Разработка (конспект) урока по русскому языку на тему Фразеологизмы 5 класс


План-конспект урока
Тема: Фразеологизмы
Класс: 5А
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель : учить понимать смысл фразеологизмов, их этимологию и прививать учащимся понятие о красоте русского языка
Техническое оборудование: компьютер, экран (презентация)
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
(«Запишем сегодняшнее число, оставим строчку для записи новой темы»). Делают записи в тетрадях. 2 Актуализация знаний. Ребята! Сегодня мы познакомимся с очень интересными сочетаниями слов, которые помогут сделать нашу речь чуть богаче, образнее, ярче, выразительнее, потому что мы будем иметь дело с жемчужинам. А что это за жемчужины, мы узнаем немного позже. А пока……
3. «Открытие» нового знания. Давайте не ударим в грязь лицом и намотаем на ус всё, о чём будет говориться на уроке.
Вопросы:
1) Что было необычного в моей просьбе?
2) Слова или сочетания слов стоят в переносном значении?
3)Объясните их смысл(не опозоримся и запомним)
4)Можно ли их считать синонимами?Почему? Учебно-исследовательская деятельность учащихся:
анализируют предложения,
делают выводы,
отвечают на вопросы учителя, определяют новую информацию по теме. Познавательные
ууд:
перерабатывают информацию: сравнивают,
анализируют,
обобщают
Слайд 1
Итак, перед нами не слова, а сочетания слов в переносном значении, их можно заменить одним словом.
Вопросы:
1)А можно их разделить на отдельные слова?
(Это неделимые, т.е. устойчивые сочетания слов)
2)Найдите сказуемое(это один член предложения)
3)Какое предложение из двух вам нравится больше? Что делает его интересным?
Эти устойчивые сочетания – фразеологизмы.
О них и пойдёт речь на нашем уроке.
Запишите тему в тетради.
4 Первичное закрепление. А)Учитель:
Посмотрите внимательно сценку «Про упрямого Рому»
Вопросы:
1)Почему отец сравнил речь бабушки с ларцом народной мудрости?(речь бабушки богата фразеологизмами)
2)Что такое ларец?(шкатулка, сундучок с драгоценностями)
3)Какие жемчужины имела я в виду в начале урока? Зачем они нужны?
(Драгоценными могут быть и слова. Фразеологизмы украшают нашу речь).(подходит к ларцу(на доске в ларце лежат конверты и рисунки)
Б)Работа в группах(4 группы) – по 4 рисунка
Задание(устно) Правильно назвать фразеологизмы (на рисунках), заменить их по возможности одним словом. Та группа, которая справится первой, поднимает руку.
Правильный ответ – 1 жетончик.
В конце урока посмотрим, чья группа наберёт больше жетонов. Проверка групповой работы(жетоны ). Инсценирование сценки (4 человека)
Наблюдения учащихся:
фразеологизмы(как об стенку горох,хоть кол на голове теши, не видать как своих ушей, с луны свалился, ему про Ерёму, а он про Фому, клевать носом)
работа в группах с творческими рисунками-фразеологизмами 5 Самостоятельная работа. Работа с учебником (стр 49) Упр 506 (п)
Задание:
списать фразеологизмы, объясняя их подбором слов-синонимов.(проверка) 6 Включение нового в систему знаний и повторение. Слайд 2 Обобщим наблюдения
Вопрос Откуда берутся фразеологизмы?
-из народной речи
-из исторического опыта народа
-из мифов, легенд
-из худ. произведений
О происхождении двух фразеологизмов расскажут нам ребята:
(ребята берут рисунки из ларца, прикрепляют магнитиком к доске и рассказывают:Митев(Иваны, родства не помнящие) Глуховцова (Белая ворона)
Узнать историю фразеологизма, его смысл помогают фразеологические словари. Они бывают разные.
(знакомит с выставкой словарей)
(раздать по 1 словарю на группу)
Задание:
найти в словаре фразеологизмы Ахиллесова пята, бить баклуши(стр 13, 16)
Работа с фразеологическими словарями
Работа в группах
1белые конверты(зелёная карточка)Какой фразеологизм лишний?
2(большие белые конверты)
Найди ошибку. Работают со слайдом 2 7 Рефлексия деятельности.
Итоговый этап. Слайд 3
(раздаёт чистые листочки с цифрами 1,2,3,4 из конверта «Рефлексия»)
Задание Указать на листках только правильные утверждения.
(Собрать листки)Какие утверждения правильные?(2,4)
Оценки за урок( жетоны, артисты,Митев, Глуховцова) Работа с мини-тестами. Самопроверка по слайду 3 Регулятивные:
соотносят цели и результаты своей деятельности
8 Организация домашнего задания. Дифференцированное домашнее задание(творческое)

(в зелёном конверте): (раздать ребусы и рисунки)
1,2 группы: разгадать ребус+ составить 1-2 своих ребусов с фразеологизмами;
3,4 группы: отгадать фразеологизмы, составить с ними предложения.
Всем спасибо! Задают вопросы по необходимости