Элективный курс по обществознанию, 8-9 класс Изучаем Конституцию


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
ул. Геологов, д. 43, п.г.т.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860,
тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. e-mail: Urengoy_2@mail.ruОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой
_____/Е.В. Крепешева/
Приказ № 294
от «31» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Куртовой Елены Николаевны, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О., категория)
Элективный курс по обществознанию
для 9 класса «Изучаем Конституцию»
(предмет, класс и т.п.)
«Согласовано»
Зам. директора пообразовательному процессу
__________/ Гречишникова М.А../ Рассмотрено на заседании методического объединения
протокол № ___________от«____» __________20 __г.
_____ / Куртова Е.Н. /руководитель МО
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы Правоведение 8-9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс /авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007
Актуальность элективного курса «Основной Закон» обусловлена необходимостью повышения правовой культуры граждан. Учащиеся должны уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы, анализировать ситуацию, сделать выбор и брать на себя ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.
Элективный курс «Основной Закон» предназначен для учащихся 9 класса предпрофильной подготовки с ориентацией на гуманитарный цикл. Курс выполняет функцию поддержки основных курсов профиля «Обществознание» и ориентирован на расширение и углубление предметных знаний, на развитие практических навыков.
Курс рассчитан на 12 ч.
  Цели и задачи курса:
Максимально способствовать развитию правовой культуры учащихся - будущих самостоятельных граждан РФ - через усвоение ими Основного Закона;
Формирование человека - гражданина, воспитание гражданственности и любви к Родине;
Воспитание общероссийской идентичности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук;
Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях.
Формы и методы работы:
Работа с научными и публицистическими текстами, работа с источниками;
Дискуссии, беседы, интерактивные лекции;
Тестирование
Презентация
Творческие работы
- № п/п Дата Тема урока Количество часов Домашнее задание Примечание
1 Понятие конституции. Общая характеристика Конституции РФ. 1 2 Гражданские права. Политические права. 1  
3 Экономические, социальные культурные права 1  
4 Защита прав человек Права ребенка. 1  
5 Основы конституционного строя. Федеративное устройство 1 6 Президент Российской Федерации 1  
7 Федеральное Собрание. Государственная Дума 1  
8 Совет Федерации. 1  
9 Правительство Российской Федерации 1  
10 Судебная власть. Прокуратура 1  
11 Местное самоуправление 1  
12 Избирательное право. Избирательный процесс 1  
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Права человека - 3 ч
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 2. Конституционное право - 8 ч
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 3. Избирательное право и избирательный процесс – 1 ч
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Предполагается текущий и итоговый контроль.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса ученик должен:
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
  ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Интерактивная доска
МультимедиапроекторКомпьютер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2002.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
Введение в обществознание. Учебное пособие для 8-9 классов. Под редакцией Л. Н. Боголюбова - М.,1996.
Дианова Р. И. Тесты по обществознанию. 11 класс-М.,2000.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под ред. Л. Н. Боголюбова-М.,2001.
ЕГЭ. Тестовые задания. Обществознание.
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права.— М., 2007
Комментарии к Конституции РФ-М.,1994.
Конституция РФ: словарь-справочник для школьников-М.,1995.
Конституция Российской Федерации.
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе-М.,2002.
Международное и гуманитарное право - М.,2000.
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
Основы российского права.— М., 2007.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов —М.,2002.
Права человека. История, теория, практика.— М., 2005. \
Сборник кодексов РФ.— М., 2008