Психологическое исследование Исследование креативности подростков

Актуальность темы данной работы обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности и воображения занимает большое место в современной психологической науке. Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий. Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте. Цель: изучение процесса креативности у подростков, обучающихся в «Школе Космонавтики»
Объект исследования: креативность подростов обучающихся в «Школе Космонавтики».
Предмет исследования - креативность подростков обучающихся в «Школе Космонавтики».
Гипотеза исследования- заключается в предположении о том, что уровень креативности у подростков по итогам первого года обучения в школе космонавтики, имеет низкие показатели.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить специфические особенности креативности, дать определение.
2. Организовать экспериментальное исследование с целью выявления уровня креативности.
3. Провести исследование, направленное на изучение креативности у подростков обучающихся в «Школе Космонавтики».
4. Проинтерпретировать полученных результатов.
5.Сделать выводы.






















I КРЕАТИВНОСТЬ КАК УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Понятие креативности
Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество. Креативность - характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.
Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.Со способностью к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены два личностных качества - интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны. Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.
Креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности».Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
1.2 Структура и содержание креативности
Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений - желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность.
Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач. Другие авторы считают, что креативность - черта личности . Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая - нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи. Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать.
1.3. Биологический компонент креативности
Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами. Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы.
Креативность связана и с позитивным аффектом. Предполагается, что его причиной является повышение уровня дофамина, усиливающего в поясной извилине когнитивную гибкость и облегчающего выбор различных когнитивных позиций. Это позволяет человеку взглянуть на ситуацию с различных точек зрения .
1.4. Когнитивный компонент креативности
Эдвард Дебоно посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент. Проблема, по утверждению Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом.
Эллен Лэнгер рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение - бессознательным, неосмысленным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также позволяет нашему уму сосредоточится на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением. Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Дебоно, считающим, что люди могут научится быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения.
По результатам эмпирического исследования креативности (В. К. Козленко),в мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность - одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.
М. Боден выделил малую и большую креативность. Малая или «личностная» креативность относится к обыденной жизни и к обычным ситуациям. Большая или «историческая» креативность наоборот имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.
Представители гуманистической психологии: А. Адлер предлагал рассматривать креативность «Я» в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и целями. Хотя цели могут инициироваться наследственностью и культурными факторами, в конечном счете, цель возникает все же благодаря креативной силе индивидуальности.
А. Маслоу считал, что благодаря самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность - качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды.А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия для проявления креативности. Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений.
Представитель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что в основе креативности и одним из источников художественного творчества лежит и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, а именно в творчестве.
Представители когнитивной психологии: Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа - дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
-способность к обнаружению и постановке проблем;
-способность к генерированию большого числа идей;
-гибкость - способность к продуцированию различных идей;
-оригинальность - способность отвечать нестандартно;
-способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
-способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с одаренностью. Он считает, что одной из сфер одаренности является креативность.
При изучении общих творческих способностей выделяются три основных подхода к проблеме творческих способностей.
Первый состоит в том, что как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные .К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных ситуациях.
Второй подход к изучению творческих способностей, заключается в том, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Третий подход к изучению творческих способностей состоит в предположении, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической формы психической активности нет.
М. Рорбах исследует креативность на материале творческого мышления, которое, по его словам, «само собой создает благоприятные условия для собственной реализации, открывает свои собственные пути и кует свои инструменты для материального воплощения». То есть, он подчеркивает возможность самозарождающейся мотивации, самовозникновения, саморазвития новых психологических качеств человека. Но еще более важным М. Рорбах считает взаимодействие человека со «всеобщим контекстом завершенных и завершаемых мыслей», в котором он находится, от своего рода диалога с объективно существующими вне человека структурами, от его позиции в этом диалоге: «личность способна творчески мыслить только тогда, когда она готова к диалогу с глобальными факторами, в которые она погружена.
Таким образом, креативность - это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.
1.5. Факторы актуализации креативности.
Исследователи доказали, что в определенных условиях люди, раньше никак не проявляющие свои творческие силы, внезапно обнаруживают их. Например, если они знают, что от них ждут именно этого, у них повышаются показатели дивергентного мышления .
Целый ряд данных показывает, что ликвидация факторов, препятствующих творческим проявлениям, например неоправданной приверженности привычкам и традиции, а также поощрение творческих заделов может превратить в креативную личность практически любого человека.Некоторые материалы указывают, что наиболее сильны творческие проявления при позитивном аффекте. По-видимому, он облегчает когнитивное структурирование - в частности, усиливает тенденцию отыскать новые способы комбинирования элементов и новые связи между разрозненными стимулами. По мнению некоторых ученых, вознаграждение извне подавляет развитие внутренней мотивации, соответственно - и креативности. Если человека поощрять за творческие находки при решении одной задачи, его креативная энергия при выполнении другой повысится.о-видимому, вознаграждение снижает энергию при решении последующих задач только в том случае, если человека поощряют за низкую креативность. Чтобы повысить креативность, важно вознаграждать человека, когда он по-настоящему креативен.Критики этой идеи отмечают ошибочность предположения о том, что награда пагубна лишь при определенных условиях. Соглашаясь с возможностью обучения человека не реагировать на нее, они отмечают, что поощрение обычно снижает креативность.
1.6. Возрастные аспекты креативности.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст.это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций.Что можно сказать о способности находить отдаленные ассоциации? Опять-таки это связано с мотивацией. Хотя молодые люди выдвигают ряд креативных решений, - например, по проблемам, требующим технической изобретательности, люди среднего возраста делают более реалистичные выводы. Вероятно, с опытом к человеку приходит понимание того, какие ассоциации принесут реальные результаты. Или же с опытом он склонен полагаться на проверенные методы, которые подавляют реинтеграцию, потому что стабильны, испробованы и автоматичны .
Мало кто из психологов считает, что с возрастом способность к творчеству ослабевает. Часто люди среднего возраста обладают великолепной базой знаний, и поэтому у них есть потенциал больших достижений. Кроме того, тот факт, что им принадлежат менее значимые результаты, свидетельствует о способности работать со сложным материалом. Наконец, существуют доказательства того, что многие люди остаются полными творческих сил до конца своих дней.














II. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
Для изучения креативности подростков обучающихся в «Школе Космонавтики», была использована методика Е.Е. Туник : «Диагностика личностной креативности».
Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)
Цель: определить четыре особенности творческой личности: любознательность ; воображение ; сложность и склонность к риску Опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск , любознательными , обладающими воображением и предпочитающими сложные идеи считают себя испытуемые. Бланк ответов, методика, обработка, и интерпретация результатов включены в приложение №1
Для исследования были привлечены учащиеся девятых классов Краевого государственного общеобразовательного автономного учреждения « Краевая общеобразовательная Школа- интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми ШКОЛА КОСМОНАВТИКИ», предпрофильного физико-математического и биолого- химического направления, возраст курсантов от 14 до 16 лет.
2.1Результаты тестирования курсантов 9 физико-математического класса.
Таблица 2.1.
Фактор склонности к риску у курсантов 9 физико-математического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№11
20

№10
19

№1
17

№3
14

№6
14

№7
14

№8
14

№5
13

№9
12

№12
12

№13
12

№2
10

№4
9

Согласно нормативным данным среднее значение по критерию склонность к риску составляет 14-17. По результатам проведенного тестирования в 9 физико-математическом классе, только два курсанта имеют высокие показатели по данному фактору,5 из них- средний и 6 низкий показатели.
Таблица 2.2
Фактор любознательности у курсантов 9 физико-математического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№1
20

№9
20

№11
20

№4
17

№5
17

№10
17

№2
15

№7
15

№12
14

№3
12

№6
10

№13
7

№8
5

Согласно нормативным данным среднее значение по критерию любознательности среднее значение составляет 15-17,8. По результатам проведенного тестирования в 9 физико-математического классе 3 человека имеют высокий показатель по этому фактору, 5- средний и 5-низкий показатели.
Таблица 2.3
Фактор сложности у курсантов 9 физико-математического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№11
18

№10
17

№12
17

№1
14

№5
14

№6
14

№9
14

№4
12

№2
12

№3
12

№8
7

№13
6

№7
5

Согласно нормативным данным среднее значение по критерию сложности среднее значение составляет 14-17,2. . По результатам проведенного тестирования в 9 физико-математическом классе высокий показатель по этому фактору имеет только один курсант, 6 из них- средний и 6 низкий показатели.
Таблица 2.4
Фактор воображения у курсантов 9 физико-математического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№10
16

№7
13

№1
12

№10
12

№11
12

№5
11

№13
10

№6
7

№3
5

№4
4

№4
4

Согласно нормативным данным среднее значение по критерию воображения составляет 13-15,6. По результатам проведенного тестирования в 9 физико-математического классе высокий показатель по этому фактору имеет один курсант, 2 курсанта средний и 10 курсантов низкий показатели.
Таблица 2.5
данные курсантов 9 физико-математического класса по 4-факторному опроснику

испытуемого
Склонность к рису
Любознательность
Сложность
Воображение
суммарный показатель

1
17
20
14
12
63

2
10
15
11
4
40

3
14
12
11
5
42

4
9
17
12
4
42

5
13
17
14
11
55

6
14
10
14
7
45

7
14
15
5
13
47

8
14
5
7
5
31

9
12
20
14
16
62

10
19
17
17
12
65

11
20
20
18
12
70

12
12
14
17
4
47

13
12
7
6
10
35

Согласно нормативным данным среднее значение по четырех факторному опроснику равно 60-67,6. По результатам проведенного тестирования в 9 физико-математическом классе высокие показатели личностной креативности имеет только один курсант , три подростка имеют средние показатели личностной креативности; восемь школьников по результатам тестирования имеют низкие показатели личностной креативности.
2.2.Результаты тестирования курсантов 9 биолого-химического класса.
Таблица 2.2.1.
Фактор склонности к риску у курсантов 9 биолого-химического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№11
21

№10
19

№9
18

№8
18

№1
17

№4
17

№7
17

№13
17

№5
16

№2
15

№12
15

№3
12

№6
12

Согласно нормативным данным среднее значение по критерию склонность к риску составляет 14-17. По результатам проведенного тестирования в 9 биолого-химическом классе, 4 курсанта имеют высокие показатели по данному фактору,7 из них- средний и 2 низкий показатели.

Таблица 2.2.2.
Фактор любознательности у курсантов 9 класса биолого-химического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№6
23

№7
23

№13
22

№4
21

№8
21

№11
21

№5
19

№3
17

№10
16

№1
15

№12
15

№9
11

№2
10

Согласно нормативным данным среднее значение по критерию любознательности среднее значение составляет 15-17,8. По результатам проведенного тестирования в 9 биолого-химическом классе классе :7 человек имеют высокий показатель по этому фактору, 4- средний и 2-низкий показатели.
Таблица 2.2.3.
Фактор сложности у курсантов 9 биолого-химического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№4
22

№6
19

№7
18

№8
17

№11
16

№2
15

№13
15

№10
12

№5
11

№12
11

№9
9

№1
6

№3
5

Согласно нормативным данным среднее значение по критерию сложности составляет 14-17,2. . По результатам проведенного тестирования в 9 биолого-химическом классе высокий показатель по этому фактору имеют 3 курсанта, 4 из них- средний и 6 низкий показатели.
Таблица 2.2.4.
Фактор воображения у курсантов 9 биолого-химического класса
№ испытуемого
Количество баллов

№7
17

№5
16

№11
16

№6
15

№10
15

№12
11

№13
11

№1
10

№2
10

№4
10

№9
10

№8
7

№3
4

Согласно нормативным данным среднее значение в России по критерию воображения составляет 13-15,6. По результатам проведенного тестирования в 9 биолого-химическом классе высокий показатель по этому фактору имеют 3 курсанта, 2 курсанта средний и 8 курсантов низкий показатели.
Таблица 2.2.5.
данные курсантов 9 биолого-химического класса по 4-факторному опроснику

№ испытуемого
Склонность к риску
Любознательность
Сложность
Вооброжение
Скммарный показатель

1
17
15
6
10
48

2
15
10
15
10
50

3
12
17
5
4
38

4
17
21
22
10
70

5
16
19
11
16
62

6
12
23
19
15
69

7
17
23
18
17
75

8
18
21
17
7
63

9
18
11
9
10
48

10
19
16
12
15
62

11
21
21
16
16
74

12
15
15
11
11
52

13
17
22
15
11
65

Согласно нормативным данным среднее значение по четырех факторному опроснику равно 60-67,6. По результатам проведенного тестирования в 9 высокие показатели личностной креативности имеют: четыре курсанта; четыре подростка имеют средние показатели личностной креативности; У пяти школьников по результатам тестирования низкие показатели креативности.
Для наглядности результатов составим диаграмму :
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
рис. 2.1. Сравнительная характеристика 4-х факторноного опросника 9 физико-математического класса и биолого- химического класса
Из диаграммы видно, что в двух классах, преобладает низкий уровень креативности, т.е. результаты данного исследования, совпадают, с поставленной гипотезой.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С давних времён учёные пытались разгадать загадку творческих способностей человека. Первыми объектами исследования были выдающиеся люди науки и искусства. Поэтому знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько собственным усилиям, сколько работе литераторов, историков, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности, поскольку нет творения без творца. Исследователи анализировали их рукописи, письма, высказывания, картины. Первоначально они считали способности к творчеству исключительным и уникальным феноменом, уделом избранных натур. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческих личностей необходимы какие-то особые психологические законы и правила. Но по мере развития психологической науки, а также различных теорий, концепций, подходов в области творчества ученые пришли к выводу, что творческий потенциал присущ каждому человеку. Природа творчества основана на природе человека. Существует лишь непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, тем не менее, тем не менее, сущность творческого процесса остаётся одинаковой для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, мере выраженности, масштабах достижений, их значимости и т.д. Это внимание ученых определяет важность проблемы учета креативности у детей. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Креативность школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В своей работе я пыталась всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции. На мой взгляд, созданная в данном исследовании теоретическая и экспериментальная база позволяют продолжить исследование в этой области. Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса.














СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1Абраман Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994;
2. Бернатосян С. Г. Воровство и обман в науке. - СПб., 1998.;
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.;
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.;
5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2005. – 336 с.;
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]: учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 352 с.;
7. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М.Грановская. – СПб: Свет, 1997. – 608 с.;
8. Дружинин, В.Н. Современная психология: Справочное руководство [Текст] / В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.;
9. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996;
10. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 624 с.;
11. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. - М., 1990. С. 131-148;
12. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. Ред. Бурменского и Слуцкого. - М., 1991;
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940.;





















































































13PAGE 15


13PAGE 14115




Root Entry