Путешествие в деревню Занятие по развитию речи для детей 4-5 лет


«Путешествие в деревню»Конспект занятия по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста (4 - 5 лет)
 
Цели: создать условия для формирования у детей представления о домашних животных и их детенышах.
Задачи:
Речевые: Расширить словарь за счет имён существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имён прилагательных (пёстрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов(лает, мычит, ржет, хрюкает, блеет, скачет, грызёт, жуёт, лакает и др.); активизировать употребление антонимов(длинный — короткий), учить отвечать на вопросы полными ответами; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие: Развивать артикуляционную моторику (подвижность губ, языка, нижней челюсти); физиологическое дыхание, чувство темпа; слуховое внимание, фонематический слух, тактильную чувствительность, пальчиковую и общую моторику. Развивать счётные навыки; логическое мышление, учим отгадывать загадки.
Образовательные: расширять представления детей домашних животных и их детенышах.
Воспитательные: воспитывать любовь к домашним животным.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Чтение художественной литературы, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие. Игровая деятельность.
Оборудование: минус фонограммы: песни В.Я.Шаинского «Голубой вагон», «Едем-едем» (CD диск С. и Е. Железновых «Ква-ква»); предметные картинки «Домашние животные»; игрушки «Домашние животные и их детёныши»; настольно-печатные игры: «Кто что ест?», «Детёныши домашних животных»; сенсорное панно «Деревня». (Сенсорное панно —аппликация, при выполнении которой части фигурок животных вырезаются из материалов, соответствующих по тактильным ощущениям реальным животным: кожа, мех, и т.д.).
Предварительная работа. Создание сенсорного панно «Деревня».Внесение в развивающую среду настольно-печатной игры "Кто что ест, кто как кричит", фигурок домашних животных.
Рассказать детям о домашних животных — кошке, собаке, корове, лошади, овце, козе, свинье. Объяснить, что домашними их назвали за то, что они живут рядом с человеком или в его доме. Сказать детям, что домашние животные когда-то давно были дикими и жили в лесу. Но человек их приручил, стал ухаживать за ними: кормить, поить, строить для них жилища. А домашние животные начали приносить человеку пользу: кошка ловит мышей, собака охраняет дом, лошадь возит грузы, корова и коза дают людям молоко, у овцы люди стригут шерсть и делают из нее одежду.
Показать детям домашних животных на картинках.
Уточнить, как называются части тела разных животных. Попросить детей показать и назвать знакомые им части тела: голову, шею, туловище, хвост и лапы (у кошки и собаки) и ноги (у коровы, лошади, овцы, свиньи, козы). Воспитателю назвать и показать копыта и вымя у коровы и козы, гриву у лошади, пятачок у свиньи. Затем попросить малышей показать у козы—рога, бороду, копыта, вымя; у свиньи — пятачок, хвост, копыта; у лошади копыта, гриву и хвост; у овцы — копыта. Затем попросить детей послушать вас внимательно и ответить на вопросы.
Сколько лап у кошки? (Четыре.)
Сколько ушей у собаки? (Два.)
Сколько рогов у коровы? (Два.)
Сколько копыт у лошади? (Четыре.)
Сколько хвостов у свиньи? (Один.)
Сколько крыльев у лошади? (Вопрос-шутка—ни одного.)
У кого из домашних животных есть рога? (У коровы, козы.)
У кого из домашних животных есть копыта? (У лошади, коровы, козы, свиньи и овцы.)
У кого из домашних животных длинный хвост? (У кошки, коровы и лошади.)
А у кого короткий хвост? (У свиньи, козы и овцы»)
Рассказать детям, чем питаются домашние животные: корова, лошадь, коза и овца едят траву и сено; кошка и собака едят мясо, суп, кашу и еще любят полакать молоко; свинья ест любую пищу — овощи, фрукты, траву, желуди, корни растений, зерно не откажется и от мясной пищи.
Предложить детям поиграть в настольно-печатную игру "Кто что ест, кто как кричит", когда дети закроют все игровые поля карточками с едой, попросить их рассказать, чем питается каждое из домашних животных, произнося фразу по образцу: «Корова питается сеном. Собака питается мясом».
Загадать детям загадки о домашних животных, выдавая малышам по мере отгадывания картинки или фигурки соответствующих домашних животных.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Овца, баран.) Пятачком в земле копалась,
В грязной луже искупалась.
(Свинья.)
Груз везет,
Сено жует,
Хвостом помахивает,
Гривой потряхивает.
(Лошадь.) Возле дома дом стоит.
Кто же там всю ночь не спит?
На чужих лает,
К дому не пускает.
(Собака.)
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка.) Бегут по дорожке
Борода да рожки.
(Коза.)
 
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова.) Уточнить у детей, как зовут детенышей домашних животных, и покажите им картинки с изображением детёнышей.
Сказать: «У собаки — щенок, у коровы —телёнок, у лошади — жеребёнок, у овцы — ягнёнок, а у свиньи — поросёнок, у козы - козлёнок». Попросите детей самих назвать, кто у кошки —... (котёнок), у козы —... (козлёнок). Для закрепления можно предложить поиграть в игру-лото "Кто чей малыш". Дети также играют в деревянный конструктор «Ферма».
 
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: «Встаньте на лужок и сделайте кружок».
Встать вместе с детьми в круг.
Воспитатель: «Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню «Бурёнкино» в гости к дедушке и бабушке».
Показать фигуры Бабушки и Дедушки и прикрепить к их ковролину, попросить детей отгадать загадку и узнать, на чем они сейчас отправятся в путь.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек —
Лишь оставили дымок.
(Поезд.)
Воспитатель: «До деревни путь неблизкий, надо вагончикам покрепче друг за друга зацепиться.
«Поезд» - подвижная игра с музыкальным сопровождением
Цели: развивать физиологическое дыхание, чувство темпа.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям положить руки на плечи впереди стоящего ребенка. Воспитатель: «В тот момент, когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом). Если музыка начнет ускоряться, то двигаться надо быстрее, а если музыка будет замедляться, то и «поезду» следует «ехать» медленнее. Когда же музыка умолкнет, поезд остановится». Под музыку В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон» дети начинают движение, меняя его темп вслед за музыкой.
Игра «Назови ласково».
Цели: расширить словарь детей за счёт имен прилагательных (пестрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); развивать у детей тактильную чувствительность; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры:
Воспитатель: «Вот мы и приехали в деревню». Воспитатель подводит малышей к сенсорному панно «Деревня», а помните ли вы название деревни, в которую приехали?»
Ответы детей: «Бурёнкино»
Воспитатель: «Правильно! Молодцы! Какое ласковое слово - «Бурёнкино». Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже кто-то встречает - вот коровка (показать на корову), погладьте её. Какие у неё бока?»
Ответы детей: «Гладкие, мягкие».
Воспитатель: «А вот и (указать на лошадь) - лошадка». Воспитатель предлагает детям погладить лошадку и спросить о том, какой на ощупь им показалась лошадка.
Ответы детей: «Тоже гладкая, мягкая».
Воспитатель продолжает показывать на сенсорном панно домашних животных и спрашивать: «А это кто?» Необходимо напоминать детям, что называть животных нужно ласково (кошечка, собачка, козочка, овечка и свинка). Каждый раз предлагать малышам погладить изображение животного на сенсорном панно. Обратить внимание детей на то, что кошечка и козочка пушистые, а у овечки шерсть густая и мягкая, у собачки шёрстка мягкая густая, а у свинки спинка шершавая.
Воспитатель: «Кто там нас встречает?» (Показывает на Дедушку и Бабушку.) «Рада нам бабушка рад нам дедушка, посмотрите, как они нас встречают - молочком да пирожками угощают. Садитесь, пожалуйста, за стол». Указать детям на стульчики, стоящие около стола.
Игра «Ладушки, ладушки!»
Цели: учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими), развивать артикуляционную моторику (языка, нижней челюсти).
Ход игры:
Воспитатель поёт потешку и одновременно выполняет соответствующие движения руками, дети повторяют за воспитателем.
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки        
Испекла нам бабушка,
Вкусные оладушки
 
 
 
На, Ирочка.
На, Ванечка...
 
 
Ой, какие горячие!
Подуем на оладушки.
 
А теперь и кушать можно,
Жуйте, только осторожно!
Та-та-та, та-та-та.
Та-та-та, та-та-та (хлопать в ладоши)
 
(хлопать сначала правой ладонью по  
левой, а потом левой ладонью
по правой, как будто лепим пирожок
и перекладываем его из руки в руку)
 
(протянуть руки, а затем погладить
каждого из детей по ладошкам,
как будто даёте им оладушки)
 
(покачать головой из стороны в сторону,
подуть на свои ладони не надувая щёк)
 
(выполняйте артикуляционное упражнение:
«жуйте» зубами кончик языка,
произнося при этом звуки [та])
Воспитатель: «Отдохнули мы, поели, а теперь пора за дело.
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Помощники»
Цели: развивать артикуляционную моторику (подвижность губ, языка, нижней челюсти); развивать пальчиковую моторику, умение быстро переключаться с одного движения на другое;
Ход игры:
Воспитатель: «Будем бабушке с дедушкой по хозяйству помогать. У них много разных дел:
И корову с козой подоить [С-с-с, с-с-с],
выполнять движения кулаками сверху вниз, то сжимая, то разжимая кулаки, как при дойке).
И собачку кормить — „Грызи, Жучка, косточку",
(поднести корту кулаки, держать их с двух сторон около рта; щелкать зубами, изображая, как собака грызёт кость)
Кошку Мурку молочком поить -
„Лакай, лакай - не проливай";
(поднести ко рту ладони, сложенные чашечкой, и, наклонив над ними голову, совершить несколько лакающих движений языком)
С овечек шерсть стричь — [Чик-чик, чик-чик];
(сводить и разводить указательный и средний пальцы на правой руке, имитируя движения ножниц)
Лошадку запрягать,
В путь-дорогу отправлять:
„Но, но, но, но! поехали".
сесть на стуле ровно, выпрямив спину, держать в руках воображаемые вожжи, потряхивать ими и цокать языком)
Везет лошадка груз, торопится.
Побыстрей, побыстрей, (цокать в быстром темпе)
А теперь помедленней. (цокать в медленном темпе)
Тп-р-ру! Приехали. Устала лошадка телегу везти. (опустить руки с «вожжами»)
Пусть отдохнет и поест. „На, на, лошадка, ешь сено!"» (протянуть руки вперед, давая " лошадке" сено).
Дидактическая игра «Отгадайте действия»
Цели: развивать фонематический слух: различать близкие пары звукоподражаний, отличающиеся друг от друга одним звуком (на и но), развивать движения (мелкие и общие).
Ход игры:
Воспитатель даёт детям задание: «Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать, что вы сейчас будете делать: кормить лошадку или ехать на ней, если я произношу слова «на, на», то вы должны протянуть вперед руки, как будто кормите лошадь; если я произношу команду «но, но», то вы должны сжать руки в кулаки и потряхивать ими, как будто держите вожжи».
После окончания игры воспитатель хвалит детей за правильные ответы.
Воспитатель: «Какие вы молодцы, очень хорошо помогаете Бабушке и Дедушке ухаживать за домашними животными.»
Дидактическая игра «Поручения».
Цели: учить отвечать на вопросы полными ответами.
Ход игры:
Воспитатель располагает на сенсорном панно еду около каждого животного и называет картинки.
Воспитатель: «Дедушка с Бабушкой поручают вам самим ухаживать за домашними животными»
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных. Одну из них берёт себе (например, козу). Предлагает детям рассказать о животных. Для этого воспитатель предоставляет малышам образцы построения фраз. (Первое высказывание делает воспитатель, а затем по образцу аналогичную фразу составляет каждый из детей. Воспитатель слушает ответ каждого из детей.)
Воспитатель: «Мне дедушка поручил ухаживать за козой. А тебе?» (Напомнить малышам, что отвечать на вопрос надо полным ответом.)
Воспитатель:«Я накормлю козу сеном и травой.» (При ответе на этот вопрос предложить детям воспользоваться сенсорным панно.)
Ребёнок: «Мне дедушка поручил ухаживать за кошкой. Я накормлю кошку молоком, рыбой»
И т.д. каждый ребёнок рассказывает о том животном, которое у него изображено на картинке.
Дидактическая игра «Чьи же это малыши?»
Цели: развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям игрушки: козу, корову, лошадь, овцу, свинью, собаку, кошку.
Воспитатель: «У всех домашних животных есть детеныши. Ждут малыши домой своих мам. Выбегают им навстречу малыши, а мамы не могут узнать своих детенышей, давайте поможем мамам, узнаем детёнышей домашних животных по голосам».
Дети отгадывают загадки-подсказки.
- Иго-го, - заржал ребёнок.
Значит, это... (жеребёнок).
 
- Му-у, - мычит в хлеву ребёнок.
Это маленький... (телёнок).
 
Чей-то маленький сынок
Вдруг залаял:
- Я ... (щенок). Гав, гав!
- Хрю, — захрюкали ребята.
Значит, это... (поросята). - Ме-е, - заблеял вдруг ребёнок.
Это маленький... (козлёнок).
 
- Мяу, -замяукали ребятки -
Узнаете? Мы - ... (котятки).
 
- Бе - е, - заблеял вдруг ребёнок.              
Это маленький... (ягнёнок).                        
 
По мере того как дети будут называть детенышей, воспитатель показывает им соответствующие игрушки детёнышей. Получив ответ на загадку - подсказку воспитатель отдаёт игрушку телёнка тому из детей, у кого на руках игрушка корова. Аналогично воспитатель раздаёт детям все игрушки детёнышей домашних животных.
Воспитатель хвалит детей за то, что они так хорошо ухаживали за домашними животными.
Игровое упражнение с музыкальным сопровождением
«На лошадке» (музыкальное сопровождение минус фонограмма «Едем-едем» CD диск С. и Е. Железновых «Ква-ква»).
Цели: развивать артикуляционную моторику детей, развивать крупную моторику детей.
Ход игры:
Воспитатель: «Пришла пора отправляться в обратный путь. А повезет нас лошадка, давайте встанем друг за другом и будем скакать на лошадках: нужно идти, высоко поднимая ноги, руки на поясе, при этом громко щёлкать языком».
Дети идут под музыку высоко поднимая колени и щёлкая языком.
  тоги занятия.
Сегодня мы много нового узнали о домашних животных и их детёнышах. Поиграли, отгадывали загадки. Это наше не последнее путешествие, нам предстоит ещё многое узнать. Все молодцы.
 
Список использованной литературы.
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. - М.; Мозаика-Синтез, 2012.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. -  М.; Мозаика-Синтез, 2008.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир/ Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей- М.: «Баласс», 2003
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). - СПб: Паритет, 2008
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.