Разработка урока по русскому языку в казахской школе 5 класс


Учитель (преподаватель): Коцкая О.Г.
Класс:  5 класс с государственным языком обучения Дата «____» __________ 20____ г.
Пән- Предмет: Русский язык
Сабақ. - Урок № 21
Сабақтың тақырыбы:Тема урока: Синонимы. Синонимические ряды слов и их
употребление в речи. Антонимы.
Сабақтың ақсатты. Цель урока:
образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; закрепить понятие о синонимах, синонимическом ряде, антонимах; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; совершенствовать навыки отличия синонима от антонима, обучать самостоятельно пополнять свои знания.развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;воспитательная:   Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. Воспитывать внимание и доброе отношение друг к другу Тип урока: 
 Урок закрепления знаний. Путешествие в страну знаний.
Оборудование: презентация, задания к каждой команде, мячик, ватман, слова для подбора антонимов.
                                                    Ход урока:
 
Организационный момент:
-Здравствуйте дети!
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок. 
-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогие,Захотели вновь прийти. 
Сегодня, на уроке мы будем путешествовать по стране русского языкаВ стране русского языкаНе всё известно нам пока,Но путешествовать начнёмИ сами до всего дойдём.Учитель:Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.Если буду я молчать, как сможете вы меня понять?А выручить меня готово любимое, родное…(Слово!)

Что такое слово? (Слово – минимальная часть русского языка)
Правильно, наша речь состоит из множества отдельных слов. Слов в русском языке неисчислимое множество. Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов.
-Что вы ещё можете сказать о слове?
( Все слова составляют богатство языка и образуют его словарный запас – лексику. Слова в языке служат для обозначения предметов, действий, признаков, количества. То, что обозначает слово, является его лексическим значением)Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово.
Где можно познакомиться с лексическим значением слова?
(Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
В речи вежливого, воспитанного человека всегда есть слова, которые мы называем волшебными, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Они помогают вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение даже грустному или обиженному человеку.
Поэтому, дорогие ребята, очень важно правильно использовать в своей речи слова, чтобы случайно не обидеть им человека! А для этого необходимо пополнять свой словарный запас , правильно использовать в своей речи слова, чтобы избежать повторов, чтобы наша речь была красивой и грамотной.
И сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране слов. Все впечатления будем записывать в тетрадь, которая сегодня на уроке будет выполнять роль дневника путешествия. Страна слов огромна. В ней множество городов. Чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
  Вам надо продолжить пословицу и слово-продолжение вписать в клеточки кроссворда.
У каждой группы своё задание.
Задание для 1 команды.  Задание для второй команды
 
с па т ьо т к л и к не т с я
т о не т с л а до к о дно г о б е ре г и
м а ч е ха с с о ры с па т ьо тк л и к не т с я

т о не т с л а до к
о дно г о
б е ре г и м а ч е ха
с с о рыУчитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде. 
1.      Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)
2.      Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)
3.      Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)
4.      Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)
5.      Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)
6.      Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)
7.      Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА).  
8 .     Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)
 
Прочитайте, самое длинное слово, которое у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ).
Итак, откройте свои дневники путешественника и запишем дату путешествия и тему нашего урока.
 Тема нашего урока. Синонимы и антонимы. Слайд 1
Сегодня мы с вами закрепим понятие о синонимах, антонимах, научимся использовать их в своей речи и таким образом пополним свой словарный запасБудем развивать речь, логическое мышление и свои творческие способности.Итак, к путешествию все готовы?
Итак, наше путешествие начинается. Слайд2Вот мы в городе Синонимов. Слайд 3
Давайте вспомним определение синонимов.
Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.
Например: всегда- постоянно, вечно, вовек;
Для того, чтобы прогуляться по этому городу, каждому ученику надо выполнить своё задание. Каждый ученик работает индивидуально.
А) Задание:
   У вас на листочке написаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
   (Каждый ученик выполняет это задание на отдельном листочке. Время работы – 2 минуты. )РЕБЁНОК
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
БЕЖАТЬ
ХОРОШО
ОХРАНЯТЬ
БУРАН
КРАСИВЫЙ
ГРУСТНО
Б) Проверка.
РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный Охранять, стеречь, караулить, чтеречьБЕЖАТЬ- мчаться, нестись, лететь
ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надоОХРАНЯТЬ– караулить, стеречь, сторожить
БУРАН – вьюга, метель,
КРАСИВЫЙ – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, изящный и др.ГРУСТНО – минорно, меланхолично, постно, печально, заунывно, унывно, горестно, горько, невесело, плохо, скорбно, уныло, траурно, жалобно, безотрадно и др.Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
Синонимы могут составлять пары или ряды. Если вы подобрали белее двух синонимов. То у вас получился синонимическмй ряд. Поднимите руки кто подобрал к слвам целый синонимический ряд. У кого получились синонимы пары?
В синонимический ряд входят слова одной части речи.
Ну вот теперь вы можете прогуляться по городу синонимов, полюбоваться красотой города.
Когда-то по этому городу гулял один очень замечательный художник. И в одном из парков этого города он наблюдал встречу осени и зимы. В последствии он запечатлел эту встречу на картине.
Слайд 4
-Учитель:  Вашему вниманию эта картина представлена. Посмотрите на неё.
Осень и зима Встретились с утра! И поспорили они - кто красивее! Золото листвы, серебро снегов. Кто украсит землю красивее?! Конкурс красоты осени, зимы - Разве можно рассудить такое!? Яркая листва – красок пестрота - Дарят радость, вдохновение с любовью! Серебро зимы – нежность и покой, И уют домашний у камина! Каждая пора – своя красота! Ну а вместе? Просто картина! Восхищённый взгляд мне не оторвать Замирает дух – ликуя! И стою дыханье затая - Этой красотой любуясь! Словно я попал на волшебный бал, Что даёт нам осень на прощанье! Всё слилось в одно – осень и зима. Словно в парном, танце бальном! Кружится листва, весело шурша, И снежинки кружат тихо в вальсе! Вот такая встреча в ноябре. Происходит в мире ежегодно. Конкурс красоты, межсезонный бал - И художников, поэтов вдохновенье! -Учитель: Какие чувства, ребята, вызывают у вас эта картина?-Учитель: восторг, радость, удивление, восхищение, интерес. Что общего у этого синонимического ряда? (лексическое значение, эти слова одной части речи).-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения)  -Учитель: - Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?(Синонимы делают нашу речь более выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)Учитель: Синонимы широко используются в речи, и вам при написании изложения и сочинения такие слова очень нужны будут, поэтому уже сейчас вы должны пополнять словарный запас. -Учитель: Мы работали над картиной. Теперь попробуем подобрать и  записать в тетради синонимы к слову « картина» (полотно, холст, шедевр) _ учитель: А теперь подберём синонимы к глаголу «изображать» (писать, создавать образ, рисовать, передавать красками). - Оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
Синонимы – это слова, одной части речи, которые обозначают одно и тоже, но могут различаться друг от друга оттенками лексического значения.
 
На нашем пути Дворец Синонимов. Презентация. Слайд 5.
Во Дворце устроена выставка.  Слайд 6
Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской дети подписывают картины) луна, врач, собака, конь, карандаш, ромашка).
 
ЛУНА – МЕСЯЦ                 СОБАКА – ПЁС                 
ЛОШАДЬ – КОНЬ              ДОКТОР – ВРАЧ
 
Продолжите фразу:
- Полученные подписи – это слова - ……..(синонимы)
- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
 
Путешествие по городу Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника. Слайд 7
- Что такое синонимы?
(Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.Синоним – от греч. слова «одноименный»)
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? (Не ко всем словам можно подобрать синоним).
Всегда ли слова –синонимы относятся к одной части речи?
(Слова – синонимы всегда относятся к одной части речи)
- Для чего используют синонимы в речи?
(Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов).
А теперь мы покидаем город Синонимов и отправляемся в следующий город.
 
Город в который мы сейчас отправимся называется Город Антонимов, в нём есть большие дома и маленькие... Презентация. Слайд 8
На улице антонимов живут веселые светлые слова и прямо противоположные по смыслу – скучные-мрачные. Интересное событие произошло однажды на этой улице. Дело в том, что скучные и мрачные слова, которые проживали в некоторых домиках очень не любили осень. Они решили объединиться и рассказать о том, как скучно осенью. Прочитайте, как они назвали текст. (Хмурый осенний день.) Слайд 9
- Прочитайте текст-описание так, чтобы стало ясно, как скучно осенью. (Текст написан на доске.)
Хмурый осенний день. Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет осенний мелкий дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Люди от дождя спрятались под зонты Скучная, унылая пора!
- Прочитали этот текст весёлые и светлые слова из этого же города и возмутились: «Не согласны! Разрешите нам встать на ваши места в тексте, обратились они к скучным и мрачным словам, - и мы покажем, какая это прекрасная пора – осень!» (идет замена выделенных слов).
- Прочитайте получившийся текст. Слайд 10
Ясный осенний день. Сегодня теплый, солнечный день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок. Небо прозрачное, высокое. Люди любуются природой, сидя на лавочках. Под ногами шуршат сухие листья. Чудесная пора!
- Что описали весёлые и светлые жильцы города Антонима?
- Что общего в этих описаниях? (Осенняя пора.)
- Чем они отличаются?
- Какие слова помогли создать такие непохожие тексты?
Вывод: Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.
Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь … (тишина).
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный…
Все антонимы всегда
Противоположны.
 
-Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
 Антонимы – слова , с противоположным значением.
Сыграем в игру «Противоположные слова» . Я бросаю мячик, а вы ловите и отвечаете.
Большой        —       маленький;Низкий           —       высокий;Белый            —       черный;Хороший         —       плохой;
Какой частью речи являются эти слова?Мальчик         —       девочка;Зима              —       лето.
Друг                —       враг
холод – жара.
- К какой части речи относятся данные слова
-Бездельничать – работать,
огорчаться – радоваться.
Сидеть - стоять
Какой частью речи являются эти слова
-Далеко – близко,
высоко – низко.
Какой частью речи являются эти слова?
 У одних антонимами были имена существительные, у других – глаголы, вы встретились с антонимами – прилагательными, антонимы – наречия. Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.
Ой, дети, вижу я  
 Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: "Подъём!”
– Физ минутку проведём. Слайд11
 Динамическая пауза «Игра наоборот»
1.      Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
2.      Вперед – назад
3.      Вниз – вверх
4.      Назад – вперед
5.    Сесть – стоять
6.      Подпрыгнул – присел
А теперь вместе с героями выполняем физкультминутку.Слайд физминутки.
А сейчас посмотрим кто тише сядет за парты мальчики или девочки.
Сейчас садятся девочки, а теперь мальчики
Сели ровненько, красиво
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
А сейчас вновь разделимся на 2 группы и будем работать в группах.
Задание обеим группам: подобрать антонимы
Худой (человек) – __________________,
Худой (карман) – _________________,
Близкий (путь) – _______________,
Близкий (человек) – ___________________,
Высокий (голос) – __________________,
Высокий (человек) – __________________.
Старый (волк) - ___________________
Старая (газета) -__________________
Свежий хлеб - _________________
Свежий воздух - _______________Верный друг-_______________________Верное решение- ______________________
 Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова. Если слова многозначные то и антонимы могут быть различными).
- А сейчас закрепим наши знания.
Учитель кидает мяч, ученики ловят и отвечают.
Добрый друг - …………..(злой враг)
Теплый день - …………..(холодная ночь)
Хорошее начало - ……….(плохой конец)
Полезный труд - ………….(вредное безделье)
Утренний уход - …………..(вечерний приход)
Последнее поражение - …………(первая победа)
Молодцы! Все правильно подобрали антонимы. А сейчас давайте подслушаем разговор мамы и её трёхлетней доченьки.
Вера, 3 года.
-Мамочка, давай попрыгаем с тобой вместе.
-Я уже старенькая, прыгать не могу!
Вера внимательно оглядела маму:
-Нет, мамочка, ты новенькая.
Ребята, правильно ли употреблены антонимы?
Найти неверно составленную пару антонимов.
А как надо было маленькой Вере ответить? (молоденькая)
Посмотрите на рисунок, на котором изображен мальчик (Мальчик – высокий, худой, бледный, темноволосый и грустный – злой мальчик)
Нарисуйте рисунок мальчика, совершенно противоположного.
(низкий, толстый, румяный, светловолосый, веселый - добрый мальчик.)
Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)Путешествие по городу Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника.
Презентация. Слайд 11
Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
  
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим как вы усвоили знания о синонимах и антонимах. Слайд 12
синонимы антонимы
Горе Друг Холод Грусть Работа Говорить Старый Слайд 13
- Какие слова называются синонимами? Что такое синонимический ряд.
А какие слова называются ,антонимами?
- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Оказывается, ребята, страна, по которой мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА. Презентация. Слайд 17
Лексика – это наука о словах. Каждое слово обозначает лексическое значение .Я выбрала из словаря толковое значение слова. Ваша задача отгадать о чём идёт речь.
Время года, следующее за летом и предшествующее зиме (осень).2. Опадание листьев у деревьев (листопад).3. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (дождь).4. Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья (снег).5. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом слов (словарь).6. Делающий добро другим, отзывчивый (добрый).7. Покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями (птица).8. Одиннадцатый месяц календарного года (ноябрь).9. Состояние атмосферы в данном месте, в данное время (погода).10. Пожелание уезжающему, уходящему (в добрый путь, счастливой дороги).
Наше путешествие подходит к концу. Сегодня на уроке вы научились находить синонимы и антонимы, которые очень помогут вам украсить вашу речь, избегать в речи повторов. И в конце путешествия я хочу вам сказать слова в виде антонимов и синонимов:
На свете люди бывают разные: здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными. 
Домашнее задание:   Составить мини-рассказ о красоте осенней природы.
Сегодня за урок я оценю вас следующим образом: (Учитель ставит оценки)
 
Вот и закончилось наше путешествие. Кому было интересно и легко путешествовать по стране Лексики, возьмите кисточку с жёлтой краской и нарисуёте жёлтые лучики
   Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, нарисуйте красные лучики.
   Покажите ваши лучики.
   Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! Презентация. Слайд 14
 
Дети рисуют под клип. Я рисую мир.


ГУ «Владимировская средняя школа»
Открытый урок по русскому языку
Тема: Синонимы и антонимы.
Класс: 5 с государственным языком обучения
Учитель: Коцкая О.Г.
2013г.