Конспект урока по русскому языку 5 класс на тему Фразеологизмы программа Рыбченковой

Тема: Фразеологизмы
Тип урока:  изучение нового материала
Цель: изучение фразеологизмов как лексической группы                
Задачи:
образовательные:
--научить видеть фразеологизмы и употреблять их в речи;
--формировать умения и навыки применения теории на практике;
--обогащать словарный запас учащихся;
развивающие:
--развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей: придумывать предложение с фразеологизмами;
--содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитательные:
--воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
--создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

Личностные: 
-- устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
-- стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные:
-- формулировать собственное мнение;
-- осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
Познавательные:
-- владение различными видами аудирования;
-- поиск и выделение необходимой информации;
-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
    -- смысловое чтение;
    -- извлечение необходимой информации из текста;
    -- преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение      доказывать.
Регулятивные: 
-- планирование самостоятельного выполнения заданий;
--  выбор темпа работы;
-- умение действовать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные:
-- знать понятие «фразеологизм», отличительные особенности и роль фразеологизмов в речи
-- уметь видеть фразеологизм, устанавливать его значение и употреблять в речи

Метапредметные:
-- овладение приемами отбора и систематизации материала
  -- осуществлять поиск информации, овладевать способностью к преобразованию, сохранению и передаче информации
-- давать определение понятиям;
-- устанавливать причинно-следственные связи;
-- сравнивать, делать вывод;
Личностные:
-- формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
-- понимание определяющей роли языка и его образных средств в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности
Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная

Технологическая карта предметного занятия по русскому языку
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты

I. Организационный момент.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
Приветствие
Здравствуйте, ребята!
Я вижу, вы богаты
Знаньями, уменьями
Всем на удивление!
Улыбнемся мы друг другу
И пожмём соседу руку.
С вами мы начнем урок!
Пусть для вас пойдет он впрок!

учащиеся поворачиваются друг к другу, жмут руку, улыбаются
Коммуникативные УУД: 
планирование учебного сотрудничества.

II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: подготовка к восприятию содержания урока
Проведем небольшую разминку
отвечают на вопросы, делают выводы
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


III. Целеполагание
Цель этапа: определение содержательных рамок урока.
-- Сегодня мы отправляемся в страну Фразеологию, где живут особенные языковые единицы
Как вы думаете, зачем мы туда отправимся?
отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему и цели урока
Личностные УУД:
 жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;
Познавательные УУД:
постановка,  формулирование и решение проектной задачи

IV. Практическая деяте- льность по реализации темы урока
Цель этапа: усвоение нового материала
-- Наша задача сегодня – знакомство с фразеологизмами, научиться употреблять их в речи
Запись в тетради:
(дата)
Классная работа
Фразеологизмы
-- Прежде всего нам нужно узнать, что такое фразеологизмы. Найдите эту информацию в учебнике (стр 116, § 33)


Составление схемы-опоры 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Записывают в тетрадях число, тему, работают с материалом учебника, читают правило, отвечают на вопросы, чертят в тетрадях схему




Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации,    прогнозирование
Познавательные УУД:
построение речевого высказывания,



-- Проведем игру «Узнай меня» задача – узнать фразеологизм, оп ределить его значение
писать как курица лапой (криво, неаккуратно, неразборчиво)
водить за нос (обманывать)
кот наплакал (мало)
считать ворон (отвлекаться)
--Какой вывод мы можем сделать о значении фразеологизмов? Чем их можно заменить?










--Таким образом, мы узнали, что такое фразеологизм и что он обозначает. Теперь познакомимся с ними поближе
Работают с визуальным материалом, записывают фразеологизмы, устанавливают их значение, записывают фразеологизмы и их значения в тетради, отвечают на вопросы, делают вывод, продолжают составление схемы-опоры
Познавательные УУД:
построение речевого высказывания,
Регулятивные УУД:  умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать,



Слайд
--Как вы думаете, какой фразеологизм заключен в данной модели? Что он обо- значает?
собаку съел (опытный в своем деле)
-- Попробуем заменить по своему желанию слова в фразеологизме (кошку съесть, животное съесть). Будет ли это новое выражение фразеологизмом? (нет) Почему? (меняется значение)
Таким образом, вы видите, что фразео- логизм неизменяем в своем составе


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





анализируют визуальную информа-цию, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадь, продолжают составление схемы-опоры
Регулятивные УУД:  умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать, ориентирование в ситуации,    прогнозирование
Познавательные УУД:
построение речевого высказывания,
Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической речью


--Сравните два предложения
В каком предложении использован фразеологизм? Почему вы сделали такой вывод?
как снег на голову (неожиданно)
--Запишите предложение с фразеологизмом
Почему в первом предложении нет фразеологизма? (нарушен порядок слов)
Какой вывод можно сделать? (фразеологизм имеет постоянный порядок слов)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-- А теперь назовите мне фразеологизм, ко- торый имеет значение «очень рано», испо- льзуя подсказку:
Составим предложение с данным фразеологизмом (напр. Антошка встал ни свет ни заря).
Из скольких слов состоит фразеологизм? Одним ли членом предложения мы его выделили? Какой вывод мы можем сделать?



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Анализируют предложения, сравнива- ют значения, отвечают на вопросы, записывают фразеологизм и его значение в тетради, продолжают построение схемы-опоры







читают модель-подсказку, составляют предложение с полученным из подсказки фразеологизмом, выделяют члены предложения, анализируют, отвечают на вопросы, продолжают составление схемы-опоры

Коммуникативные УУД: 
участвовать в коллективном обсуждении, владение монологи-ческой речью
Регулятивные УУД:  умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать, ориентирование в ситуации,    прогнозирование






Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой деятельности, освоение способов совместной деятельности









Знаем мы поэтов, писателей своих?
Пусть слова поэзии, ноты партитуры,
Передаст нам образный и сердечный стих.

Ребята, в год литературы мы вспоминали замечательного поэта-юбиляра С.Есенина. В одном из его стихотворений есть строки:
Найдите в данных строках фразеологизм, определите его значение
пора и честь знать (прекратить действие)
Для чего поэт включает это выражение в стихотворение? (для придания образности, красоты высказыванию)



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








ведут поиск, анализируют, записывают строки в тетрадь, продолжают составление схемы-опоры
Регулятивные УУД: 
умение анализировать, ориентирование в ситуации

V. Физминутка
Цель этапа: здоровьесбе- режение
-- А теперь немного разомнёмся с помощью фразеологизмов
Встаньте так, будто аршин проглотили
Проголосуйте обеими руками
Согнитесь в три погибели
Подержите нос по ветру
Побьём друг другу челом
Попрыгаем от радости
В ногах правды нет, садитесь.
выполняют физические упражнения
Личностные УУД:
формирование здорового образа жизни
Регулятивные УУД:
умение сменить вид деятельности ориентирование в ситуации
Коммуникативные УУД:
освоение способов совместной деятельности

VI. . Закрепление изученного материала.
 Цель этапа: зафиксировать новые знания.
-- Теперь сыграем в игру «Собери фразеологизм»
Учащимся раздаются карточки:
Карточка 1. молоть, слёзы, медвежья, не ос- тавить, с лица земли, обвести
Карточка 2. стереть, камня на камне, вокруг пальца, языком, крокодиловы, услуга
Задача – составить фразеологизм, определить его значение
Проверяет выполнение задания
-- А теперь идем в зоопарк! Но не обычный, а фразеологический (слайд 19)
Задача – определить животных, живущих в этом зоопарке по фразеологизму.
работают в парах по заданиям карточки, выполняют упражнения на закрепление темы
Коммуникативные УУД:
формирование умения работать в команде, освоение способов совместной деятельности
Регулятивные УУД:
умение ориентироваться в ситуации

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа:
оценить результаты собственной деятельности

-- А теперь вернемся к схеме-опоре, которую мы строили, и сделаем круг почета вокруг понятия, с которым вы сегодня познакоми- лись.
Итак, ребята, давайте проанализируем нашу работу
Увас на столах лежат смайлики. Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите синий (улыбающийся) смайлик. Если урок не понравился, то поднимите красный (грустный).
-- Сегодня вы молодцы! Вы все трудились, засучив рукава, и заработали много оценок: (выставление оценок)
Зарубите себе на носу, что если вас что-то поставило в тупик, то не стоит падать ду- хом, а надо взять себя в руки и снова при- ниматься за дело. И тогда в конечном счете вас ждет успех!
Читают получившуюся схему. обобщая сведения о фразеологизме, обобщают работу на уроке, проводят самооценку
Регулятивные УУД:
Умение обобщать сведения, полученные на уроке,
Личностный результат УУД:
 способность к самооценке


VIII. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.





Спасибо за урок!
записывают домашнее задание
 Личностный результат УУД:
 формировать
привычку к самоконтролю.
Познавательные УУД:
применение полученных знаний на практике



Фразеологизмы
(устойчивые сочетания)

Фразеологизмы
(устойчивые сочетания)

можно заменить словом или выражением

Неделимое (несвободное)

Фразеологизмы
(устойчивые сочетания)

Можно заменить словом
(выражением)

Неделимое (несво- бодное)

Неизменяемый поря-
док слов

Фразеологизмы
(устойчивые сочетания)

Можно заменить другим словом (выражением)

Неделимое (несво- бодное)

Неизменяемый поря-
док слов

Фразеологизмы
(устойчивые сочетания)

является одним
членом предложения

Можно заменить другим словом (выражением)

Неделимое (несво- бодное)

Неизменяемый поря-
док слов

Фразеологизмы
(устойчивые сочетания)

является одним
членом предложения

Можно заменить другим словом (выражением)

Придает образность, выразительность речи



15