Работа психолога при подготовке к ЕНТ


«Тысяча учителей – тысяча методов».Китайская пословица Возможные трудности при сдаче ЕНТ связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустой-чивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции Новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) Какие могут возникнуть трудности? Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕНТ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Причем если для педагогов важен объем знаний, то с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Эти трудности могут решаться с помощью развития и активизации переключаемости и оперативности памяти. Личностные трудности: эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Это может быть решено с помощью расширения информационного поля о ЕНТ и его процедуре, а так же приемами субъективного снижения значимости экзамена. Помогая выпускнику осознать, что оценка на ЕНТ не имеет фатального значения, мы тем самым способствуем большей уверенности. Это может быть достигнуто с помощью использования приемов и методов снятия напряженности, неуверенности и тревожности. Процессуальные трудности: связаны с самой процедурой проведения ЕНТ, с такими как:Специфика фиксирования ответов,Роль взрослого (недостаток сочетания поддержки и оценки, со стороны педагогов),Критерии оценки (нет личного контакта с преподавателем, а значит требуется еще большая волевая мобилизация), С чем связаны эти трудности? Как эти трудности разрешить? С недостаточным знакомством с процедурой ЕНТ и отсутствия четкой стратегии деятельности. Психологическая помощь здесь может быть оказана с помощью проигрывания подобных ситуаций и в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника. Оказывать ребенку психологическую поддержку. Она является важнейшим фактором, определяющим успешность ребенка в сдаче экзаменов.Психологическая поддержка – это процесс, при котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ему поверить в свои способности, избежать ошибок, поддерживает в случаях неудач.Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки, взрослому необходимо сконцентрироваться на позитивной стороне его поступков, научиться понимать его переживания. Родители могут выражать веру в ребенка словами, например, "Зная тебя, я уверен, что ты задания по темам "…" на экзамене выполнишь хорошо", "Ты знаешь материал, это очень хорошо". Поддерживать можно с помощью совместных действий, физического соучастия, выражения лица, прикосновений: обнять, положить руку на плечо и т. д. Не стоит забывать, что ученик нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.Существуют ложные способы, т. н. "ловушки поддержки". Так, типичными для родителей и учителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ученика от взрослого, навязывание нереальных для ребенка стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная помощь должна основываться на поддержке способностей, возможностей ребенка, его положительных сторон. Лучше научить подростка самого справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты сможешь это сделать". Центральное место в развитии уверенности ребенка в себе занимает вера в него взрослых. Учителя часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против подростка. Это может породить у обучающегося ощущение безысходности: "Нет никакой возможности учиться лучше и хорошо сдать экзамен, пусть меня считают плохим, отстающим".Чтобы показать веру в ребенка, учитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:•          забыть о прошлых неудачах ребенка;•          помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;•          помнить о прошлых удачах и возвращаться именно к ним, а не к ошибкам. а) Постоянный жёсткий самоконтроль времени;б) Оценка объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;в) Прикидка границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания;г) Приём «спирального движения» по тесту. Обучение школьника технике сдачи теста: Профилактика стресса при сдаче ЕНТ: Обучение методам регуляции психического состояния Активная мышечная деятельность Умеренное, разнообразное питание Психопрофилактика и психотерапия 3 столба, на которых строятся здоровье и хорошее самочувствие Исследование проводилось по трем направлениям: Определение Самооценки личностных качеств.Школьный тест умственного развития.Исследование стрессоустойчивости.Уровень тревожности.Тест на определение деструктивного поведения. Комплексное исследование ученика: Вывод Таким образом, психологическая подготовка к экзаменам способствует повышению уровня информированности, психологической готовности учащихся, родителей, педагогов в режиме подготовки и проведения экзамена.Это большая, длительная работа всего педагогического коллектива