Конспект урока по русскому языку на тему Фразеологизмы (5 класс)


Ильина С.В. – учитель МОУ СОШ №55 г. Хабаровска (5кл.)
Тема урока: Фразеологизмы.
Цель урока: обобщить знания учащихся о фразеологизмах и их основных функциях; развить умения опознавать и объяснять лексическое значение наиболее употребительных фразеологических сочетаний; обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников; выработать у уч-ся навык правильного и уместного употребления фразеологических единиц в речи.
Ход урока:
Фронтальный опрос.
-Над каким разделом мы работаем? (лексика)
-Лексика- это? Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.
-Какие слова называются однозначными? (те, которые имеют одно лексическое значение, например, монолог, диалог).
-Какие слова называются многозначными? (те, которые имеют два и более лексических значения, например, золотой).
-Фразеологизмы – это ? (устойчивые сочетания слов, чаще всего близкие по лексическому значению одному слову).
Проверка Д/З упр.263 ( антонимы – это…).
С больной головы на здоровую, знать все ходы и выходы, от мала до велика, ни дать ни взять, ни жив ни мертв, рано или поздно, вдоль и поперек; не на жизнь, а насмерть; и стар и млад (порожний – то же, что пустой; полымя- то же, что пламя) Фразеологизмы – это …
Работа с текстом. Найдите, выпишите 10 фразеологизмов и объясните их (устно).
Кашу маслом не испортишь.
-Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.
А Саша стучит.
-Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
-Как об стенку горох,- говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все своё… Отберу молоток!..
Стучит…
-Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
-Отдай!
-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
-Я машину чиню…
А бабушка:
-Всему свое время.
-Зачем молоток унесла?
-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
-Не все: мы не спим.
-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
-Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
-Кашу маслом не испортишь.
*Кашу маслом не испортишь – лишним не будет ; как об стенку горох – ничего не действует на кого-либо ; хоть кол на голове теши – невозможно объяснить кому-либо что-либо (о глупом и упрямом человеке) ; сказано – сделано - ; не видать как своих ушей – не получишь ; всему свое время - вовремя ; ему про Ерему, а он про Фому – о разном; как с Луны свалился – не понимает того, что ясно каждому ; русским языком сказано - ясно, точно; воду в ступе толочь – говорить об одном и том же.
- Выразительное чтение по ролям.
-Как построен текст? (в форме диалога, диалог – это….).
4) Почему мы так говорим? (из истории).
Бить баклуши. Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить ) баклушу считалось легким делом, которое обычно поручалось детям или старикам. Отсюда бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать.
Во всю Ивановскую. В Москве есть колокольня Ивана Великого, на которой по праздникам звонили во все тридцать колоколов. Звонить (или кричать ) во всю Ивановскую – во всю мочь, изо всех сил.
С красной строки. В древность книги писали на пергаменте особыми чернилами, а заглавные буквы новой строки писали киноварью (красной краской). С красной строки – с новой строки.
Замените фразеологический оборот одним словом.
В двух шагах – близко; рукой подать
Кот наплакал – мало; с гулькин нос
Яблоку негде упасть – тесно; как сельдей в бочке
Черепашьим шагом – медленно; шаг за шагом
Не видать ни зги – темно; хоть глаз выколи
Ни свет ни заря – рано. чуть свет
Перед вами фразеологизмы, которые обозначают высшее качество различных признаков (очень).
- Устно подберите фразеологизмы – синонимы.
Фразеологический зверинец.
Беркетова П., Иванов С., Микрюкова А., Яцко Ю.,Бородай С. (сичинить небольшой рассказ или сказку, введя в него 3-5 фразеологизмов).
Назовите не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь зверя и птицы (каждому дается иллюстрация).
Волком смотреть на кого-либо, волчий аппетит; заячья душа, пробираться зайцем; медведь на ухо наступил, медвежья услуга; не в коня корм, работать как лошадь; денег куры не клюют, куриная память; собаку съел, собак гонять, собака на сене; ворон считать, пуганая ворона; гусь лапчатый, гусиные лапки; свинью подложить, посади свинью за стол.Самостоятельная работа.
Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.
1)метко - рассеиваться как дым
2)неожиданно - держать язык за зубами
3)темно - как снег на голову
4)обманывать - намять бока
5)бить - обводить вокруг пальца
6)молчать - хоть глаз выколи
7) исчезать - не в бровь, а в глаз.
8) Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что изучает фразеология? (фразеология изучает не только фразеологизмы, но пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, т.е. созданные писателями и запомнившиеся народу обороты).
-Почему фразеологизмы широко используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы и в разговорной речи? (Фразеологизмы метки, ярки, образны, своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни).
-Что бы вам хотелось рассказать другу или младшей сестре… о фразеологизмах?
9) Оценки за урок.
10) Д/З 34, упр.269 или 268.

Самостоятельная работа.
Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.
1)метко - рассеиваться как дым
2)неожиданно - держать язык за зубами
3)темно - как снег на голову
4)обманывать - намять бока
5)бить - обводить вокруг пальца
6)молчать - хоть глаз выколи
7) исчезать - не в бровь, а в глаз.
Самостоятельная работа.
Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.
1)метко - рассеиваться как дым
2)неожиданно - держать язык за зубами
3)темно - как снег на голову
4)обманывать - намять бока
5)бить - обводить вокруг пальца
6)молчать - хоть глаз выколи
7) исчезать - не в бровь, а в глаз.
Самостоятельная работа.
Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.
1)метко - рассеиваться как дым
2)неожиданно - держать язык за зубами
3)темно - как снег на голову
4)обманывать - намять бока
5)бить - обводить вокруг пальца
6)молчать - хоть глаз выколи
7) исчезать - не в бровь, а в глаз.
Самостоятельная работа.
Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.
1)метко - рассеиваться как дым
2)неожиданно - держать язык за зубами
3)темно - как снег на голову
4)обманывать - намять бока
5)бить - обводить вокруг пальца
6)молчать - хоть глаз выколи
7) исчезать - не в бровь, а в глаз.
Выпишите 10 фразеологизмов и объясните их.
Кашу маслом не испортишь.
-Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.
А Саша стучит.
-Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
-Как об стенку горох,- говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все своё… Отберу молоток!..
Стучит…
-Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
-Отдай!
-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
-Я машину чиню…
А бабушка:
-Всему свое время.
-Зачем молоток унесла?
-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
-Не все: мы не спим.
-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
-Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
-Кашу маслом не испортишь.