Куклы и сказочные персонажи-как отражение колорита национальных костюмов.


Куклы и сказочные персонажи-как отражение
колорита национальных костюмов.
Красоту ,чистоту мы у старших берём,
Саги ,сказки из прошлого тащим ,
Потому, что добро остаётся добром
В пошлом ,будущем в настоящем .
В.Высотский Мы живём в интересное и сложное время ,когда на многое начинаем смотреть по иному ,многое заново открываем и переоцениваем .В первую очередь это относится к нашему пошлому ,которое мы ,оказывается ,знаем очень поверхностно.
-«Кукла и сказочные персонажи - как отражение колорита национальных костюмов
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.» (В. А. Сухомлинский.)
В настоящее время повышается интерес к народной культуре. Традиционный костюм – важная часть традиционной культуры. У национальной одежды многовековая история .Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.К сожалению, ни в одной семье не сохранился народный костюм.
Следовательно, родители сами плохо представляют содержание обычаев и традиций своего народа и недостаточно уделяют внимания знакомству детей с национальной культурой. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Но какая игра без игрушек? Без игрушек игра ребенка не бывает полноценной. Поэтому для изучения народного костюма я использую кукол и сказочных персонажей. Изготовленные своими руками куклы представляют особую ценность.
Дошкольные группы посещают дети из русских и татарских семей, поэтому изучаем мы русский и татарский народные костюмы. Причем, в одной сказке персонажи одеты и в русские и татарские костюмы, этим мы показываем детям о том, что независимо от национальности, все должны жить в мире и согласии.
Мной разработаны дидактические игры по ознакомлению детей с народным костюмом.
Я сама изготавливаю текстильных кукол, на которых шью совместно с родителями, народные костюмы. Эти куклы используются для проведения различных праздников, украшения территории дошкольных групп.
Также ,я изготавливаю кукол в техник папье-маше, из глины, из бумаги. Все эти куклы использую для проведения занятий и во время совместной деятельности
Особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики детей, поэтому для ознакомления детей с народным костюмом изготавливаем кукол в народных костюмах в технике аппликация с помощью бумаги, соленого теста. Куклы в технике Квиллинг.
Залог хорошего воспитания каждого ребенка – активное участие в этом процессе, прежде всего, родителей. Родители воспитанников, которые посещают мою группу очень активно участвуют в процессе приобщения детей к народной культуре . Совместно с родителями мы проводим мастер-классы, конкурсы, организуем выставки, экскурсии к старожилам поселка с целью изучения народного костюма. Родители каждый год шьют народные костюмы для своих детей, для участия в фольклорных праздниках.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
На районном фестивале «Волжская радуга», посещённому Кузьме и Демьяну - покровителям ремесел, которой проходил в нашей школе, я представляла обрядовых кукол. Мной была организована выставка, на которой были представлены осенние обрядовые куклы: - кукла Демьян и Кузьма,-кукла Симеон,-кукла Кубышка – Травница,кукла Рябинка,-кукла Жница,-кукла Крупеченичка,-кукла Параскева. Куклы были изготовлены родителями. Знакомя детей с обрядовой куклой, мы не только передаем им знания о культурных традициях народа, но и знакомим детей с народным костюмом.
"Хорошая книга- и воспитатель, и друг, и учитель" А. П. Чехов.
Изучить народный костюм, развивая мелкую моторику, формируя навыки самообслуживания у детей, мне помогают книжки-малышки. Я хочу представить их вашему вниманию.
Территория детского сада - самое любимое место для детей. Поэтому особое внимание наш коллектив уделяет оформлению детских площадок и цветников. Так как, тема моего проекта – изучение народного костюма, то и здесь она находит отражение. Зимой появляются сказочные персонажи из снега в народных костюмах, летом из подручного материала.
Таким образом, результаты диагностик показывают, что интерес детей и их родителей к данной теме возрос, умения и навыки укрепились, развиваются творческие начала.
Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.