КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ


КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
Жестокое обращение с детьми - огромная социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, это явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения.
• спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;
• в общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения;
• в России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений
Психологическое или эмоционально жестокое обращение: поведение, вызывающее у детей страх; заниженные или завышенные требования, свидетельствующие о непризнании ребенка родителями и препятствующие построению им представлений о собственной ценности. Сюда же относятся: душевная жесткость; психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), а также некоторые запреты чего-либо, якобы оправданные любовью; гиперопека и чрезмерная забота, которые могут вызвать чувства беспомощности, бесполезности и абсолютной зависимости ребенка от родителей.
Жестокое физическое обращение — насильственное воздействие на ребенка, которое ведет или может привести к причинению физического вреда. Жесткость и интенсивность насильственного поведения оценивается в зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между взрослым и ребенком Сексуальное злоупотребление происходит, когда ребенок используется взрослым человеком или старшим ребенком (подростком) как объект для удовлетворения сексуальных потребностей с применением насилия или без него. При этом насильник злоупотребляет доверием ребенка и использует свои властные возможности.
Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей-прочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокость старших, вынуждены искать порочные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них - ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.
«Все мы родом из детства» - эти слова знакомы каждому. Что они означают? Наверное, то, что мы из детства несём большой груз наших проблем, которые продолжаем решать всю оставшуюся жизнь, наверное и то, что создавая собственные семьи и воспитывая собственных детей, мы используем сценарии, сформированные в семьях. Эти слова говорят о том, насколько значимое влияние на нашу жизнь оказывает та ситуация, в которой мы воспитывались, те отношения, которые были в семье между взрослыми и детьми, насколько значимо влияние семьи на развитие ребёнка. Все родители и взрослые воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, как ему в определённых ситуациях поступить. При этом в каждой семье бывают ситуации, когда поведение ребёнка ставит в тупик. И взрослые время от времени совершают ошибки.
Основная функция семьи - воспитание. Воспитание направлено на создание благоприятных условий для развития ребёнка.
В любых семьях используются рычаги воспитания:
-Забота о безопасности, физиологическом и психологическом выживании ребёнка. В некоторых семьях может быть много или мало заботы, это проявляется в нарушениях семейного воспитания:
1. Гипопротекция – недостаток заботы взрослых, которую ребёнок дать себе не может (на ребёнка не обращают внимания);
2. Гиперпротекция - предоставление заботы, которая превышает его возрастные потребности и мешает проявлять свою самостоятельность, развиваться, а в качестве протеста ведёт к непослушанию, негативизму.
В семье удовлетворяются основные потребности ребёнка: физиологические (потребность во сне, еде, питье), душевные (эмоциональном контакте, любви, заботе общении, поддержке), духовные (игры). Если не будут удовлетворяться основные потребности ребёнка, то это может привести к неуверенности в себе, низкой самооценке, сложности в общении, а отсюда неуспешность в обществе, делинквентное или девиантное поведение.
- Требования. Они нужны для безопасности ребёнка. Требования должны быть:
1. Понятными (должно быть объяснение, что вы требуете и зачем)
2. Одинаковые со стороны всех членов семьи и на протяжении длительного времени
3. Должны распространяться на всех членов семьи. В случаях, когда требования разные со стороны взрослых, ребёнок теряется, не понимает, что ему делать.
- Запреты. Запреты, как правило, замыкаются на самую сильную эмоцию – страх. «Не ходи туда, больно будет», «Не делай этого плохо будет», Замыкая на страх мы способствуем развитию несамостоятельности и различного рода страхов. Часто мы говорим нельзя, не объясняя почему нельзя. После слова «нельзя» должно следовать объяснение, почему нельзя этого делать. Запреты должны быть с элементами обучения обращения с опасностью. Например, «Нельзя перебегать дорогу, попадёшь под машину» может сопровождаться обучением, как правильно нужно делать, чтобы избежать нежелательных последствий. Если взрослые склонны прибегать к суровым приказаниям, то в семье складывается авторитарный тип отношений: ребёнок или целиком подчиняется воле, или вступает со взрослыми в непримиримую вражду. Это отрицательно сказывается на его поведении, приводит к различным отклонениям в нравственном облике ребёнка.
- Наказание и поощрение. Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанный ребёнок, это страдающий ребёнок. Ребёнку надо помочь намного раньше, то есть до наказания, чтобы он мог избежать его. Печальные результаты наказания, если воспитатель ставит перед собой задачу застращать или запугать ребёнка, особенно это касается порки.
Дети, которых воспитывают физическими наказаниями становятся неуправляемыми. Физическое наказание не только обидно и унизительно, но и учит, что насилие является приемлемым выражением своего гнева.
Постоянно объясняйте ребёнку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию. И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в школе, и в обществе. Так создаются основы для более широкого конфликта подрастающего поколения с окружающими. Большой вред взаимопониманию детей и взрослых наносит то, что можно назвать злопамятностью: затяжные обсуждение проступков, частые напоминания о прошлых грехах. Когда к нынешнему проступку «прицепляют» все предыдущие, то пользы не будет. Устраивая многочисленные обсуждения конфликтов, взрослые создают вокруг ребёнка атмосферу недоверия.
Правила к бесконфликтной дисциплине ребёнка
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило 1 Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в семье каждого ребёнка.
Правило 2 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много.
Правило 3 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Правило 4 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Лучше ограничить его в чём – то, нежели физически наказывать.
Правило 5 Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
ПООЩРЕНИЕ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Умение хвалить и поощрять детей важно. Независимо от того, насколько легко поддаётся воспитанию ребёнок, непременно нужно замечать, когда ведёт он себя хорошо, и выражать ему за это признательность и высказывать похвалу. Замечайте в ребёнке преимущественно хорошие черты, и ваши отношения станут более позитивными и доверительными. Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях. К сожалению, легче замечают плохое поведение. Некоторые взрослые совершают большую ошибку, часто применяя к ребёнку нелестные эпитеты, называя его тупицей, жадиной, хулиганом. Постоянное использование негативных ярлыков формирует у ребёнка низкую самооценку.
Простейшей формой поощрения является похвала.
1. Похвала должна быть конкретной (мне нравится, что ты убрал свою комнату, что ты убрал мусор);
2. Действенная похвала должна незамедлительной;
3. Действенная похвала должна быть искренней (Большинство детей чувствуют фальш); - Доверие. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству. Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.
Важную роль в воспитании играет педагогическая позиция взрослых, отношение к воспитанию, а также личностные качества: тактичность, понимание и знание ребёнка, справедливость. Если нет единства в воспитании, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребёнку и требовательности к нему, если взрослые не умеют владеть собой, срываются, могут быть грубыми, то создаётся почва для неуравновешенности, упрямства, капризов и эмоциональных нарушений ребёнка. Поэтому критическое отношение к себе, обучение навыкам владения собой в конфликтных ситуациях стремление повысить педагогическую культуру взрослых очень важно.
Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Данный стиль предполагает, что взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на нравственной основе: взаимном уважении, заботе друг о друге, способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
- взрослый всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;
- власть используется лишь в меру необходимости;
- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
- взрослый устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Таким образом, родителям важно:
1. Знать своих детей, их положительные и отрицательные качества: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, что более всего ценят в людях; 2. Демонстрировать положительные примеры, личный опыт характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
3. Заниматься совместной деятельностью. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает взрослым лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.
4. Повышать педагогическую культуру.   Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость.
5. Использовать в воспитании метод убеждения (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива).