Методическая разработка по обществознанию : программа элективного курса Изучаем Конституцию РФ(9 класс)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ – ЧАУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РЫТКУЧИ»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации.
Номинация: «Методические разработки»
Название работы:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
(для 9 класса)
«Изучаем Конституцию РФ.
Я - будущий избиратель».

Автор: Марченко Елена Анатольевна,
учитель истории
и обществознания
МОУ УЧСОШ с. Рыткучи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.Введение.
Современное Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждение новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирование основ демократического, правового государства и гражданского общества. При этом усилия общества в целом должны быть сконцентрированы на решении ключевых проблем:
-создание равных возможностей реализации и развития человеческого капитала в отношении всех граждан России;
-формирование мотивации к инновационному поведению.
Переход на инновационный путь развития предполагает масштабные инвестиции в человеческий капитал. При этом развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом Российской Федерации.
Будущее России, её успешность и прогнозируемость зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию, от мотивации к инновационной деятельности и инновационному поведению граждан.
Новому поколению российских граждан предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что не только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать значимой личностью для будущего развития страны.
Преодоление общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, духовной деградации личности возможно лишь через социализацию личности граждан, формирование демократического гуманистически настроенного общества и принятие молодежью гуманистических ценностей и установок.
В настоящее время одной из стратегических задач становится модернизация образования как института социального развития общества в направлении формирования социального здоровья каждой личности.
В первую очередь это касается учащихся - подростков на этапе формирования их самоидентификации и позитивной «Я – концепции», что соответствует примерно 14-15-летнему возрасту.
2.Актуальность.
Недостаточность мировоззренческого образования демократической и гуманистической направленности создает сложности на пути построения активного гражданского общества, на пути формирования человека с ценностями и установками, способствующими реализации осознанного выбора в отношении себя и своего общества в целом. Низкий уровень социальной активности граждан, а, особенно молодежи делает актуальным в восьмом классе, на этапе выбора жизненных ориентиров, элективные курсы ориентировочного и социализирующего характера. Таким по содержанию курсом является курс по избирательному праву.
Избирательное право является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они - необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, - право, с другой - обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для многих стран в настоящее время является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодёжи.
Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Сегодняшние выпускники школы, достигнув 18-летного возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли они голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как школа может содействовать формированию правовой культуры подрастающего поколения?
Данная программа составлена с учетом облегчения процесса социализации учащихся в условиях современной политической ситуации через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, через освоение ими основных компетентностей в области правовой избирательной культуры.
Курс по избирательному праву вводит школьников в сложный мир общественных отношений, дает возможность осмыслить свое место в окружающем мире, показывает на примере избирательного права принципы формирования государственности в России. Будущие граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области избирательного законотворчества, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на уроках знаний в рамках социальных проектов, подготовке творческих работ, деловых игр, при создании школьного самоуправления.
3.Проблемный анализ.
Источником изменений в правовом образовании граждан должны стать следующие проблемы общества и образования:
-Все большее значение в современном обществе приобретает роль правового образования молодежи для ее участия в управлении государством, повышению ее политической активности, ответственности за свою страну.
-Социально – экономический кризис страны и предыдущие годы советской идеологии привели к деградации социального института семьи, который сам по себе формировал ответственность граждан перед прошлым и будущим поколениями.
-Падение нравственности общества и «грязные» выборные технологии, активно обсуждаемые в СМИ, приводят к отторжению процесса выборов у молодых людей, не видящих в них истинной перспективы.
-Современное эффективное образование невозможно без использования социально- деятельностных подходов и технологий. Следовательно, возникает необходимость курсов направленных на создание поля успешности и самореализации учащихся для формирования правильного выбора в будущем.
-Создание мировоззренческих курсов становится важнейшим фактором стабильности и успешности, в формирование грамотного и социально зрелого человека.
4.Новизна программы.
Кроме социальной значимости, данный курс построен полностью на проблемно – деятельностной технологии и проектным формам работы.
Вместо пассивного усвоения знаний применяются диалоговые формы работы, технология «дебаты», круглые, дискуссионные столы, использование различных источников информации, активного включения девятиклассников в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов.
Значительное место в программе отводится игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим проблемно- исследовательскую
деятельность учащихся.
5.Обзор литературы.
1.Конституция РФ.
2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. М, 2006.
3.Евзеров Р. X. Выборы высшей власти России в 1999—2000 гг. Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. № 4.
4.Меликова И. М. Современные технологии избирательных кампаний Обществознание в школе. 2012. № 7.
5.Мы, народ... Российская Конституция. Курс для старших классов средней школы. П. М. Воскресенская, А.И. Иоффе, Л. Ф. Никитин. М, 2005.
6.Никитин А. Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 2007.
7.Парламентаризм в России. Обществознание в школе. 2010. № 2.
8.Пронькин В. И., Гутников А. Б. Живое право. Книга для ученика. СПб.,2005.
9. Рыбаков В. А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв. М, 2006.
6.Цель элективного курса:
формирование чувства ответственности и повышение компетентности молодого гражданина Российской Федерации, будущего избирателя.
7.Для реализации поставленной цели необходимо решение традиционно определяемого триединого комплекса задач:
Обучающие:
-Расширить и углубить область знаний учащихся 9 класса за рамки базовой программы;
-Способствовать формированию профессиональной траектории у выпускников школы;
-Формирование ключевых компетентностей учащихся
(аналитическая, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).
Развивающие:
-Реализовывать данный курс возможно лишь через творческое осмысление предлагаемого материала и формирование собственного отношения к его прикладным аспектам;
-Формирование межпредметных (история и обществознание, обществознание и литература) связей и через них целостного мироощущения и своего места в этом мире;
Воспитательные:
-Формирование культуры избирателя и ответственного к нему отношения;
-Формирование экологических и толерантных установок;
-Способствовать формированию гуманистического мировоззрения.
Данный курс рассчитан на углубление знаний учащихся 9 классов. Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса формирует важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий бытового, потребительского, поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.
Данная перспектива результатов направлена на самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост.
Познавая и осваивая деятельностный компонент материала, учащийся создает собственную точку зрения и приобретает навык ее отстаивания, что значимо социализирует личность учащегося.
Данный элективный курс реализуется через следующие направления формирования личности:
-познавать окружающий мир и себя самого;
-оценивать окружающий мир, себя самого;
-предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;
-осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;
-выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать своё место и роль в нём.
-обучиться способам самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.
Развивая вышеназванные направления и свойства личности, данный курс обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, учит работать в творческих группах, находить совместно обсужденные решения, а также повышает интерес к предмету и системе знаний, в целом.
Теоретический материал занятий предполагает логическую цепочку тем, отражающих углубление материала от понятия основ избирательного права с формированием соответствующих моделей поведения к отражению этих представлений в жизни общества.
Содержание практических работ выстраивается таким образом, что
-теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;
-практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,
-теоретический материал содержит элементы занимательных знаний, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.
Технологии, использующиеся при изучении курса:
-проблемная технология;
-технология «дебаты»;
-технология формирования критического мышления;
-КСО;
-работа в малых творческих группах;
-информационно – коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие (определяют оптимальность режимов занятий, смену видов деятельности, введение пауз);
-формирование «портфолио».
Оценка эффективности курса через проведение школьных олимпиад позволяет сформировать «портфолио» учащихся, что необходимо для их самореализации.
8.Методы:
-Частично-поисковый
-Словесно-наглядный
-Беседа с демонстрацией средств наглядности
-Проблемное изложение
-Эвристический
-Опытно – экспериментальный
-Игровой
9.Формы организации занятий
-лекция и семинары;
-практикумы;
-защита проектов;
-выполнение исследовательской работы.
10.Формы контроля
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.
В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.
11.Средства:
-Предметные: тетрадь, медиапроектор, таблицы.
-Практические: решения задач, ответы в рамках тестирования, анализ опытов и лабораторных работ.
-Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, решение.
-Эмоциональные: интерес, мотивация, успешность.
12.Темы проектных работ для учащихся
Примерный перечень тем реферативных работ:
1.Если бы я был депутатом.
2.Выбирайте достойных!
3.Портрет гражданина XXI века.
4.Наш выбор - будущее России!
5.Основные принципы избирательного права.
6.Не будь в стороне, голосуй!
7.Я гражданин России.
8.За честные выборы.
9.Избирательные права граждан. Как они осуществляются?
10.Источники избирательного права.
11.Голосование на выборах.
12.Первые российские парламентарии.
Контингент учащихся: учащиеся 9 класса
Объем программы:18 часов (1 час в неделю в течение полугодия)
Учебно–тематический план
Наименование разделов и тем Всего часов В том числе
Семинары Практические
занятия Формы контроля и обеспечения
Вводное занятие
« Введение в избирательное право» 1 1 Деловая игра
« Право выбора»
Раздел I. Путешествие в историю 7 2 5 1.1.На заре демократии 1 1 1.2.Избирательное право в России 1 0,5 0,5 1.3.Государственная Дума-первый русский парламент. 1 1 Круглый стол: «История парламентаризма в оценках школьников»
1.4.Выборы в I Государственную Думу . 1 1 1.5.Избирательное право в СССР 1 1 1.6.Избирательный процесс в новой России. 2 0,5 1,5 Раздел II. Азбука избирателя 7 0 6 2.1.Выборы и референдум как выражение власти народа. 1 1 2.2.Кого мы выбираем 1 1 Работа с документами
2.3.Органы местного самоуправления 1 1 Встреча с представителями местной администрации
2.4.Избирательные системы в мире. 1 1 Деловая игра «Политические дебаты».
2.5.Избирательные комиссии 1 1 2.6.Общественные объединения, политические партии в избирательном процессе 1 1 2.7.Избирательные технологии. СМИ в условиях выборных кампаний. 1 1 Раздел III. Я - избиратель. 2 0 2 3.1.Мой выбор 1 1 Интеллектуально- правовая игра
3.1.Выборы Президента школы. 1 1 Деловая игра
Итоговое занятие. 1 1 Защита рефератов и проектных работ
18 5 13 Содержание программы
Вводное занятие. Введение в избирательное право.(1 ч)
Занятие 1.На занятиях рассматриваются цели и задачи курса. Обсуждаются с учащимися вопросы, которые их больше всего интересуют в практическом содержании курса.
Вводится понятие избирательного права, выборов и референдума как непосредственного выражения власти народа, представляется презентация по данному вопросу
Ключевые понятия: гражданин, избирательное право, активное и пассивное право, принципы избирательного права, избирательный ценз.
Раздел 1. Путешествие в историю (7 ч)
Занятие 1.1. На заре демократии.
Истоки демократии, народные собрания древних греков, демократия прямая и представительная. Остракизм.
Древнеримский Сенат. Кто мог стать сенатором, ограничение власти сенатом. Законы ХII таблиц - установление единого для всех римлян частного права. Консульские выборы на Марсовом поле. Депутатская неприкосновенность. Англия - родина парламентаризма. Парламент и его функции
Ключевые понятия: первобытная демократия, демократия прямая и представительная, плебисцит, кандидат, парламент.
Занятие 1.2 Избирательное право в России.
Демократия Древнего Новгорода. Вечевые традиции.
Роль и компетенции Земских Соборов.
Демократичность состава Земских Соборов.
«Крестоцеловальная запись». «Кондиции».
Правовое регулирование российской жизни в XVIII –XIX в.в.
Земское движение
Ключевые понятия: Вече, Земский Собор
Занятие 1.3 Государственная Дума- первый русский парламент.
Манифест 17 октября и его последствия.
Выборы в I Государственную Думу.II Государственная Дума. Положение о выборах 3июня1907г. Октябристский маятник. «Счастливая судьба » III Государственной Думы. Партийный состав IV Государственной Думы. Судьба Учредительного Собрания.
Ключевые понятия: избирательный закон, Таврический дворец, Государственная Дума, курии, многопартийность, Учредительное Собрание.
Занятие 1.4.Выборы в 1 Государственную Думу.
История выборов в 1 Государственную Думу. Первые депутаты и их деятельность в 1-ой Государственной Думе.
Ключевые понятия:
Занятие 1.5. Избирательное право в СССР.
Конституции 1918, 1936 гг.
Лишение избирательных прав.
Демократия по-советски.
Конституция 1997г.
Верховный Совет. Принцип демократического социализма.
Императивный мандат.
Занятие 1.6. Избирательный процесс в новой России.
Рождение нового парламента. Съезд народных депутатов РСФСР. Верховный Совет РСФСР. Политический плюрализм. Декларация о государственном суверенитете России. Конституционный параллелизм. Совет Федерации трёх созывов. Отличия и сходства в порядке формирования Совета Федерации первого и второго созыва.
Ключевые понятия: демократия прямая и представительная,
парламент, мандат, плюрализм, толерантность, терпимость
Практическая работа: Круглый стол: «История парламентаризма в оценках школьников».
Раздел II. Азбука избирателя (6 ч)
Занятие 2.1. Выборы и референдум как выражение власти народа.
Вводится понятие выборов и референдума как непосредственного выражения власти народа, представляется презентация по данному вопросу.
Занятие 2.2. Кого мы выбираем
Формирование органов власти Российской Федерации, виды республик: парламентская, президентская и смешанного типа, порядок формирования государственной власти.
Законы, регулирующие формирование органов власти, Президент и его полномочия, Федеральное Собрание, Органы местного самоуправления. Избирательные системы: пропорциональная, мажоритарная, смешанная, работа избирательных комиссий, общественные объединения, политические партии в избирательном процессе, избирательные технологии, СМИ в условиях выборных кампаний, нарушение избирательных прав.
Ключевые понятия: Президент, Федеральное Собрание, Совет Федераций, Государственная Дума.
Занятие 2.3 Органы местного самоуправления
Роль и функции органов местного самоуправления, структура, действие 131-го Федерального закона.
Ключевые понятия: Местное самоуправление, Губернатор, муниципальные образования
Занятие 2.4. Избирательные системы в мире
Пропорциональная, мажоритарная избирательные системы. Смешанная избирательная система в России.
Ключевые понятия: избирательные системы.
Занятие 2.5. Избирательные комиссии
Ведущая роль избирательных комиссий в процессе выборов, виды избирательных комиссий, их полномочия, деятельность членов участковой избирательной комиссии во время выборов.
Ключевые понятия: Центризбирком, ТИК, УИК, избирательный бюллетень, порядок голосования.
Занятие 2.6. Общественные объединения, политические партии в избирательном процессе
Роль многопартийности в избирательном процессе, политические партии в России, политические лидеры и их особенности.
Ключевые понятия: лидер, харизма, избирательные технологии, Программа партии.
Занятие 2.7.Избирательные технологии. СМИ в условиях выборных кампаний
Технологии, применяемые во время выборов, роль средств массовой информации, предвыборная агитация.
Ключевые понятия: Избирательная технология
Раздел III. Я – избиратель.
Занятие 3.1.Мой выбор
Практическая работа: интеллектуально-творческая игра
Занятие 3.2. Я - избиратель.
Процедура проведения выборов, порядок проведения избирательной кампании, выдвижение кандидатов, голосование.
Практическая работа: Деловая игра «Выборы Президента школы».
Ключевые понятия: избирательный бюллетень, порядок голосования.
Итоговое занятие: Защита проектных работ(1ч)
Данное занятие посвящено защите проектных работ и рефератов, подготовленных учащимися в ходе изучения программы. Представление рефератов, исследований и мультимедийных презентаций.