Конспект урока по русскому языку на тему «Летим на крыльях счастья…» (Фразеологизмы), (2 часа), 6 класс

Конспект урока по русскому языку
Учитель русского языка гимназии № 9 г. Кировограда Сайко А.А.
Тема: «Летим на крыльях счастья» (Фразеологизмы), (2 часа), 6 класс
Цели :
Специфические: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Теоретико-коммуникативные: актуализировать знания учащихся о профессиональных словах и неологизмах, способствовать  развитию навыков  правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию  навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения  отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию  творческих способностей и образного мышления ; обогащать словарный запас учеников; совершенствовать умения работать со словарями , развивать навыки работы с текстом, говорения, чтения, письма;
Воспитательные: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи.

Оборудование : раздаточный материал по теме, мультимедийная доска, компьютер, ИКТ – презентация к уроку, словари, иллюстрации к ФЕ, схемы.

                                           
О «живописном способе выражаться»
посредством кратких, метких, сочных,
крылатых иносказательных речений

Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности.
1. Вступительное слово учителя. Презентация.
Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вы будете снимать лавры!
Не показалась ли вам необычной формулировка темы нашего урока? А может быть, и моё приветствие вас тоже удивило? О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Прочитайте текст.
2. Четырехлетняя Оля спросила у мамы, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Оля стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.
( Фразеология)
3. Какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите фразеологизмы, например, как ? (слайд с иллюстрациями)


4.Работа с эпиграфом.
- как вы думаете, о каких речениях говорит автор слов?


2.Актуализация опорных знаний.
Викторина на повторение профессионализмов и неологизмов, подведение к новой теме.
-Кто может взять в тиски? (Столяр.)
- Кто стружку снимает? (Столяр, плотник рубанком с доски. А вот с подчинённых стружку снимает начальник, когда их строго критикует.)
- Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик.)
- Кому дают голову на отсечение? (Палачу.)
-  Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техничка.)
- Кто из учёных ворон считает? (Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
- Мастер «доводить до белого каления» – это Кто? (Кузнец. Температуру раскалённого металла он раньше определял по его цвету: красное каление, желтое каление, белое каление. Отсюда и поговорка: "довести до белого каления", т.е. разозлить.)

3.Сообщение темы и цели урока.
1.Слово учителя. Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не выноси сор из избы», «Не считай ворон!» или «Не доводи до белого каления».
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. Итак, не будем бить баклуши, а будем лететь на крыльях счастья и искать ответы на вопросы нашего урока. Что обозначает выражение «летать на крыльях счастья»?

2.Работа с текстом.
Потерянное счастье
Жило в человеке счастье, жило не тужило. Любило оно свободу, простор, полет, красоту и любовь. Оно видело во всем внутреннюю,
потенциальную красоту, свет и чистоту, и хотело, чтобы и человек их увидел,
а он тыкал счастье носом во внешнее сегодняшнее несовершенство и
уродство, и этой "грязью" замазывал ему глаза. Он связал счастью крылья
канатами обид и претензий и понаставил преград из условностей.
И вот счастье перестало летать то из-за связанных крыльев, то из-за
преградусловностей, о которые оно ранило свои большие крылья, когда
те были не связаны, или потому что из-за грязи на глазах не видело, куда
лететь. А счастью полет был необходим, без полета и свободы оно
задыхалось. И от такой вот жизни счастье стало чахнуть, оно стало ко всему безразличным.
Шло время, и оно так изменилось, что человек перестал узнавать его.
Загрустил он без счастья и стал звать его:
Счастье, ты где?
Да вот же я, грустно ответило оно.
Нет, ты "не счастье".
Да как же так, присмотрись получше, вот же я твое счастье.
Нет, нет, ты "не счастье".
Так незаметно к счастью прицепилось это новое прозвище "не счастье".
Стал человек задумываться, откуда взялось это "несчастье" и куда,
собственно говоря, делось его счастье? Не найдя его в себе, он начал
поиски своего счастья во внешнем мире. И где только не искал его
человек, чем только не пытался привлечь его и вкусной едой, и деньгами,
и украшениями, и машиной, и шикарной квартирой с мебелью, но ничего не помогало. Так бродит человек до сих пор в его поисках и не может
найти. И как же он найдет его, если вовне его нет, если оно там же, где
и прежде, в нем самом?
И так хочется закричать:
Пробудись, человек! Хватит искать свое счастье там, где его нет.
Посмотри, вот же оно, в тебе самом. Да, да, то, что теперь ты называешь
несчастьем. Что? Не узнаешь? Так может, тебе попробовать отмыть его от
той грязи, которой ты вымазал его, освободить его крылья от канатов обид и летать на крыльях счастья.
Сергей ШЕПЕЛЬ
3.Беседа.
- О чём этот текст? Определите его основную мысль?
- Почему человек теряет способность быть счастливым?
- Найдите выражение, которое обозначает «быть счастливым»
- Назовите выражения, которые имеют такое же значение. (на седьмом небе от счастья, быть как в раю)



4.Формирование новых умений, знаний, навыков.
1. Теоретический материал.

Теоретический материал для презентации.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.
Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»
Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
Например:
душа в пятки уходит становится страшно;
душа нараспашку чистосердечный, откровенный;
душа не лежит неинтересно;
душа в душу дружно;
души не чаять сильно любить.



Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой.
Сфера употребления фразеологизмов:
Стили речи
книжный
разговорный
публицистический

Свойства фразеологизмов:
- Фразеологизмы состоят из двух и более слов
видеть насквозь (знать больше, чем предполагает)
выводить на чистую воду (разоблачать)
- Могут иметь структуру предложения
Бабушка надвое сказала (сомнение)
- Фразеологизм выступает одним членом предложения.
- Фразеологизмы имеют свои синонимы и антонимы.
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.
Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю).
Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.
Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.



Запишите предложение, найдите фразеологизм, определите свойства. 
Синтаксический разбор этого предложения.

Мы увидели  волка и задали стрекача. Запись на доске.

5.Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения. (Учитель сам выбирает задания из предложенных данной разработке урока)
Задание 1. (слайд) Зоологическая страничка. вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:
(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)
- Голоден, как (волк)
- Труслив, как ...(заяц)
-Здоров, как (бык)
- На ухо наступил (медведь)
- Смотрит, как (баран) на новые ворота
- Грязный, как (свинья)
-Колючий, как (еж)
А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р Хитёр как лиса
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение


Задание 2. Допишите фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.
Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...
На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить
Бросились искать приезжего. а его и след ...
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

Задание 3. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился.

Задание 4. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Задание 5. Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный, книжный, публицистический
Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.
Проверь себя!
Книжный: сложить оружие, карточный домик, дамоклов меч, краеугольный камень.
Публицистический: сдержать слово, под открытым небом, из года в год.
Разговорный: водить за нос, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще,




Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи древнейшие предки русских чтили среди своих богов главного бога бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
- Откуда можно узнать о происхождении Фразеологизма? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.




Задание 6. Выборочный диктант.
1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык

Задание 7. Соедините слова из одного столбика с словами из другого так , чтобы получился фразеологизм. Поясните значение.
Танталовы конь
Троянский меч
Дамоклов смех
Гомерический муки
Мамаево чулок
Синий побоище


Задание 8.. Выберите подходящие по смыслу слова. Обоснуйте свой выбор.
1. Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки. 2. Я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз. 3. Он судит обо всех со своей (крыши, колокольни). 4. Он гонится за двумя (зайцами, собаками). 5. Эту книгу днём с (огнём, пламенем) не найти.
Задание 9. Найдите пары синонимов-фразеологизмов.


Задание 10.Подберите фразеологизм к картинке.




Задание 11. Оцени человека с помощью фразеологизмов( «+», «-«)



Нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало.

6.Подведение итогов урока.
1.Викторина




- Что не вырубишь топором? (Что написано пером, не вырубишь топором)
- Куда вставляют палки?(Вставлять палки в колеса)
- Что бьют бездельники?(Бьют баклуши)
- На каких ножках избушка?(Избушка на курьих ножках)
- Кого тянут за хвост?(Тянуть кота за хвост)
- Когда цыплят считают?(Цыплят по осени считают)
2. Беседа.
- Что такое фразеологизм?
- Какими свойствами обладают фразеологизмы?
- Для чего используют фразеологизмы в речи?
- Являются ли фразеологизмы членами предложения?

7.Домашнее задание к 1 уроку.
Прочитайте текст, выпишите фразеологизмы, определите значение.
Продолжить рассказ.
                                                  Мир  Зацепочкина.
         Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.
                 В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»
                 Да, на уроках наш герой бил баклуши, ..



Домашнее задание ко 2 уроку.

Запишите продолжение фразеологизма.
Без задних ; брать себя в ; бросать слова на ;взять голыми ; водить за ; не разольёшь ; вывести на чистую ; делать из мухи ; держать язык за ; держать камень за ; ждать у моря ; за тридевять ; зарубить себе на ; заговаривать ; гроша медного не ; днём согнём не ; в ежовых рукавицах ; палец о палец не ; впросак .
2.Подготовьте сообщение на тему « Об этом фразеологизме хочется рассказать».
3. Нарисовать иллюстрации к фразеологизмам (по желанию)

8. Оценивание учеников.








Рисунок 19Рисунок 18Рисунок 17Рисунок 16Рисунок 14Рисунок 12Рисунок 11Рисунок 10Рисунок 9Рисунок 8Рисунок 5Рисунок 4Рисунок 115