Отчет Е. Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?


Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?
К концу моей практики, с целью анализа действий по реализации Плана развития школы, нужно было продумать механизм мониторинга, который позволил бы достаточно достоверно оценить путь к достижению главной цели. Для этого нужно было выработать критерии успеха для каждого этапа, на основании которых я могла бы рассуждать об эффективности всех мероприятий, которые были нами проведены в период практики в школе. И конечно нужно разработать критерии успеха и методы оценки эффективности мероприятий, которые будут в дальнейшем происходить в течение года, в целях реализации Плана развития школы.
Тщательное изучение не только отношения учителей к нововведениям, но мнения учащихся и их родителей позволили определить проблемное поле для постановки определенной цели программы развития школы. Необходимо решить вопросы построения повышения квалификации учителей на тесном взаимодействии друг с другом, организовать активный совместный поиск не только информации, но и оптимальных условий организации учебного процесса, направленные на повышение качества образования.
Учителям школы необходимо критическое оценивание своей практики для принятия решений на основе собственного опыта.
К сожалению, не все учителя нашей школы обладают глубоким пониманием сущности процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса. Педагогам необходимо задумываться о причинах низкой мотивации некоторых учеников и способах улучшения эмоционального климата на своих уроках.
Мы предположили, что если учитель будет в построении урока опираться на эффективные методы Исследований действий, качество преподавания улучшится в классах с низкими показателями качества знаний. Исходя из этого нами была поставлена цель: использование учителями Исследования действий для анализа собственного опыта и улучшения качества знаний в 8-9 классах.
Для того чтобы преодолеть возникающие препятствия, мы должны предложить коллегам такие виды деятельности, которые им будут не только интересны, но и полезны. Это должны быть легко транслируемые, эффективные подходы, инструменты, которые помогут сделать урок интересным, познавательным, современным.
Для реализации этих целей были предложены такие развивающие мероприятия, как: Исследование действий, коучинги, менторинг, посещение уроков, создание сетевого сообщества.
А для контроля над происходящими изменениями, мы наметили проведение промежуточного мониторинга на основе бесед с учащимися, наблюдений во время посещений уроков, анализа обратной связи с коучингов, отзывов о них, бесед с коучем и менти.
-247651727835«Голос ученика»
00«Голос ученика»
-24765179895500С целью понимания отношения учащихся к происходящим преобразованиям в учебном процессе, я часто беседовала с учениками 8-9 классов. В ходе бесед выяснилось, что организация форм урока изменилась, повысился интерес к урокам у детей. Учащимся нравится работать совместно в группах, самостоятельно добывать знания, оценивать друг друга и себя. Но не все учителя создают в классе атмосферу доброжелательности. Ученики высказывали пожелания, чтобы учителя чаще с ними шутили, рассказывали шуточные истории по теме урока. Из этого можно сделать вывод, что детям не нравится общение с учителем, который приходит в класс постоянно раздраженным и усталым. Значит, учителям больше нужно работать над саморефлексией, и задачей для инициативной группы остается продолжение работы в этом направлении.
На уроках велись строго сфокусированные наблюдения с целью изучения эффективности внедряемых изменений: вовлеченность всех учеников в учебный процесс, использование формативного оценивания учителем, организация дифференциации на уроке, работа с одаренными или слабоуспевающими учащимися и т.д. Результаты были удовлетворительны. Учителя начали применять активные методы обучения на своих уроках, хотя работа с одаренными и талантливыми детьми оставляет желать лучшего. Я думаю, эта тема может послужить для дальнейшего планирования улучшения качества преподавания в нашей школе.
4612640833755Рефлективный отчет менти00Рефлективный отчет менти
439229557467500О достижениях своего менти я узнавала из обсуждений плана урока и проблем, возникающих у нее в ходе проведения урока с применением новых подходов в обучении; посещенных уроков. Всего я посетила 4 урока менти. Конечно, навыки применения инновационных подходов у менти только усовершенствуются, но главное – изменились отношение к своему уроку, взгляд на взаимоотношение с учениками. В ходе нашей совместной работы учитель усовершенствовала умение рефлексивному анализу своего урока, научилась выявлять
плюсы и минусы урока, видеть, насколько плодотворным
было обучение, понять, как ученики включились в процесс обучения и выстраивать дальнейшую линию обучения. В рефлективном отчете менти написала, что она теперь может анализировать свой урок, выявлять проблемы и подбирать методы их решения. Это и есть, по моему мнению, критерий успеха. Менторинг с этим учителем я хочу продолжить и дальше.
Желание работать со мной проявила еще одна моя коллега, молодой учитель казахского языка в русских классах, она аттестуется в следующем году на 2 категорию. После практики я планирую поработать с ней в качестве ментора. Уже то, что учителя не отказываются от совместной работы по улучшению своей педагогической практики, а сами проявляют желание выступать в качестве менти – говорит о многом. Значит, учителя хотят меняться, улучшать методы работы. И в этом есть частичка моего труда, как учителя-лидера.
Для подготовки и проведения коучингов я вела работу с коучем, сертифицированным учителем 2 уровня. При выборе коуча я, кроме ее профессиональных качеств, учла и то, что она умела проводить коучинги, но не знала в каком направлении двигаться. После своей практики она как бы не успела еще сориентироваться в направлении своей дальнейшей деятельности, так как не познакомилась с Планом развития школы на новый учебный год, то есть, у нее не было сотрудничества с администрацией школы. Поэтому моей задачей было ознакомление со своим Планом развития школы и с результатами
аудита. Мы совместно разработали план второго коучинга, который должна была она провести и согласовали дату его проведения. В ходе совместной работы с ней, я выявила фокус дальнейшей после практики деятельности: проведение совместного с администрацией мониторинга и планирования.
Сама же я провела два коучинга, первую - на тему: «Педагогическая рефлексия. Виды. Формы. Способы». В ходе коучинга учителя должны понять важность рефлексии в процессе преподавания для улучшения собственной практики. Я порекомендовала учителям вести рефлексивные дневники. Критериями успеха данного коучинга были: понимание необходимости саморефлексии для улучшения своей педагогической деятельности. Применив метод «Рефлексивного экрана», я узнала, что учителя узнали о методах и способах рефлексии, поняли о необходимости рефлексировать по поводу своей практики для улучшения качества преподавания.
-1809115460154Отзыв о коучинге00Отзыв о коучинге
-444506117590Для того чтобы начать Исследование действий учителям, необходимо уметь выявлять проблему в классе. Потому следующий коучинг назывался «Выявление проблем и определение темы Исследования действий». Я хотела научить учителей правильной постановке целей, вопросов, применяя метод «Вафельного мороженого». Добилась ли я цели, я узнала при помощи «Рефлексивного сочинения». Учителя после коучинга оставили свои отзывы. По ним можно судить о положительных результатах коучинга: учителя узнали о SMART – целях, научились выявлять проблемы и инструменты для их решения, ставить вопросы.
Эти методы контроля были вполне эффективны, так как давали полную картину происходящего. Для улучшения качества контроля, на мой взгляд, во время планирования нужно было включить в План развития анализ после каждого проведенного мероприятия и назначить ответственного за сбор доказательств. Это нужно учесть в будущем во время планирования.
Как внедренные изменения влияют на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и результативность обучения я узнала из результатов повторного аудита: интервью, «Голос ученика», анкет и наблюдений.
Анкетирование было проведено с родителями и учениками уже только 8-9 классов. Содержание анкет было то же самое, что и на первоначальном этапе. Но результаты сравнивались только в этих классах.

Из результатов анкет, проведенных с родителями видно, что есть положительная динамика по всем параметрам. Лишь неизменными остались ответы на такие пункты, как «Мой ребенок стал больше читать» и «Мой ребенок стал более любознательным». Значит, нужно внедрять в учебный процесс такие формы и методы обучения, которые повысят интерес учащихся к чтению и повысят их любознательность. Ведь казахстанские ученики находятся на 63-ем месте по читательской грамотности по результатам исследовании PISA 2012 года. Поэтому повышение читательской грамотности должно быть приоритетным направлением нашей работы.
Ответы учащихся на анкеты тоже показывают положительную динамику. По всем параметрам увеличился процент положительных ответов и снизились показатели отрицательных ответов. Лишь на вопрос «Считаешь ли ты, что строгий учитель, жёстко контролирующий учеников, держащий всех в страхе, добьётся больших результатов в обучении учащихся?» (12 вопрос анкеты) показатели понизились. Это говорит о том, что ученикам необходима доброжелательная атмосфера в классе для обучения. Об этом свидетельствуют и мнения учеников при применении подхода «Голос ученика». И это надо учесть при дальнейшей работе инициативной команде.

Также анкетирование было проведено и среди учителей.
По результатам сравнительной диаграммы анкетирования, проведённого до и после практики видно, что процент учителей поддерживающих новые подходы в обучении и преподавании значительно вырос, а число сомневающихся и не одобряющих учителей снизился. Это означает, что все- таки произошли изменения, чувствуется динамика роста качества образования, взаимодействия между коллегами.
12553957302500
Благодаря чему произошла положительная динамика, отраженная в анкетах? Мы пришли к выводу, что это произошло благодаря применению Исследований действий в классах с низким уровнем качества знаний. Ведь после проведения показательных двух уроков по применению ИД и их анализа сразу стало понятно, что изменились отношения между учителем и учениками. Появился интерес и у тех, и у других участников учебного процесса к урокам. Это было видно из самоанализа урока учителя истории, из отзывов других учителей – предметников, которые также начали применять Исследование действий. Ученики во время проведения интервью говорили о том, что уроки истории стали интересными, потому что они начали работать в группах, самостоятельно изучать новую тему, оценивать себя и друг друга. Были мнения и о том, что во время групповой работы не все ученики работают активно. В основном работают сильные ученики, а слабые предпочитают ничего не делать. Отсюда можно сделать вывод о том, что нужно продумать такие методы работы, которые вовлекают всех учащихся в учебный процесс.
40506658978904045585838200Планирование Исследований действий
0Планирование Исследований действий
-45085435102000Анализируя работу сетевого сообщества «Лидер», предназначенного для учителей русского языка и литературы в казахских классах, хочу остановиться на результатах и критериях успеха. На данный момент учителя нашего сообщества на уроках применяют методы формативного оценивания, уделяя внимание самооцениванию, взаимооцениванию, обратной связи. Это видно по посещенным урокам, по речи учителей в ходе беседы, когда они применяют профессиональные термины. Готовятся материалы для публикации в СМИ, на школьном сайте школы отражаются мероприятия, проводимые учителями сообщества. Работа по совместному решению проблем формативного оценивания началась. И будет продолжаться в течение 2-3 лет. Для достижения этих приоритетов будут использоваться различные формы работы: это круглые столы, семинары и коучинги, также он-лайн обсуждения, уроки, ярмарка педагогичеких идей, так же проводимая в режиме он-лайн и электронная методическая копилка, и он-лайн анкетирование и многое другое. Предполагается публикация разработок успешных уроков в СМИ и методических изданиях, видеоуроки для начинающих по применению формативного оценивания.
-2383790387985Заседание учителей сетевого сообщества
00Заседание учителей сетевого сообщества
Уровень преобразований, внедренных в школьную практику, по моему мнению, достаточный. В этом, конечно, заслуга инициативной группы, которая хорошо поработала в течение 6 недель вместе со мной. И, конечно же, нельзя не отметить поддержку со стороны администрации, в частности директора школы, которая проявила большой интерес ко всем мероприятиям, проводимыми нами и во всем мне помогала.
Но не все мероприятия, отраженные в Плане развития школы, были реализованы. Если выступление на родительском собрании и проведение коучинга для родителей было отложено на поздний срок из-за внешних причин, то запланированное «Определение компетенций учителей (само - и взаимооценка)   по саморефлексии» не получилось. Если учителя смогли как-то оценить свой уровень саморефлексии, отвечая на вопросы опросника, то оценить уровень других не представилось возможным. То есть при планировании не был до конца продуман этот момент плана. Отсюда я сделала вывод: в будущем при планировании мне нужно учитывать все до мелочей, особенно методы контроля и анализа.
В заключение хочу сказать, что все эти мероприятия, проведенные мною и инициативной группой, являются Исследованием действий в рамках школы. А Исследование действий носит циклический характер. Поэтому смело могу сказать, что в течение 6 недель практики было положено начало для проведения исследований. И они будут продолжаться, по крайней мере, в течение года.
Если бы у меня была еще одна такая же возможность планирования и реализации Плана развития школы, я бы, наверное, больше внимания уделила именно планированию контроля эффективности преобразований. Ведь в настоящем плане я больше внимания уделяла проведению коучингов, менторинга и внедрению Исследований действий. Лишь в ходе написания отчетов, я научилась анализировать свои действия, размышлять о том, что получилось удачно, какие были барьеры, что помогло мне их преодолевать; определять результаты и критерии успеха проводимых мероприятий. То есть, я научилась рефлексировать по поводу своей деятельности. Мною была проделана огромная работа в личностном и профессиональном росте. И я удовлетворена своей работой.
Работа по изменению практики в школе только начата, получены первые результаты успешной деятельности. Осмыслены ошибки, недочёты, допущенные в процессе практики. Поэтому вместе с инициативной группой, проанализировав полученные результаты, мы наметили перспективы дальнейшего развития нашей деятельности, основанной на работе школьного сетевого сообщества и выходом на сотрудничество с другими сообществами района, области, Республики.
Приложение
Анализ данных анкет по окончании практики
Анкета для родителей
Вопрос Да Нет Затрудняюсь ответить
до после до после до после
1. Я владею информацией о преобразованиях,происходящих в школе 81% 92% 19% 8% 2. Преподавание в школе в последнее время качественно изменилось 78 % 85% 22 % 15% 3. Отношение моего ребенка к учебе изменилось, пропали тревожность и беспокойство 71% 88% 29 % 12% 4. Взаимоотношения моего ребенка с учителями школы стали более доброжелательными, полезными для него 88% 92% 12% 8% 5. Меня чаще стали привлекать к решению вопросов, касающихся содержания обучения. 52% 60% 48% 40% 6. Мой ребенок стал активнее участвовать в мероприятиях школы 69% 74% 31% 26% 7.Мой ребенок стал значительно реже говорить о том, что не понимает объяснений учителя на уроке 66% 73% 34% 27% 8. Мой ребёнок стал меньше уставать в школе 59% 65% 41% 35% 9. Результаты обучения моего ребёнка по многим предметам заметно повысилось 76% 84% 24% 16% 10. Мой ребёнок утверждает, что оценивание в классе стало более объективным 69% 83% 31% 17% 11.У моего ребенка появилось больше друзей в классе 76% 81% 24% 19% 12. Мой ребёнок стал больше читать дополнительную познавательную литературу по учебным предметам. 67% 67% 33% 33% 13. Мой ребёнок стал активнее участвовать в различных конференциях, в написании научных докладов по учебным предметам. 47% 57% 53% 43% 14. Мой ребёнок стал более любознательным и пытается помогать мне в решении жизненных вопросов. 78% 78% 22% 22% 15. Мой ребёнок выполняет домашнее задание с большей готовностью. 66% 71% 34% 29% Анкеты для учащихся
№ Ты об учителе в школе Да(до) Да
(после) Нет(до) Нет
(после) Затрудняюсь ответить(до) Затрудняюсь ответить(после)
1 Научили ли тебя учителя в школе читать дополнительную литературу по учебным предметам, анализировать прочитанное, обосновывать своё мнение? 94% 96% 6% 4% 2 Тебе нравится учиться по новым технологиям? 79% 83% 9% 12% 12% 5%
3 Считаешь ли ты, что использование учителями современных педагогических технологий и методик способствует твоей успешности в обществе (карьере) в будущем? 72% 79% 14% 11% 14% 10%
4 Стремишься ли ты узнать больше, чем требует учитель? 79% 88% 15% 12% 6% 5 Нравится ли тебе работать в группе? 81% 86% 12% 6% 8% 6 Тебе нравится атмосфера в классе и школе? 77% 83% 12% 7% 10% 7 Согласен ли ты с оценками, которые выставляет учитель за твою работу на уроке? 89% 89% 5% 11% 6% 8 Научился ли ты оценивать себя и других? 89% 95% 5% 5% 6% 9 Научился ли ты обобщать результаты своей познавательной деятельности в различных формах (эссе, портфолио и т.д.)? 76% 87% 6% 3% 18% 10%
10 Улучшаются ли твои результаты учёбы, если учитель увлечён своим предметом и вызывает интерес к нему, имеет индивидуальный подход к каждому ученику? 77% 80% 16% 13% 7% 7%
11 Считаешь ли ты, что строгий учитель, жёстко контролирующий учеников, держащий всех в страхе, добьётся больших результатов в обучении учащихся? 56% 48% 26% 42% 18% 10%

Анкета для учеников Анкета для родителей

Анкета для учителей