Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс с краеведческим модулем

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании Методического совета
от______________протокол №_____
председатель______/Надейкина М.М./
директор МБОУ СОШ д. Ручьи
_____________/Прокофьева Л.В./
приказ №_______ от___________


















Рабочая программа
по изобразительному искусству с краеведческим модулем 8 класс














Учитель : Пучкова И.Н.






2015-2016



Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету « Изо с краеведческим модулем» для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Архиповой Т.Г. « Изо с краеведческим модулем» в курсе «Народные промыслы Тверской земли» 8 класс 2015 учебный год. Программа рекомендована Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015/2016 учебный год.
Программа «Народные промыслы Тверской земли» 8 класс рассчитана на 1 учебный час в неделю, 34 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004 года.
Краеведческий принцип 34 часа.
Данный курс предполагает знакомство и изучение народных промыслов Тверской области. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают о творчестве и эстетике Тверского края. Мы так много говорим о природе и нашей местности, художниках, писателях, ученых и совсем мало уделяем внимания простым людям, которые своими руками создают шедевры. Именно народ трудится на заводах и фабриках, расписывая посуду,вышивая тонкими нитками великолепные узоры. Народные ремесла во все времена считались ценными красивыми и модными. Наш край богат умельцами и мастерами. Изучая этот курс, мы совершим путешествие по городам Тверской области, где издавна существуют и процветают народные промыслы.
Цели и задачи преподавания ИЗО в 8 классе
Цель – расширить знания учащихся о Тверском крае, изучая основные виды народных промыслов.
Задачи:
- дать представление о народных промыслах и промышленных зонах Тверского края; труде и творчестве людей, которые создают предметы быта и украшения интерьера;
- знать историю возникновения и технологию изготовления изделий народных промыслов;
- уметь самим создавать и разрабатывать серию форм и содержания изделий, а так же изготавливать своими руками разные виды народного ремесла;
- владеть навыками работы с текстилем, глиной; исторической и художественной литературой;
- вызвать интерес к народному творчеству, профессиям в сфере «Человек –создатель художественного образа»;
- воспитывать любовь, гордость и уважение к родному краю, Родине, быть патриотом своей страны;
- развивать воображение, творчество, активизировать мыслительные процессы, самостоятельное воплощение своих идей.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Дети должны:
- заинтересоваться народным творчеством как видом изобразительного искусства, как доступным народным искусством для всех возрастов;
- иметь представление о народных промыслах Тверского края;
- воспитать в себе любовь, гордость и уважение к родному краю и Родине;
Должны знать:
- историю возникновения и технологию изготовления изделий народных промыслов;
- основные стили ДПИ и промыслов Тверской области; находить их сходство и отличие.
Должны уметь:
- владеть навыками работы с текстилем, глиной и др. материалами;
- пользоваться исторической и художественной литературой;
- пользоваться системой ИКТ для создания эскизов; работы в интернете, находить нужную информацию и оформлять в виде рефератов и докладов;
- самостоятельно разрабатывать и создавать изделия декоративно-прикладного творчества.
Cодержание учебного предмета
«Конаковский фаянс – гордость Тверской земли» - 10 часов
Народные промыслы Тверской земли. Фабрика Ауэрбаха. Конаковский фаянсовый завод и его мастера. Техника изготовления фаянса. Изготовление изделия из папье-маше.
«Тверская игрушка» - 7 часов
История образования и развития промыслов Тверской игрушки. Технология изготовления. Изготовление изделия из пластилина или глины.
«Золотые узоры Торжка» - 8 часов
Золотное шитье. Его история и технология выполнения. Изготовление изделия по мотивам шитья. Современное применение старинных образов.
«Новозавидовская фабрика елочных украшений» - 7 часов
История Новозавидовской фабрики елочных украшений. Технология и применение в быту изделий фабрики. Изготовление елочной игрушки-сувенира.
5. «Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края» - 2 часа
Обобщение знаний по народным промыслам Тверской области, выставка и обсуждение работ всего учебного года, экскурсия по селу с целью увидеть красоту народного творчества в окружающей архитектуре.































Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата
по факту

Модуль
«Конаковский фаянс – гордость тверской земли» – 10 часов

1
Теория.
Народные промыслы Тверской земли. Фабрика Ауэрбаха.
1




2
Знаменитые мастера завода.
1



3
Техника изготовления фаянса.
1



5
Практика.
Практическая работа – эскиз изделия (объем)/проект «Оберег»
1



6
Изготовление изделия или в папье-маше, или глина/пластилин
1



7

Эскиз росписи изделия. Грунтовка изделия.
1



8
Эскиз росписи изделия. Грунтовка изделия.
1



9


Роспись изделия в гуаши.
Покрытие лаком.

1



10
Итоговое занятие – реферат «Нельзя забывать свои корни»
1



Модуль
«Тверская игрушка» - 7 часов (1 час резервный)

11
Теория.
Игрушки Тверской земли.
1



12
Отличительные особенности Тверской игрушки. Технология изготовления Тверской игрушки.
1



13
Практика.
Разработка эскизов. Подбор красок.
1



14
Лепка объема (глина/ пластилин)
1



15
Грунтовка. Наложение основного цвета (если изделие в пластилине )
1



16
Роспись изделия (гуашь)
1



17
Резервный урок
1



Модуль
«Золотые узоры Торжка» – 8 часов (1 час резервный)

18
Теория.
Необходимость и история возникновения и развития золотошвейной фабрики.
1



19
Знаменитые изделия, технология вышивки золотыми нитками
1



20

Практика.
Выполнение эскизов и элементов вышивки.
1



21
Практика.
Выполнение эскизов и элементов вышивки.
1



22
Выполнение эскизов края шарфа в стиле Торжокской вышивки.
1



23
Выполнение эскизов края шарфа в стиле Торжокской вышивки.
1



24
Выполнение рисунка края шарфа на батике (холодный батик).
1



25
Резервный час
1



Модуль
«Новозавидовская фабрика елочных украшений» - 7 часов (1 час – резервный)


26
Теория.
История, развитие, технологии выполнения изделия.
1

.

27
Виды игрушек, способы их изготовления
1



28
Практика - творческий проект. На основе теоретических знаний и возможностей разработать серию авторских елочных украшений из природного и бросового материала.
Экскурсия по подбору материала.
1



29
Эскизы изделий
1



30
Выполнение изделий – новогодней игрушки сувенира.
1



31
Выполнение изделий – новогодней игрушки сувенира.
Обобщающий урок – выставка сувениров.
1



32
Резервный урок
1



Модуль
«Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края» - 2 часа (1час - резервный)

33
Обзорные доклады на тему «Народные промыслы Тверского края» о разнообразии народного ремесла, места происхождения, отличительных особенностях в подборе материала, технологии изготовления.
1



34
Резервный час
1



Итого: 34 часа (4 часа резервных)

Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
Архипова Т.Г. - программа « Изо с краеведческим модулем» в курсе «Народные промыслы Тверской земли» 8 класс . Тверь. 1999.
Пучкова И.Н. - Наглядные пособия.
«ЗИК» - завод имени М.И.Калинина. Калининский полиграфический комбинат.1980 .
Земля Калининская. Калининский полиграфический комбинат. 1980 .
Калмыкова Л.Э. «Народное искусство Тверской земли». Тверь. АИТЭК. 1995.
К.В. Хилевская «Золотой узор». М., 1959.
«Народные промыслы. Белый город». М., 2004.
М.Майстровский «Земля мастеров». М., Московский рабочий. 1986.
Интернет art@/ru/
Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия:
- репродукции работ художников.
Учебно-практическое оборудование:
- краски гуашевые;
- тушь;
- бумага А4, А3, А2 ( картон, тонированный картон, цветная бумага, акварельная бумага, ватман);
- фломастеры;
-гелиевые ручки;
-мелки (восковые, акварельные, пастельные, уголь, сангина, соус);
- кисти;
- емкости для воды;
- стеки;
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
ТСО
Компьютер, телевизор, магнитофон, DVD плеер, видеотека, фонотека.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
2. Мультимедийная программа «Народное искусство» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Шедевры изобразительного искусства» издательства «Кирилл и Мефодий»
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классики» «Коминфо»
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
8.Единая коллекция произведений искусства- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Детские электронные книги и презентации - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










15