Статья к учебно-практической конференции Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни в образовательной среде


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ
УЧЕБНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«РЕСПУБЛИКА КОМИ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Формирование положительной мотивации
к здоровому образу жизни в образовательной среде
Руководитель: Силкина Лариса Павловна,
преподаватель, ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Сыктывкар,
2014 г.

ВВЕДЕНИЕ
Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье студентов учреждений среднего профессионального образования (далее УСПО), обусловлена прежде всего тем, что уровень здоровья молодежи резко снизился. Исследования Всероссийского НИИ гигиены и профилактики детей и подростков показали, что лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, у 40 – 45% имеется хроническая патология, 45 -50% имеют морфофункциональные отклонения.
Проблема состоит в том, чтобы формировать у студентов УСПО устойчивую потребность в систематических занятиях физическими упражнениями; воспитывать в себе моральные и волевые качества, учиться самостоятельно применять полученные общие компетенции для дальнейшего успешного овладения профессиональными компетенциями.
Актуальность темы очевидна. 2014 год в Республике Коми объявлен годом Здоровья. Личная безопасность и здоровье молодёжи – одна из важных социальных ценностей современного общества. Здоровый образ жизни – личное глубокое убеждение человека и уверенность в реализации собственных жизненных планов, в обеспечении благополучия для себя, своей семьи и общества.
Безусловно, данная тема изучена достаточно хорошо, однако интерес формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни среди студентов в УСПО остаётся по – прежнему высоким.
В процессе работы над темой удалось достичь следующих результатов:
- здоровый образ жизни должен быть осознанным и являться такой же первичной потребностью, как потребность в еде и во сне;
- здоровый образ жизни способствует самоконтролю и личностному саморазвитию;
- здоровый образ жизни формирует культуру здоровья и как следствие – комфортную образовательную среду.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В государственном профессиональном образовательном учреждении «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются: процессы, методы, предметы, объекты, ценности, возможности, т.е. ресурсы, необходимые для полноценного формирования и развития эффективной личностно ориентированной, здоровьесберегающей образовательной среды.
Огромная роль отводится просветительской и профилактической работе. Основными направлениями являются:
- разработка психолого-педагогических и медицинских установок на здоровый образ жизни (новая философия труда и межличностных отношений, а также этика и психология здорового образа жизни);
- проведение лекций в учебных группах врачами-специалистами с целью формирования в молодежной среде ориентаций на ценности здорового образа жизни;
- организация работы «Кабинета доверия» социально-психологической службой с регулярными профилактическими индивидуальными приемами психолога и врачей-специалистов;
- вовлечение студентов в занятия физкультурой, спортом через внутриколледжские соревнования между группами, отделениями, специальностями (например, «Верёвочный курс», который проводится среди студентов первых курсов с целью адаптации и сплочения студенческого коллектива. Его девиз «Мы – КОМАНДА!»);
- участие студентов в республиканских Спартакиадах учреждений профессионального образования в Республике Коми;
- участие студентов в городских и республиканских конкурсах по безопасности жизнедеятельности.
В основе концепции воспитательного процесса колледжа лежит системно - синергетичесикй подход доктора педагогических наук - Н.М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии улицы», т.е. через воспитание человека разумного, цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание». Источником и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, а системный синергетизм. Обосновывая системно - ролевую теорию личности, рассматриваются такие объективные социальные роли, которые необходимо выполнять каждому человеку (гражданин, семьянин, труженик), мера освоения и качество выполнения которых определяют его социальный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность.
Практическая значимость всех направлений данной работы подтверждается тем, что возросла посещаемость занятий физической культурой в колледже. Студенты заинтересованы в положительном результате и проявляют доброжелательное отношение друг к другу; охотно посещают спортивные секции «Степ – аэробика» (для девушек) и баскетбол для юношей. Уже традицией стало ежегодное участие во Всероссийских Днях спорта: «Кросс Нации», «Лыжня России», «Российский азимут».
Среди студентов 2 и 3 курсов дневного отделения колледжа специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение» был проведён опрос на тему: «Что значит для меня здоровый образ жизни?».
Большинство ответили, что ЗОЖ – это привычка, которая помогает бороться с вредными привычками. ЗОЖ – это способ самореализации и самоутверждения. ЗОЖ – это возможность активно и позитивно мыслить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги темы «Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни в образовательной среде» можно сделать следующие выводы.
Во - первых, удалось достигнуть поставленной цели, а именно: создать условия для формирования у студентов колледжа устойчивых установок на неприятие вредных привычек.
Во - вторых, успешно выявлена положительная динамика учебных результатов повысилась посещаемость и успеваемость по ряду учебных дисциплин.
В - третьих, уважение к личности студента характеризуется демократическим стилем общения в сочетании с разумной требовательностью.
Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у студентов УСПО, воспитание у них основ здорового образа жизни, культуры здоровья, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и развития их здоровья – важнейшие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления её деятельности.
Занятия по физической культуре должны дополняться физкультурно – оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, внеклассной работой, спортивно – массовыми мероприятиями. Всё это в совокупности обеспечивает необходимый объём двигательной активности студентов и способствует реализации поставленных целей и задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бароненко, В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента/под.ред В.А. Бароненко: учеб. Пособие. М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2006. – 352 с.
Гуреев, Н.В. Активный отдых. – Изд. «Советский спорт», 1991. -60 с.
Дубровина, С.Н. Направления деятельности кафедры здоровьесберегающих технологий/С.Н. Дубровина, Н.В. Зайцева//Среднее профессиональное образование. – 2014, № 8. – С. 130 – 135.
Калинин, С.А. Обучение студентов основным принципам соблюдения личной безопасности/С.А. Калинин//Среднее профессиональное образование. – 2014, № 3. – С. 135 – 139.
Кокарев, П.Н. Формирование положительной мотивации студентов к занятиям физической культуры/П.Н. Кокарев//Среднее профессиональное образование. – 2014, № 8. – С. 135 – 144.
Лаптев, А.В. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991. – 160 с.
Саакян, Л.В. Реализация целей и задач на занятиях физической культуры/Л.В. Саакян//Среднее профессиональное образование. – 2014, № 7. – С. 125 – 128.
Смирнов, В.А. Физическая тренировка для здоровья. – Л.: Знание, 1991. – 32 с.
Стегней, Е.А. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях/Е.А. Стегней//Среднее профессиональное образование. – 2013, № 5. – С. 139 – 147.
Физическая культура: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиев. – 13 – изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.