Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы


Системно-деятельностный подход на уроках русского языкаМакогон Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Лобановская школа».МО 11.03.2015.
ФГОССистемно - деятельностный подход -методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подходаЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. ГальперинВ.В. Давыдов Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образованияОбеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Что такое системно-деятельностный подход?Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. ФГОС: изменение требований к образовательному результату Предметные (основы системы научных знаний).Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД).Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.). Критерии оценки сформированности УУД:Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям Соответствие свойств универсальных действий заранеезаданнымтребованиям
style.rotation Система дидактических принципов Процесс обучения естьвсегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Основные положения технологии деятельностного метода обучения.

Характер обучения - поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Меня учатЯ учусь!

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»ФГОС н.п.парадигма ЗУН ТО1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся.2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессеФормы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно)5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы) Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»ФГОСпарадигма ЗУН6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемыУчитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехиВ оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их.9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»ФГОСпарадигма ЗУН10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфортаСистема отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется Традиционный взгляд на урок1. Дом.задание: «Перескажи…»2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «По тексту определите …»4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»Проблемно-диалогическая технологияЦель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьмиЕ.Л.МельниковаРегулятивные УУДКоммуникативные УУД






Продуктивные задания – главное средствоРешению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?)Найди нужную информацию (текст, рис…)Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?Расскажи о правилах написания о-е в окончаниях существительных.= Почему одни слова в русском языке пишутся с приставкой пре-, а другие – с приставкой при?Расскажи правила написания пре-, при-..=Личностные результатыПознавательные УУД






Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового стандартаОсновной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий



Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость Функции ученика и учителя в совместной деятельности:1) ученик учится (учит себя), то есть выполняет учебную деятельность;2) учитель выполняет две роли − организатора деятельности ученика и его помощника. Технология деятельностного метода№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя1.Мотивация к учебной деятельностиСоздаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. 3. Выявление места и причины затрудненияОрганизует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя4.Построение проекта выхода из затруднения.Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.5.Реализация построенного проекта.Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах.
№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.8.Включение в систему знаний и повторение.Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.9.Рефлексия учебной деятельности.Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Современный урок Современный урок - это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве Выделяют 4 типа уроков в зависимости от их целей1.Уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);2. Уроки рефлексии;3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);4. Уроки развивающего контроля. КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ?Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС. 1-й этап формирования УУД
Компоненты системно-деятельностного подхода Категория «деятельности» – система, нацеленная на результатМотивацияПробноедействие ЗатруднениеРеализацияпроектаСамоконтрольСамооценка



Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.Построение проекта выхода из затруднения.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности.Технология деятельностного метода(ТДМ)
Технологии реализации механизма СДПИнформационные и коммуникативные технологии.Технология, основанная на создании учебной ситуации.Технология, основанная на реализации проектной деятельности.Технология, основанная на уровневой дифференциации.Технология деятельностного метода. Технология критического мышленияЦель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни Характерные особенности:оценочность;открытость новым идеям;собственное мнение и рефлексия собственных суждений.Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута. Другие педагогические технологииИнформационная технологияАдаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парахИгровые технологии Проблемно-развивающая технологияРейтинговая технологияТехнология модульного обученияТехнология коллективного способа обучения (авторская) Здоровьесберегающая технологияЛичностно-ориентированная технология КОНСТРУКТОР УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1. Этап мотивацииПриемы обучения:-Баллы и образы.-Взаимоопрос.-Графический диктант.-«Да-нетка».-Игра в случайность.-Идеальный опрос.-Индивидуальный опрос.-Интеллектуальная разминка или простой опрос.-Коммуникативная атака.-Линия времени.-Начало урока с высказывания выдающихся людей.-Начало урока с пословицы, поговорки.-Начало урока с элементами театрализации.-Начало урока с эпиграфа к уроку.-Отсроченная отгадка.-Перестановка, движение.-Пресс-конференция.-Рифмованное начало урока.-«Светофор».-Смотрю, вижу.-Тестовый контроль.-Удивляй! -УМШ (фронтально).-Фантазер.-Фантастическая добавка.-Щадящий опрос.-Эмоциональное вхождение в урок. 2. Этап актуализацииПриемы обучения: -Ассоциативный ряд.-Видеосюжет.-Диалог.-Игра в случайность.-Идеальный опрос.-Интеллектуальная разминка.-Лови ошибку.-Лото.-Музыкальный фрагмент.Обсуждение  выполнения домашнего задания.-Отсроченная отгадка.-Проблемный вопрос.-Ролевой сюжет.-Проблемная ситуация.-Смена мизансцены.-Смена ролей.-Театрализация. 3. Этап выявления места и причины затруднения-Вопрос-размышление.-Группировка.-Домысливание.-ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать).-Исключение.-Линия времени.-«Мозговой штурм».-Подводящий диалог.-Работа над понятием.-Ситуация яркого пятна.-Тема-вопрос. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения-Деловая игра «Компетентность».-Деловая игра «НИЛ».-Деловая игра «Точка зрения».-Дерево целей.-Пресс-конференция.-Проблемный ряд.-Эксперимент. 5. Этап реализации построенного проекта-Вопрос к тексту.-Выдвижение гипотезы.-Деловая игра «НИЛ»-Деловая игра «Точка зрения»-Доклад.-Лови ошибку!-Практичность теории.-Пресс-конференция.-Привлекательная цель.-Проблемный диалог.-Удивляй!-Фантастическая добавка. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи1) ЗакреплениеВопросы к тексту.Игра «Верите ли вы, что…».Комментированное чтение.Лови ошибку!«Найди связь с жизнью».Отсроченная отгадка.Пресс-конференция.Привлекательная цель.Работа по инструкции.Работа с сигнальными карточками.Своя опора.Синквейн.Технология ВИКИ.Подготовка презентации учащимися.Рассказ-эстафета.Снежный ком.Удивляй!Фиш-болл.2) Динамическая паузаГимнастика для глаз.Упражнения для профилактики плоскостопия.Упражнения для профилактики сколиоза.Упражнения на развитие моторики  кистей рук. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону-«В своем темпе».-Да-нетка.-Деловая игра «Я – учитель».-Игра-тренинг.-Лови ошибку.-Найди соответствие.-Мини-исследование.-Мини-проекты.-Озвучивание «немого кино».-Работа в группах.-Работа с компьютером.-«Реставратор».-Решение орфографических задач.-Своя опора.-Щадящий опрос. 8. Этап включения в систему знаний и повторения-Аукцион знаний.-Блиц-контрольная.-Вернисаж.-«Верю, не верю».-Выборочный контроль.-Группировка грамматического материала.-Деловая игра «Компетентность».-Деловая игра «НИЛ».-Деловая игра «Точка зрения».-Игра в случайность.-Идеальный опрос.-Кластер.-Метод 6 шляп.-«Найди ошибку».-Обычная контрольная работа.-Опрос по цепочке.-Опрос-итог.-Пересечение тем.-Повторяем с контролем.-Повторяем с расширением.-Показательный ответ.-Программируемый опрос.-Реклама, эссе, резюме.-Решение или составление кроссворда.-«Светофор».-Свои примеры.-Своя опора.-Тест. -Тихий опрос. -Фактологический диктант.  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке1) Рефлексия эмоциональная«Дерево творчества».«Елочка».Закончи предложение.Интеллектуальная рефлексия.Лесенка «Моё состояние».Метод ранжирования.«Огонек общения».Оценка успешности.Плюс-минус-интересно.Рефлексивные карточки.Рисуем настроение.Свободный микрофон.Скажи друг другу доброе слово.Цветотехника.Чудо-дерево.2) Рефлексия оценочнаяБлиц-контрольная.Выборочный контроль.Идеальный опрос.Обсуждаем д/з.Опрос по цепочке.Опрос-итог.Отсроченная отгадка.Программируемый опрос.Релейная контрольная работа.Роль «подводящий итоги».Роль «психолог».Тихий опрос.3) Домашнее заданиеЗадание массивом.Идеальное задание.Необычная обычность.Особое задание.Творчество работает на будущее.Три уровня домашнего задания. Собственная УД школьников – важная составляющая СДПTextTextКакова деятельность – такова и личностьВне деятельности нет личностидеятельностьличностьУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения. обнаруживают предмет своего действия,исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,частично – запоминаютУчебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса,в которой дети с помощью учителя: Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира.Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – я умею! У меня получится!Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.




Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот методологическая основа СДП. Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования по показателям:придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования. До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.Уильям А. Уорд Спасибо за внимание !Творческих Вам успехов!