Отчёт о проведении коучинга по модулю Оценивание


Тема: «Как мы будем оценивать учащихся на уроке?»
Раздел 1.
По результатам анкетирования, проведенного для изучения спроса и потребностей учителеймодуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» выбрали большинство коллег. Почему именно он заинтересовал моих коллег? Потому, что процесс оценивания одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти каждой школы.
Традиционная система оценивания не отражает в полной мере индивидуальные способности учащихся, не является по своей сути мотивирующей. Педагоги ежедневно сталкиваются с данной проблемой, так как видят недовольство со стороны учеников, так и их родителей. Необходимо, чтобы оценивание было аргументированным. Данная проблема вытекает из того, что у учителей не всегда выработаны единые критерии в выставлении оценок. Многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как процедуру, реализуемую после преподавания и обучения. Изменение системы оценивания станет изменением нашего сознания.
Школа, в которой я работаю общеобразовательная, смешанного типа. Контингент учащихся достигает около 250 человек. Педагогический коллектив чуть более 30 учителей. Коллектив доброжелательный, отзывчивый, имеются учителя, которые с готовностью принимают вызовы педагогического прогресса, с желаниями меняться. Но есть единицы учителей, которые не спешат принимать нововведения в практику.
Проведя беседу с администрацией школы и на основе результатов анкетирования, я пришла к выводу, что учителя нуждаются в проведении коучинг занятия об оценивании. Данный модуль интересен как и коллегам, так и мне с практической точки зрения.
Для меня этот модуль стал открытием, так как изучение данного модуля позволило мне пересмотреть процесс оценивания в моей практике преподавания.
Раздел 2.
При разработке коучингана тему «Как мы будем оценивать учащихся на уроке» была определена цель занятия: определить сущность видов оценивания и учиться разрабатывать критерии для оценивания.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- содействовать учителям в понимании различных форм оценивания, в изучении и применении техник формативного оценивания; учителя будут учиться разрабатывать критерии оценивания.
Основным подходом в проведении коучинга был выбран метод коллаборативного обучения, основанный на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата.
На втором коучинге присутствовало уже 15 человек.
Вначале коучинга я провела анкетирование с целью определить насколько учителя имеют затруднения в оценивании.
ВОПРОС ДА НЕТ
Трудности при выставлении оценок учащимся? 10 5
Объективны ли Вы в выставлении оценок? 11 4
Данные диаграммы указывают, что учителя действительно имеют затруднения в оценивании.

Для того, чтобы взаимодействие учителей в ходе занятия было максимально эффективным, была проведена разминка «Рука к руке», которая способствовала созданию благоприятной, доверительной обстановки.
Чтобы вовлечь коллег в процесс взаимодействия, я рассказала «историю про Сару» и коллегам было предложено оценить поведение четырёх героев. Учителя с увлечением «оценивали» каждого героя, не соглашаясь с оценкой друг друга.
Затем было предложено заполнить каждому индивидуально первую колонку таблицы «Бортового журнала» «Что известно по теме», что учителя знали по теме до коучинга. Данная таблица будет заполняться в течение занятия. Данный приём позволяет выяснить все, что знают или думают учителя по обсуждаемой темена начало и конец занятия.
Для того, чтобы четко обозначить актуальность выбранной темы предложила просмотр видеоролика «Учат в школе».Обсудив, пришли к выводу, что данная форма оценивания не эффективна, нужно изменить систему оценивания.
На этапе осмысления работа над кластером «Суммативное оценивание» и «Формативное оценивание», обсуждение в группах и защита своих работ, дала мне возможность оценить глубину познания коллегами темы.
Предложенный мною теоретический материал позволил учителям проанализировать и сравнить насколько их знания соответствуют данной теме и выделить отличия формативного и суммативного оценивания.
После прочтения теоретического материала и обсуждения его в группе,оценили кластеры друг друга по оценочной системе. Обратная связь показала, что участникам группы было непонятно почему их так оценили.
Предложила дать обратную связь по методу «Две звезды одно пожелание». Из данной ими оценки сделали вывод, что данный приём более эффективный, так как указывает на сильные и слабые стороны работы.
Научное понимание формативного и суммативного оценивания было рассмотрено в презентации.
Проведённая в середине коучинга разминка способствовала снятию усталости.
Практическое задание «Рисование бабочки» было направлено на вовлечение коллег в процесс оценивания. Каждый учитель оценил свою работу, затем работу оценили члены группы.сопоставили свои оценки с оценками, которые выставили им коллеги.
Получилось, что не у всех оценки совпали с их личными и они не согласились с выставленной оценкой.
Данная работа позволила задуматься онеобходимости критериев для выставления оценки. Для того чтобы подвести коллег к осознанию важности критериев в оценивании, было предложено оценить работы по критериям, которые учителя составили в группах.
Далее работы оценивались уже по критериям, после этой работы все были удовлетворены своей оценкой. После обсуждений в группах учителя представили свои размышления и сделали вывод о том, что оценивать работу легче по критериям, видна объективность выставления оценки.
Раздел 3
С целями и задачами, поставленными на данном коучинге, мне удалось справиться в результате активной работы моих коллег. Учителя убедились, что применение в школьной практике оценивания для обучения обязательно, что оно является тем методом, которое поможет улучшить обучение учеников. Ученики станут активными участниками образовательного процесса и сама сущность оценивания будет являться наиболее важным приемом в современном преподавании.
На стадии рефлексии применила написание эссе на тему «Как мы будем оценивать учащихся на уроке?»
Данный метод дал мне возможность оценить и проанализировать коучинг. Прочитав эссе пришла к выводу, что учителям коучинг понравился, они поняли как важно использовать формативное и критериальное оценивание на практике. Вот отрывки из работ: «Сегодня была на коучинге, который прошёл очень интересно. Были разнообразные задания, с которыми мы справились.В завершении коучинга сделали вывод, что оценивание это важный элемент преподавания…», «… очень интересно было составлять самим критерии оценивания и по ним оценивать выполнение заданий друг друга. Обязательно у себя на уроках применю оценивание детьми друг друга и себя по критериям, которые должны все видеть… «… самым главным для себя отметила, что прежде чем провести оценивание, необходимо разработать критерии…».
Таким образом, в процессе взаимодействия учителя:
обменялись идеями, аргументировали и обосновывали свои мнения по теме занятия
- увидели сильные и слабые стороны в традиционном оценивании,
пришли к выводу о необходимости составления рубрикаторов оценивания заданий для объективного выставления оценок.
познакомились с разными формами формативного и критериального оценивания и единогласно пришли к выводу:
формативное оценивание повышает мотивацию учеников;
критериальное оценивание не вызывает споров по необъективному оцениванию ;
необходимости внедрения данного опыта для улучщения качества знании учащихся;
распространения опыта по формативному и критериальному оцениванию в школе.
Во время проведения коучинга, столкнулась со следующими трудностями:
Пути решения
привлечение участников в связи с сильной загруженностью учителей планирование коучингов с учетом загруженности учителей, например, на каникулах
нерациональное использование времени правильно планировать ход занятия
перенасыщенность заданиями четкое распределение заданий согласно этапам коучинга
Планирование дальнейших изменений в практике:
1. Использование на уроках критериального оценивания.
2. Консультации и взаимосотрудничество с коллегами по вопросам оценивания.
3. Организовать творческую группу из учителей начальных классов для разработки рубрикаторов по предметам.
Результаты встречи с учителями убедили меня в необходимости использовать коучинг-занятия как эффективную форму работы с коллегами для разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе преподавания.
Список использованной литературы:
1. Руководство для учителя: Второй (основной уровень)/Бакиров К.А. и др.-3-е издание третье, с 181 АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы".
2. Настольная книга учителя-коуча. Учебное пособие для системы повышения квалификации учителей, Алматы, 2014