Анализ работы Методического Объединения начальных классов ГОШ I-III ступеней №18


Анализ
работы МО учителей начальных классов
ГОШ I-III ступеней № 18
за результатами 2015-2016 у.г.
подготовила Жданова О.Ю.
учитель начальных классов ГОШ №18
руководитель МО
Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
В 2015-2016 учебном году методическое объединение начальных классов продолжило работу над темой «Использование творческих возможностей учителей в развитии личности учеников».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
•Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;
•Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
•Выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;
•Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;
•Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;
•Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными.
В текущем учебном году было проведено 9 заседаний МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников.
Методическим объединением и заместителем директора по УВР Зверевой И.Н. постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, составлялись контрольные работы за полугодие, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся. На заседании МО было отмечено, что журналы, личные дела заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради учащихся ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением. По сравнению с предыдущими годами более качественно составлено календарно-тематическое планирование, четко соблюдался график контрольных работ.
Учителя начальных классов работают над совершенствованием своего мастерства: планово проходят курсы переподготовки учителей, работают по теме самообразования.
Методическим объединением использовались более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к заданию, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.
В течение года проводились оперативные заседания по тематике:
1.Учебный план и учебно-методическое обеспечение обучения по программам;
2.Единые требования к ведению рабочих и контрольных тетрадей учащихся;
3.Итоги проверки документации;
4.Организация каникул;
5.Анализ проведения итоговых контрольных работ;
6.Изучение нормативных документов;
7.Организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и математике; участие в городских олимпиадах по этим предметам.
8.Итоги проверки техники чтения на конец года.
9.Соблюдение графиков контрольных работ и родительских собраний.
10.Итоги промежуточной аттестации.

Были проведены промежуточные аттестации во 2-4 классах. После анализа которых были даны такие рекомендации:
По русскому языку:
В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:
•Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
•Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
•Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
•Повысить ответственность логопедической службы за преодоление учащимися дефектов речи.
•Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.
По литературному чтению:
В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:
1.Регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения;
2.Вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения;
3.Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;
4.На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение с карандашом”, “чтение по линейке”, “жужжащее” чтение (в течение3-5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям”, выборочное чтение и т.п.
По математике:
В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
1.Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
2.Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
3.Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
4.Всем учителям начальных классов необходимо придерживаться следующего плана действий:
-Тщательно отрабатывать с учащимися таблицу сложения чисел в пределах 10; 20, уделяя достаточно внимания формированию соответствующих вычислительных приемов, добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть;
-Добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых;
-Добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-Добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении простой задачи.
Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными.

В этом учебном году уч-ся 3-4 классов принимали участие в городских олимпиадах по русскому языку и математике:
3класс- Кошеленко Арина и Славгородский Сергей
4 класс- Еськов Никита, Гаспарян Руслан и Чавгун София
Призовых мест ребята не заняли, но получили сертификаты за участие в олимпиадах.
В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2015-2016 учебном году, можно оценить удовлетворительно, однако, отмечается неполная реализация поставленных перед начальной школой целей и требований, предъявляемых к учащимся, заканчивающих 1 ступень обучения.
Рекомендации:
1.Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого “выпускника” начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.
2.Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
Исходя из анализа работы и наличия таких проблем, перед МО ставим следующие задачи:
1.Формирование общеучебных и исследовательских умений у младших школьников через конференции, конкурсы.
2.Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
3.Развитие ребенка как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой (через внеклассные мероприятия).
4.Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования (здоровьесберегающие, мониторинговые).
5.Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеурочных занятиях.
6.Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха).
7.Создать условия для творчества во всех видах деятельности (участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях).
Успешно проходит работа по набору детей в первый класс (планируется открыть 1 класс с количеством 10-15человек,исходя из данной ситуации ). По итогам 2015-2016 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью. Отставаний по программе нет. Расхождение ликвидировано путем интенсификации учебного материала.
Главными задачами в новом учебном году являются систематизация работы учителей в соответствии с планом методического объединения, систематизация контроля за работой в классах с углублённым изучением предмета, организация обмена опытом работы в этих классах, организация работы кружков и факультативов.
Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы, реальная и своевременная помощь методического кабинета.
Работу методического объединения в 2015-2016 учебном году считаю удовлетворительной.