Сценарий урока по окружающему миру на тему: Где живут слоны?


МКОУ « Викторовская средняя общеобразовательная школа
Кореневского района Курской области
Сценарий урока по окружающему миру на тему: « Где живут слоны?»
(1 класс, УМК «Школа России») проведенногоучителем начальных Курасовой Е.А.)
Тема урока:  Где живут   слоны?
Цели деятельности учителя: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районов на карте, отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Оборудование урока:  мультимедийный проектор, экран, ПК; Учебник Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»   Просвещение, Москва, 2012г.; Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь» - Просвещение, Москва, 2012г., глобус. Презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Мы зашли спокойно в класс,
Встали у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок скорей начнём!
Актуализация знаний.
- О каких холодных районах Земли вы узнали на прошлом уроке? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)
Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс).
- Где расположены Северный и Южный полюса? Покажи на глобусе.
- Какой полюс расположен в районе Антарктиды? (Южный полюс). Покажи.
- Где живут белые медведи? (во льдах Северного Ледовитого океана) А где живут пингвины? ( В Антарктиде). Покажите на глобусе.
-Назови животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана.
-Задание: Назовите лишнее животное (слайд)
- Отгадывание загадок.
- Почему же белые медведи не охотятся на пингвинов? (т.к. живут на Южном полюсе).
Самоопределение к деятельности.
- Как всегда на урок окружающего мира пришли Муравьишка и Черепашка. Муравьишка сегодня принёс нам загадку. Давайте отгадаем.
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом – носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или в зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Угадали? Это… (слон) (слайд)
- Знаете ли вы, в каких районах Земли можно встретить слонов в природе? (в жарких)
- Как вы думаешь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о животных, живущих в жарких районах земли)
Попробуйте сформулировать тему урока (Тема нашего урока: Где живут слоны?(- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнаем, что на Земле есть очень жаркие районы. Научимся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов)Работа по теме урока
- Интересно, где же живут слоны? (слайд)
-Где вы видели слона?
- На земле есть районы, где круглый год жарко (Африка и Индия). Здесь расположены, поросшие травой – саванны, а также влажные густые тропические леса.
- Наша знакомая Черепашка предлагает обратить внимание на красную линию на глобусе. Это экватор. По обе стороны от экватора и находятся жаркие районы – саванна и тропические леса (слайд).
Саванна – это царство травянистых растений и кое-где поднимаются кустарники и ещё реже деревья (слайд).
Травы в саванне растут такие, которых не пугают затяжные ежегодные засухи. Они имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Корни трав находятся глубоко в земле и при первых же дождях выгоняют на поверхность молодые побеги (слайд).
Саванна – это африканская степь – открытое пространство. Здесь мало мест, где можно спрятаться (слайд). Обитающие животные в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.
В саванне живёт африканский слон (слайд). Он весит столько же, сколько вместе шесть легковых автомобилей!!! Послушаем, какие звуки издаёт слон шагая по саванне (слайд).
Рассказ учителя о слонах
- А сейчас послушайте, я подробно вам расскажу о слонах.
Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты высотой 2-3 метра (слайд). Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьёт (слайд) и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку.
Живут слоны семьями (слайд). Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами (слайд). Живут они вблизи водоёмов. За день слону нужно выпить не менее 10 вёдер воды. В жаркое лето слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы (слайд) и пьют из них.
Слоны любят купаться (слайд). Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая её хоботом (слайд).(просмотр видео) Спят слоны мало, стоя (слайд). Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот А старые слоны спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев. Слоны очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются (слайд) и помогают человеку выполнить тяжёлую работу.
- В саванне водятся крупные и мелкие птицы и животные: птица-секретарь (слайд), страус (слайд), лев (слайд), зебра (слайд), носорог (слайд), павиан (слайд), мартышки (слайд), жирафы (слайд).- Итак, в каком районе мы побывали, спрашивает нас Черепашка? (в Саванне)
- Какая была погода? (жаркая)
- Какие растения были вокруг? (засушливые)
- Каких животных встретили?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
- Следующий жаркий район на Земле – тропический лес (слайд). Здесь всегда жарко, но дожди идут круглый год. Высота деревьев с 20-и этажный дом. Под деревьями – гигантами растут деревья пониже (слайд). А в самом низу – кусты, папоротники, травы. Тесно растениям на земле, они тянутся к солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве, что попадёшь на широкую тропу, протоптанную слонами.
- В тропическом лесу растут банановые деревья (слайд). Много разных птиц и зверей бегает, летает, лазает в лесной чаще. К реке подходить опасно (слайд). В зарослях часто прячутся ядовитые змеи, а в воде живут хищные крокодилы (слайд).
- В тропическом лесу живёт индийский слон (слайд), обезьяны-лангуры (слайд), черепахи (слайд), питоны (слайд), из птиц – красавцы-павлины (слайд).- Черепашка тут как тут (слайд). В каком районе побывали?
- Какая была погода?
- Какие растения были вокруг?
- Каких животных встретили?
- Черепашка ещё хочет спросить вас о чём-то (слайд).
- Что общего между саванной и влажными тропическими лесами? (здесь жарко, есть растительность, животные встречаются одинаковые, но есть и разные).
- В чём отличие? (растительностью)
- Так где же живут слоны? (в жарких странах: саванне и тропическом лесу) (слайд). Молодцы!
Закрепление материала. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,№2,№3.
- Посмотрите внимательно на доску, найдите отличия между индийским и африканским слонами. В настоящее время существует два вида слонов – африканский и индийский (слайд).
Они имеют ряд отличий. У индийских слонов – ноги короче, бивни короче, а тело массивное. Уши меньше. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. Индийские слоны покрыты шерстью сильнее, чем африканские.
- Какую пользу приносят слоны людям?
- А теперь давайте поселим животных в ту жаркую страну, где они проживают (указать стрелками)
- Художник решил поиграть с нами в прятки. На своём рисунке он спрятал несколько животных. Постарайся их отыскать (проверка).
- Каких животных тебе удалось отыскать? (павлин, змея, крокодил, слон, обезьяна).
Итог урока.
- Ответ на какой вопрос мы должны были найти на уроке?
- Что на уроке сегодня вам показалось самым интересным?
- Мне было очень приятно с вами работать. Я видела умные, заинтересованные глаза. Спасибо за урок.
8. Рефлексия.