Программа элективного учебного курса Интенсивный курс подготовки к ГИА (9 класс)


Согласовано с экспертным советом
Управления образования
администрации МО
«Холмогорский муниципальный район»
«Утверждаю»
Директор школы _______________
Шеремет Н.С.
«___»_______________2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломоносовская средняя школа »
Программа элективного курса по математике:
"Интенсивный курс подготовки к ГИА"
(математика, 9 класс)
Автор: Попова Галина Александровна,
учитель математики
МБОУ «Ломоносовская средняя
школа имени М.В. Ломоносова»,
I квалификационная категория
2015
Пояснительная записка
Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2013 года государственная итоговая аттестация по математике проводится в штатном режиме. С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.
Программа элективного курса «Интенсивный курс подготовки к ГИА», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).
Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из шести заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.
Элективный курс «Интенсивный курс подготовки к ГИА» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Цель данного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.
Задачи курса:
дать ученику возможность проанализировать свои способности;
повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
достичь уверенных навыков в решении задач базового уровня по темам 5-9 классов;
расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9 » и «Геометрия 7-9»;
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Функции элективного курса:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков в обучении математике.
Формы организации учебных занятий
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий, а также контрольные работы, рассчитанные на 45 минут. Контрольные работы составляются самим учителем из открытого банка заданий.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Отработают умение решать задания, по типу приближенные к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть).
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет;
прикидка границ результатов.
Структура курса
Включенный в программу практикума материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики (в полном соответствии с открытым банком заданий ОГЭ):
Числа и вычисления.
Выражения и их преобразования.
Уравнения и неравенства.
Числовые последовательности
Функции.
Координаты на прямой и плоскости.
Геометрия.
Статистика и теория вероятностей.
Курс рассчитан на 34 занятия. Из них 19 часов на блок «Алгебра», 12 часов на блок «Геометрия» и 3 часа на блок «Реальная математика».
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике в форме ГИА).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Тематическое планирование учебного материала
№ Тема Кол-во часов Форма проведения Образовательный продукт
Раздел «АЛГЕБРА» (19 часов)
1 Числа, числовые выражения, проценты 1 Урок-практикум, тестирование. Актуализация вычислительных навыков.
2-4 Преобразования алгебраических выражений 3 Мини-лекция, коллективная и индивидуальная работа, тренировочные тесты. Развитие  навыков тождественных преобразований.
5-8 Уравнения и неравенства 4 Урок-практикум, тестирование.
Мини-лекция, индивидуальная и коллективная деятельность. Овладение умениями решать уравнения, неравенства и системы уравнений различными способами.
9-10 Прогрессии: арифметическая и геометрическая 2 Урок-практикум, тестирование. Овладение умением распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии, уметь применять нужную формулу, а также пользоваться определением при решении задач.
11-13 Функции и графики 3 Урок-практикум, исследование. Овладение умением читать графики, строить графики «кусочных» функций.
14-16 Текстовые задачи 3 Урок-практикум, тестирование. Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов различными способами.
17-19 Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 (ФИПИ) 3 Индивидуальная деятельность. Раздел «ГЕОМЕТРИЯ» (12 часов)
20-22 Треугольники 3 Мини-лекция, практикум Овладение умением решать задачи на вычисление углов и сторон в треугольниках, вычислять площадь треугольника, проводить доказательства.
23-25 Многоугольники. 3 Мини-лекция, практикум Овладение умением решать задачи, на применение основных свойств многоугольников, вычислять площадь многоугольников.
26-28 Окружности. 3 Мини-лекция, практикум Овладение умением решать задачи на вычисление центральных и вписанных углов, на применение свойств вписанной и описанной около многоугольника окружности.
30-32 Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 (ФИПИ) 3 Индивидуальная деятельность. Раздел «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (3 часа)
31 Элементы статистики и теории вероятностей 1 Практикум Овладение умение решать задачи на вычисление вероятности наступления события
32 Таблицы и диаграммы 1 Практикум Уметь извлекать информацию из диаграмм и таблиц.
33 Задачи практического содержания 1 Практикум Овладение умением решать простейшие задачи на проценты, отношение.
Содержание программы
Раздел «АЛГЕБРА» (19 часов)
1.Числа, числовые выражения, проценты (1час)
Натуральные числа. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.
2. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби (3 часа)
Одночлены и многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
3. Уравнения и неравенства (4 часа)
Линейные уравнения с одной переменной. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
4. Прогрессии: арифметическая и геометрическая (2 часа)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии.
5.Функции и графики (3 часа )
Понятие функции. Функция и аргумент. Основные свойства функции. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Чтение графиков функций.
6. Текстовые задачи (3 часа)
Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на совместную работу и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения.
7. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 (3 ч)
Содержание программы
Раздел «ГЕОМЕТРИЯ» (12 часов)
8. Треугольники (3часа)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Площадь треугольника.
9. Многоугольники (3 часа)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
10. Окружность (3 часа)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
11. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 (3 часа)
Содержание программы
Раздел «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (3 часа)
12. Элементы статистики и теории вероятностей (1 час)
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Вероятность случайного события.

13. Работа с таблицами, диаграммами (1 час)
14. Решение задач практического содержания (1 час)
Решение практических текстовых задач базового уровня (задания В12). Основная цель занятий: сформировать умение решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.
Литература
Открытый банк задач ГИА по математике. mathgia.ru/
Открытый банк заданий ГИА-9 ... fipi.ru/
«Сдам ГИА». Обучающая система Дмитрия Гущина. reshuege.ru