброжелательности, ответственности;
- воспитание осознанного стремления трудиться на благо себя и других;
- формирование регулятивных качеств личности.

Общая характеристика курса
Данная программа проектной деятельности предназначена для учащихся начальных классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы учителя должны способствовать воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, экологического сознания, а также стремления к познанию, целеустремлённости, настойчивости.
Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.
Направление программы – социальное и познавательное.
Объем программы – 17 часов. Программа является учебно-воспитательной и носит комплексный характер. Состоит из следующих модулей: «Коллективное творчество» (4ч.), «Из следопытов в исследователи» ( 5ч.), «Наш проект» ( 8 ч.). Все они согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения содержания курса, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый с учетом возрастных особенностей и возможностей младших школьников в рамках отведенного времени.
Занятия первого модуля «Коллективное творчество» способствуют развитию у учащихся умений межличностного взаимодействия в группе, формированию навыков коллективного планирования, анализа личной и групповой работы, рефлексии, условий для формирования адекватной объективной самооценки.
На занятиях второго модуля «Из следопытов в исследователи» даются первоначальные представления об учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, ее методах и формах, формируются умения сохранять, принимать учебную задачу и выполнять ее в индивидуальной и совместной деятельности. Ученики планируют свою деятельность, действуют по составленному плану. Учитель создает условия для формирования внутренней позиции школьника, его положительной «Я-концепции».
Проекты необходимо реализовывать в строгой последовательности, т.к. курс построен по принципу – от простого к сложному, а основы универсальных учебных действий, которые формируются в процессе подготовки и реализации основного модуля (третий модуль), закладываются на занятиях первых двух модулей.
Программа «Легко, если вместе» является также пропедевтическим курсом для осуществления исследовательской деятельности в 4-м классе и основной школе.

Место программы в основной образовательной программе НОО
Программа продолжает урочную деятельность, т. к. развивает у обучающихся умение учиться и организовывать свою деятельность – формулировать с помощью учителя цели и задачи предстоящей деятельности, планировать работу, осуществлять ее контроль и оценку, формировать навыки взаимодействия с одноклассниками и педагогом. Она преемственна по отношению ко всем курсам основной образовательной программы для начальной школы. Опираясь на знания детей, полученные на уроках, она расширяет и углубляет их, дополняет занятиями практической направленности.
Программа призвана реализовывать все направления программы интеллектуально – познавательного и духовно – нравственного развития учащихся, способствует развитию нравственных чувств и этического сознания, развитию трудолюбия и творческого отношения к порученному делу, развитию ценностного отношения к прекрасному, к природе.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю со второго полугодия в рамках внеурочной деятельности.

Ценностные ориентиры программы

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность человечества - осознание себя частью общества, для существования в котором необходимы мир. сотрудничество, толерантность, уважение к мнению окружающих.


Результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия.
У учащихся будут сформированы:
- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,
- сформировать эстетические ценности и чувства,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы экологической культуры.

Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,
- задавать вопросы,
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей,
- работать по предложенному учителем плану,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,
- обобщать,
- устанавливать аналогии,
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.

Содержание программы «Легко, если вместе»
Модуль 1 «Коллективное творчество» – 4 часа.
Задачи:
- формировать навыки коллективного и группового взаимодействия с одноклассниками и педагогом,
- воспитывать доброжелательность, ответственность, чувство эмпатии,
- воспитывать осознанное стремление трудиться на благо других,
- формировать навыки планирования и анализа своей деятельности,
- формировать умения адекватно оценивать свою работу.

Занятия 1 – 4 «Поезд нашего класса»
Цель: познакомить обучающихся с правилами групповой работы, развивать умения межличностного взаимодействия в паре и в коллективе в процессе игры, формировать навыки коллективного планирования, развивать творческие способности детей, создавать условия для формирования адекватной объективной самооценки.

Содержание: знакомство с сюжетом игры (начало путешествия учащихся класса на сказочном поезде); выбор способа, по которому узнают и соберутся пассажиры сказочного поезда; распределение вагончиков сказочного поезда; коллективная работа по размещению в них пассажиров (сверстников и взрослых); изображение своих попутчиков и украшение вагончиков поезда; индивидуальная работа по созданию образа своего поезда (герб класса); выбор лучших композиций изображаемого; создание общей композиции поезда по коллективно спланированному сюжету; подготовка к представлению групповой работы; анализ индивидуальной, парной и совместной деятельности; представление групповой работы.
Форма: коллективная творческая игра «Поезд нашего класса».

Продукт деятельности: реально действующая карта для экстренного сбора или оповещения учащихся, серия иллюстраций «Поезд нашего класса» (деление учащихся класса на микрогруппы для выполнения определенных поручений), «герб» нашего класса.

Модуль 2 «Из следопытов в исследователи» – 5 часов.
Задачи:
- дать первоначальные представления о учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, ее методах и формах,
- формировать умения сохранять, принимать учебную задачу и выполнять ее в индивидуальной и совместной деятельности,
- формировать умения планировать свою деятельность, действовать по составленному плану,
- формировать внутреннюю позицию школьника, положительную «Я-концепцию ребенка».

Занятие 1 «Удивительная наша планета».
Цель: мотивация детей к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса обучающихся в области естественных наук.
Содержание: Многообразие мира растений Земли. Приспособление растений к разному климату. Строение растений. Экскурсия в парковую зону. Многообразие мира животных. Приспособление их к условиям окружающей жизни.
Формы: беседа, проектная деятельность, экскурсия.

Занятие 2 «Научные исследования. Зачем человек исследует мир?»
Цель: формировать представление об исследовании как способе познания окружающего мира, формировать мотивацию для развития в себе качеств исследователя, создавать условия для развития конвергентного и дивергентного мышления.
Содержание: Работа в группах с детской энциклопедией. Постановка проблемы. Дискуссия «Способы решения проблемы». Беседа «Зачем человеку нужны исследования? Что такое исследование?».
Форма: беседа, дискуссия.

Занятие 3 «Методы исследования».
Цель: формировать представления о методах исследования, формировать элементарные исследовательские умения и навыки.
Содержание: беседа о способах познания окружающего мира. Продуктивная игра «Как мы познаем окружающий мир».
Форма: продуктивная игра.

Занятие 4 «Учимся работать с научно-познавательной литературой».
Цель: формировать навыки работы с текстом.
Содержание: знакомство с научно-познавательной литературой. Виды
научно-познавательной литературы, ее классификация. Подготовка презентации научно-популярной статьи.
Форма: творческий проект.

Занятие 5 «Методы анкетирования и опроса».
Цель: формировать представления о методах анкетирования и опроса, отрабатывать умения проводить опрос и анкетирование.
Содержание: Методы анкетирования и опроса. Обработка результатов. Практикум по группам.
Форма: тренинговая.

Продукт деятельности: научный доклад (выступают основной докладчик и содокладчики)

Модуль 3 «Наш проект» - 8 часов.
Задачи:
- формировать основы здорового образа жизни и экологической культуры;
- формировать навыки социализации: коллективного и группового взаимодействия с одноклассниками и родителями одноклассников;
- воспитывать осознанное стремление быть ответственным и трудиться на благо других;
- формировать навыки индивидуальной и групповой рефлексии.

Занятие 1 «Подготовка учащихся к работе над проектом».
Цель: познакомить детей со спецификой социального проекта, мотивировать детей на участие в разработке и реализации проекта.
Содержание: Фотовыставка «Мы отдыхаем на природе». Беседа «Каким он был осенний поход?» Обсуждение проблем, возникших в осеннем походе. Подведение итогов о необходимости осуществления деятельности по планированию и организации предстоящего весеннего похода.
Форма: дискуссия «Выбор проблемы»

Занятие 2 - 5 «Сбор и анализ информации по проблеме».
Цель: собрать и проанализировать информацию по выбранной проблеме, касающуюся разных ее аспектов.
Содержание: групповая работа по направлениям.
Первая группа «Аналитики» изучает то, как подобная проблема решалась другими детьми в своей школе, нашими родителями (когда они были школьниками), людьми специальных профессий (инструктор по туризму).
Вторая группа «Затейники» изучают способы культурно-оздоровительного досуга в условиях похода.
Третья группа «Дизайнеры» продумывает, как будет выглядеть место привала, деление его на зоны, композиции групповых и индивидуальных снимков.
Четвертая группа «Финансисты и снабженцы» продумывает проблему привлечения денежных средств с целью приобретения продуктов; проблему поиска и доставки всего необходимого.
Форма: групповая работа.

Занятие 6-7 «Разработка собственного варианта решения проблемы и реализация плана действий команды».
Цель: принять собственный вариант решения проблемы, обработать и систематизировать полученный материал, распределив его по соответствующим разделам проекта.
Содержание: обработка и представление наработанных материалов по разделам:
- актуальность проблемы для учащихся других классов школы,
- информация о различных подходах к решению данной проблемы, ее анализ,
- план действий, разработанный и принятый каждой командой.
Форма: мини-презентация планируемых действий, дискуссия, поход.

Занятие 8 «Рефлексия и презентация проекта».
Цель: представление учащимся других классов и параллелей информации о важности проблемы, объяснить пути решения проблемы, продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы.
Содержание: результаты анкетирования учащихся класса и их родителей (представляет аналитическая группа), презентация проекта «Наш поход» детской и взрослой аудитории, ответы нам вопросы слушателей.
Вопросы, предложенные детям в анкете:
-Чему вы научились, работая над проектом?
-Какие умения приобрели?
-Что у вас получилось хорошо?
-Какие вы видите недоработки?
Форма: анкетирование, презентация, коллективное обсуждение.

Продукт деятельности: поход, газета (выпускают аналитики), пакет рекомендаций (план действий, разработанный каждой командой)

Тематическое планирование
Название темы
Дата
Направленность занятия
Количество часов (аудиторное)
Количество часов (внеаудиторное)

Модуль № 1 «Коллективное творчество» (4 часа).


1. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». План действий для экстренного сбора или оповещения всех учащихся класса.
16.01.
практическое
-
1

2. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». Распределение вагончиков сказочного поезда. Коллективная работа по размещению в них пассажиров. Изображение своих попутчиков и украшение вагончиков поезда.
23.01.
практическое
1
-

3. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». Создание образа своего поезда (герб класса).
30.01.
практическое
1
-

4. Коллективная творческая игра «Поезд нашего класса». Выбор лучших композиций изображаемого и создание общей композиции поезда по коллективно спланированному сюжету. Анализ индивидуальной, парной и совместной деятельности.
06.02.
практическое
1
-

Модуль № 2 «Из следопытов в исследователи» (5 часов).


1. «Удивительная наша планета».
13.02.
теоретическое, практическое
1
-

2. «Научные исследования. Зачем человек исследует мир?»
20.02.
теоретическое, практическое
1
-

3. «Методы исследования».
27.02.
теоретическое, практическое
1
-

4. «Учимся работать с научно-познавательной литературой».
06.03.
теоретическое, практическое
-
1

5. «Методы анкетирования и опроса».
13.03.
теоретическое, практическое
-
1

Модуль № 3 – «Наш проект» (8 часов).


1. «Подготовка учащихся к работе над проектом». Фотовыставка. Беседа «Каким он был осенний поход?» Дискуссия. Выбор проблемы. Деление на группы.
20.03.
практическое
1
-

2. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия аналитической группы.
03.04.
практическое
-
1

3. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия группы затейников.
10.04.
практическое
-
1

4. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия группы дизайнеров.
17.04.
практическое
-
1

5. Погружение в проблему. Сбор и анализ информации по проблеме. Действия группы финансистов и снабженцев.
24.04.
практическое
-
1

6. Разработка собственного варианта решения проблемы.
08.05.
практическое
1
-

7. Реализация плана действий каждой команды. Поход.
15.05.
практическое
-
1

8. Рефлексия и презентация проекта.
22.05.
практическое
-
1




Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы «Легко, если вместе» необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

15