Доклад на тему: «Применение информационно – коммуникационных технологий с целью повышения качества образования»


Доклад по теме: «Применение информационно – коммуникационных технологий с целью повышения качества образования»
Образование на современном этапе является одной из самых важных сфер деятельности человека. Существенно повышается социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человека. Современному обществу нужна целостная, компетентная личность, способная к осуществлению сложных форм интеллектуальной деятельности и решению различного рода задач и ситуаций.
В современных условиях, образовательная деятельность должна быть направлена на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализацию целей образования.
Главная задача российской образовательной политики: обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования — это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся.
Для того чтобы повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей в последние годы в сфере образования формируется новая образовательная система, в основе которой лежат технологические инновации, современные информационные и коммуникационные технологии, направленные на развитие и поддержание способностей учащихся. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и учащихся.
Применение информационно – коммуникационных технологий как раз и дает возможность учителю внести в урок занимательность, сократить время за счет наглядности и быстроты выполнения работы.
Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того чтобы дети не были равнодушны к учебе, учитель должен сделать учебный труд радостным, желанным, успешным. Учитель на современном этапе должен стать координатором информационного потока. Немаловажная роль отводиться информационно - коммуникационным технологиям еще и потому, что в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе. Освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. Поэтому необходимо эффективно использовать компьютер, а для этого надо уметь скорее не программировать, а уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.
Очень часто на уроках большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений определенного рода задач, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.
В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и приходится подробно расшифровывать каждый шаг. Поэтому целью моего доклада стало доказать результативность использования информационно – коммуникационных технологий.
Современные средства позволяют реализовать идею игровой ситуации на уроке и разнообразить формы предъявления заданий учащимся.
Рациональное использования информационно-коммуникационных технологий на уроках влечет за собой повышение познавательного интереса к урокам у учащихся, усиливает мотивацию учения, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает качество знаний и успеваемость учащихся.
По ходу раскрытия сущности данного вопроса необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить теоретический материал данного вопроса.
2. Показать различные виды работ на уроке с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3.Сделать выводы, по использованию данных технологий
Информационно - коммуникационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. С помощью информационно – коммуникативных технологий осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
Информационно – коммуникационные технологии могут интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуации, увеличения активного времени каждого обучающегося и усиления наглядности.
Следует отметить преимущества использования информационно - коммуникационных технологий:
организация познавательной деятельности путем моделирования;
имитация типичных ситуаций общения с помощью средств мультимедиа;
применение полученных знаний в новых ситуациях;
автоматизированный контроль результатов обучения;
обратная связь;
развитие творческого мышления;
возможность объединения в учебных программах визуальной и звуковой форм.
Таким образом, информационно – коммуникационные технологии позволяют учащемуся работать в своём собственном режиме, не создавая дискомфорта. Использование данных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже научно – познавательная.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:  Полная или частичная замена деятельности учителя.  Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.  Использование тренинговых программ.  Использование диагностических и контролирующих материалов.  Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.  Использование компьютера для вычислений, построения графиков. Использование игровых и занимательных программ. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения:
При объяснении нового материала.
При закреплении изученного материала.
При повторении пройденной темы.
При контроле знаний, умений и навыков учащихся
Подготовка к любому уроку с использованием информационно – коммуникационных технологий, конечно, кропотливая работа, требующая дополнительного времени, тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет сделать урок зрелищным, ярким. Новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся.
Использование медиа – уроков позволяет мне сделать выводы:
1.Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
2.Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
3.Использование мультимедийного проектора, демонстрация слайдов, презентации, как элементы новизны, позволяют активизировать умственную деятельность учащихся.
Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Для этого необходимо использование интерактивной доски, что позволит с минимальными затратами получить как можно больше учебной информации. Поэтому, считаю, необходимым использовать на уроках интерактивную доску.
Основное преимущество интерактивной доски - наглядность и взаимодействие. Анализ литературы по педагогике и психологии, позволяет констатировать, что зрительные анализаторы человека (в том числе и школьника) обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленная, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Интерактивная доска позволяет учителю преподносить информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии). Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия - слух и зрение - позволяют достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Воспринимая одновременно звуковые и зрительные образы, ребёнок не только получает важную и нужную информацию, но и испытывает очень сильные положительные эмоции (удивление, восторг, радость, азарт и т.п.).Повышение познавательного интереса и улучшение качества знаний учащихся, это длительный процесс, поэтому в ходе моей экспериментальной работы не у всех учащихся повысился уровень познавательного интереса и качество знаний. Я считаю, что причиной этого является недостаточное количество времени и индивидуальные особенности каждого ученика. Но в целом экспериментальная работа прошла плодотворно.
Итак, нельзя отрицать, что информационно – коммуникационные технологии – реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностей информационно – коммуникационных технологий, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к данному типу уроков, несомненно, увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителем и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Поэтому считаю необходимым внедрение информационно – коммуникативных технологий в профессиональную деятельность каждого педагога
Таким образом, применени информационно – коммуникационных технологий на уроке позволяет ученикам формировать универсальные учебные действия, с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество знаний учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.ИКТ – компетентность учителя помогает ему в организации нравственного воспитания учащихся, в формировании направленности учебного и воспитательного процесса на личностную ориентацию и деятельный характер обучения школьников математике.
Из результата экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень
познавательного интереса и качество знаний учащихся значительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенные мною виды использования информационно – коммуникационных технологий оказались эффективными и выдвинутая гипотеза подтвердилась. А именно: рациональное использование информационно-коммуникативных технологий на уроках влечет за собой повышение познавательного интереса к урокам математики у учащихся, усиливает мотивацию учения, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает качество знаний и успеваемость учащихся.
Учитель математики МБОУ Мокро-Соленовская ООШ . Клюкина О.В.