Творческая исследовательская работа Русский сувенир

Введение
В повседневной жизни я  часто провожу свободное время, играя с разнообразными куклами   от меленького пупса, барби до сувенирных фарфоровых кукол. А вот летом, отдыхая на даче, я обратила внимание на старую деревянную куклу - матрёшку. Мне очень понравилось играть с этой куклой. В моей игре менялось количество и внешний вид героев, размеры матрёшек – подтверждали «возраст» героев. Взяв матрёшку в руки, почему – то я почувствовала как мне захотелось через игру попасть в прошлый или позапрошлый век, я почувствовала, как она начала мною творить и руководить Кукла требовала особого, постоянного к себе внимания – нужно было дополнить игру атрибутами из дерева: ложками, сахарницами и другим. Мне нравилось её раскладывать и собирать, выстраивать в нужной последовательности, а главное – фантазировать и рисовать к её форме свой, особенный, ни на кого непохожий костюм кукле!
Актуальность: А как приятно ощутить себя дизайнером костюма для матрёшки! Я могу создавать любые по форме и размеру платья и костюмы, изменять и дополнять их, использовать и придумывать различные виды росписи. А самое главное – бесконечные творения можно создавать без больших затрат!
Я решила принять участие в проекте, чтобы раскрыть значимость и универсальность русской куклы, а так же показать способы использования куклы в творческих работах.
Тема работы «Русский сувенир»
Проблемные вопросы
1. Матрёшка – это что? Сувенир? Игрушка?
2.Почему деревянная кукла является символом русского народа?
3.Являться ли матрёшка предметом современного художественного искусства?
4. Смогу ли я, используя деревянную куклу в творчестве, раскрыть ценность русского сувенира?
Гипотеза:
Если научиться декорировать костюм деревянной куклы, то результатом будет сувенир.
Цель исследования:
Раскрыть секрет сохранения творческого долголетия матрешки.
Задачи:
Узнать, что такое кукла?
Изучить виды кукол и их предназначение;
Определить и проанализировать использование детьми и взрослыми кукольной продукции;
Особенности деревянных кукол;
Создать творческую мастерскую по созданию костюма для матрёшки
Ожидаемый результат:
Пополнить знания о культуре нашей страны;
Привлечь учащихся к использованию шаблонов (или деревянных заготовок) Матрёшек в творческих работах;
Создать книжку раскраску.


























2. Основная часть.
2.1 Теоретическая часть
Что называют «куклой»? В словаре С.И.Ожегова, кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. В театральном представлении кукла марионетка: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги и обрядовые, игровые, сувенирные.
2.1.1.  Куклы – обереги, обрядовые, их назначение ограждать человека от различных опасностей, носят куклу в качестве талисмана, хранят в доме. Самая древняя обережная кукла наших предков - Божье Око. Она крестообразной формы, которая распространяет силы добра и охраняет все четыре стороны света. Берегиню помещали над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. На них шили кукольные платья со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Вышитый узор хранил магическое значение. Традиционная тряпичная кукла безлика и неодушевленная. Так она становится недоступной для вселения недобрых сил, а значит и безвредна для ребенка.
2.1.2 Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они были сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Сшивная кукла шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.
Уже в источниках 6 века, есть сообщения о том, что в парке императорского дворца Китая имелся балаган со сценами. Монахи, отбивая поклоны Будде, управляя куклами – марионетками. Такие представления стали приобретать огромную популярность среди верхов общества в Риме, Чехии.
2.1.3. Сувенирные куклы. Самая древняя фарфоровая кукла была найдена недалеко от Брно. Ее возраст насчитывает более 35 000 лет. Это поразительное творение было создано из кости мамонта. Они предназначались для проведения различных обрядов и активно использовались шаманами и разного рода священнослужителями, а позже в театрах. Куклы из фарфора впервые появились во Франции еще в XVII века, предназначенные для рассылки в другие страны. Они сопровождались большим количеством различных одежд, аксессуаров и даже разнообразной косметики. Это были своего рода уменьшенные варианты манекенов. Вскоре она перестала быть ручной работой, а ставится её изготовление на конвейер, теряя свою уникальность и индивидуальность. Фарфоровая кукла твердо заняла свое место в жизни детей и коллекционеров.
Вывод 1: Я узнала, что предмет «КУКЛА» различается по: месту происхождения, материалу из которого они изготовлены, внешнему виду, предназначению. Она может быть игрушкой, сувениром, использоваться в быту как предмет украшения, театральный герой. Но каждая из них вокруг себя создаёт «символическую сказку», а от символа человек ожидает осуществления желаемого. Этим необычна каждая обычная кукла.
2.2. Практическая часть
2.2.1. Использование детьми и взрослыми кукольной продукции.
Для того чтобы понять, для каких целей используют куклы, которые покупают в магазине, я провела анкетирование в магазине отдела «Детские игрушки» и «Подарочный». Мною были заданы вопросы продавцам – консультантам:
«Детские игрушки»
«Подарочный»

1. Кем и насколько часто покупаются куклы в отделе?

По просьбе ребёнка для игры – 6 ответов из 10 человек. Как подарок 4 ответа 10 человек
Подарок – как сувенир.

2. Для людей какого возраста делают покупки кукол в вашем магазине?

Дошкольный и младший школьный возраст
Детский и юношеский возраст

3. Часто продаваемые виды кукол: резиновые, пластмассовые, фарфоровые, деревянные?

Куклы, которые более естественно передают физическую форму и действия человека. Те, которые практичные в игре – это резиновые и массово закупаемые деревянные.
Фарфоровые куклы – как украшение интерьера.

4. Как часто покупаются Матрёшки?

Эти куклы часто закупают детские сады, но вместе с дополняющими их деревянными свистульками, пирамидками и деревянными играми для общего развития детей.
Матрёшки покупают не часто. Те, которые расписаны символично – это в виде лиц людей управляющих нашей страной, в символичном костюме или форме, покупают к праздникам, юбилеям. А Матрёшки с художественной росписью (дымковской, хохломской и др.) продаются редко. На это влияет высокая стоимость нашей продукции.


Вывод 2: Опрос подтвердил мои предположения о том, что деревянная художественно расписанная Матрёшка покупается, в основном, для игры или развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Матрёшка в символичном костюме и фарфоровые куклы – как сувениры.
Тогда я заинтересовалась, почему именно деревянные игрушки больше используют педагоги для развития детей? Ведь и глина (или фарфор) и дерево не уступают друг – дружке по значимости, так как это природный, а не химический материал?

2.2.2. Особенности деревянных кукол
Мне стали интересны сказочные ожидания от деревянных кукол. И я решила сравнить деревянные куклы - Матрёшка и Буратино.
Деревянная кукла в России появилась впервые в конце XIX века, но версий было несколько: первая, кто-то из гостей привез меценату Савве Мамонтову (активно поддерживал различные виды творческой деятельности, был знаком со многими художниками, помогал организациям культуры, устраивал и спонсировал спектакли, занимался коллекционированием) японскую фигурку буддистского святого Фукуруджи. Она разделялась на две части. Внутри нее была спрятана фигурка поменьше, таких куколок было пять штук; вторая  – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской; третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.
Первая русская фигурка деревянной куклы была выточена по этому образцу в одной из московских игрушечных мастерских.
Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская деревянная кукла произошла от японского мудреца. Вспоминается сравнение с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама.
В России деревянную куклу-игрушку назвали Матрёшкой. В словаре Ожегова МАТРЁШКА женского рода - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера.
Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна (знатная женщина), распространённого в России. Благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Она продолжает старые традиции разных школ в росписи – являясь настоящим произведением искусства. Например: городецкая, хохлома, гжель. Эксперты выделяют несколько видов матрешки, по территориальной принадлежности. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.
Загорская или Сергиево-посадская матрешка - это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, угадываются черты горожанки, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Матрешечники применяют простые приемы росписи, а в заключении наносят лаковое покрытие. Сначала матрешку расписывали под образ русской красавицы, но затем появились и другие образы: исторические матрешки (с лицами вождей, царей, императоров), матрешки по мотивами русских народных сказок (Курочка Ряба, Теремок, Колобок и т.д.), матрешки в сарафанах с изображениями памятников культуры и архитектуры.
Семеновская матрешка отличается манерой росписи и отсутствием строгих критериев образа матрешки. Она сельчанка с самобытным обилием цветочных мотивов.
Полхов-Майданская матрешка отличается приемами росписи «цветы с наводкой», «цветы без наводки», «рисунок под масло», «пестрение». Матрешка отличается удивительным разнообразием форм: вытянутые, широкие, "фигуристые".
Вятские матрешки в росписи используется украшение ржаной соломкой. Ржаная соломка отваривается в растворе соды и приобретает красивый песочный цвет. Соломка нарезается и приклеивается к поверхности куклы.
В Тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными.
Полная коллекция собрана в музее русской матрешки, который находится в Леонтьевском переулке, в Москве.
Вывод 3: Я доказала себе, что матрешка, в первую очередь сувенир, образец народного творчества, памятник русской культуры, но и раскрыла для себя её сказочное ожидание. С помощью матрёшки, по словам мамы, я научилась различать: «большой - маленький», «половина-целое», научилась считать, определять цвета, играя с половинками маленьких матрешек, поняла логику правильно собранной куклы, научилась выстраивать ряды по убыванию и возрастанию. С матрешками можно играть в сюжетно-ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для них можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрешку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой.
О деревянной кукле Буратино, я впервые узнала в известной киносказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Это деревянный человечек, созданный А.Толстым по образу героя Пиноккио, итальянского сказочника К.Коллоди. Буратино, как и Пиноккио, был марионеткой: марионетки делались из дерева и двигались по сцене, как люди, без ширмы. Но имя свое Буратино получил в наследство от перчаточных кукол. Он был назван в честь известного актера итальянской комедии. «Буратини» так называют перчаточных кукол в Италии. В Италии ему установлен памятник. Одет очень просто: короткие штанишки, бумажная курточка и шапочка - колпачок на голове. Буратино совсем необычный мальчик, он умеет ходить, говорить, танцевать, думать и любит сладкое. А ещё он мечтает найти золотой ключик и находит его.
Вывод 4: Из содержания сказки я поняла, что деревянная кукла Буратино ни только образец преобразования непослушного и шаловливого мальчишки в примерного первоклассника, но и символ справедливости. И так:

Матрёшка
Буратино

Происхождение
1.Первый вырезал русский православный монах, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской.
2.Привезли меценату Савве Мамонтову японскую фигурку буддистского святого Фукуруджи, на основе которой была создана подобная русская кукла.
Кукла – марионетка, созданная по образу героя итальянского сказочника Пиноккио.

Материал

Липа, берёза
В переводе с итальянского «пино» - сосна, поэтому Буратино наверняка изготавливали из полена сосны.

Внешний
облик
Внешний вид матрешки различен, в зависимости от территории её изготовления: Загорская или Сергиево - посадская, Семеновская, Полхов - Майданская, Вятская, Тверская. У каждой куклы своеобразный костюм. Индивидуальная художественная роспись.
Одет очень просто: короткие штанишки, бумажная курточка и колпачок на голове. Костюм постоянный, неменяющийся.

Значимость
1.Сувенир;
2. образец народного творчества;
3. памятник русской культуры;
4. учебные навыки: «большой-маленький», «половина-целое», счёт, определение цвета, выстраивание рядов по убыванию и возрастанию,
5. игра в сюжетно-ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам, играя с половинками маленьких матрешек, поняла логику правильно собранной куклы, можно строить соответствующие по размеру домики;
6. как погремушка, если внутрь что – то.
7. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполниться. Чем больше внутренних фигурок, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться.
1.Театральный герой;
2. кукла для игры.

Символизм
Домашний атрибут, украшающий быт и является носителем определённой символики, тесно связанной с мифологией. Это хранитель домашнего очага, «лицо» семьи, культуры и быта, «зеркало» художественного искусства России, показатель нравственно - эстетических качеств хозяина деревянной куклы.
Справедливости, отражение самобытной культуры итальянского народа.

2.2.3. Творческая мастерская по созданию авторской Матрёшки
Работа по созданию костюма Матрёшке - дело очень увлекательное. Матрёшка является предметом русского очарования, который способен передавать ни только художественные задумки автора, но и состояние русской души.
Создание куклы


Материалы и инструменты.
Пластилин
Тонкая бумага, салфетки
Вода для размягчения бумаги
Гуашь или краска для ксерокса
Прозрачный лак
Кисть
Бесцветный клей
Изготовление куклы техникой папье - маше.
Из пластилина слепить форму для будущей матрёшки;
Размягчённую тонкую бумагу, разделив на небольшие кусочки размером 2см * 2см, наклеить на слепленную заготовку;
Оклеенной форме дать время просохнуть;
Разрезать высушенную форму куклы;
Осторожно снять с пластилиновой формы «скорлупки» матрёшки;
Склеить бумажные половинки и высушить;
Кукла готова для росписи. Техника росписи показана в буклете. Приложение №1

Роспись шаблона Матрёшки на бумаге.







4. Заключение
Работая над созданием куклы Матрёшки, мне удалось изучить историю происхождения куклы, для чего она предназначалась и использовалась, разные виды росписи её костюма. Я поняла, что в росписи русской игрушки отразились народные представления о мире, добре, красоте, плодородие, изобилие нашей Родины. Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства, символ России.
В росписи своей, авторской матрёшки применила орнаменты народов крайнего Севера. Используя природный материал (дерево, а я - бумагу) для изготовления куклы прочувствовала своё единство с миром природы, традициями нашего народа, её культурой. В книжке – раскраске научилась разным видам росписи.
Поэтому, уверенно могу сказать - моя гипотеза подтвердилась, созданная мною Матрёшка может считаться сувениром. Ею можно украсить мою детскую комнату или использовать для подарка.

4.Список литературы
1. Материалы с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Миронова М.А., Народные художественные промыслы. Народное искусство, Питер, 2004
3. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
4. Рене де Моран, Мифы в искусстве..: ИНФРА-М, 2005
5. Юдина П.С., Люди и куклы, Декоративное искусство СССР. 1987.
6. Янкина Я., Художественная роспись, Москва 2010.












5. Приложение





































13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141015




мA picture taken 03 November 2005 shows a carpenter cutting a traditional Russian nesting doll, called matryoshka (matrioshka) in a small factory in the town of Sergiev Posad, some 80 km north-east of Moscow. AFP PHOTO / MLADEN ANTONOV:ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415