Интегрированный урок по математике и литературе для 4 класса «ПереСчитывая Пушкина»

урок интегрированный
математики и литературы
Тема: «Пересчитывая Пушкина»
4 класс
Учитель: Черепанова Н.Н.
Иркутск 2014 г.
Задачи урока:
образовательные:
закрепить навыки умножения и деления многозначных чисел, а также чисел, оканчивающихся нулями; формировать умение решать задачи на движение; закреплять знание единиц измерения длины и времени; совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе; развивающие:
способствовать развитию интереса к творчеству А.С. Пушкина; формировать нестандартное логическое и вариативное мышление; воспитательные:
воспитывать бережное отношение к литературному наследию прошлого; формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность коллектива.
Оборудование: текст и видеофильм «Сказки о царе Салтане», рисунки учащихся, выставка поделок, портрет А.С.Пушкина; опера. Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане».
Ход урока.
I. Организационный момент
- Ребята, вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина, любите их. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон? (Показать иллюстрацию.)
Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана? А сколько орехов разгрызла белочка? (Показать иллюстрацию.) Об этом мы узнаем сегодня, совершив удивительное путешествие под названием «Пересчитывая Пушкина».
П. Актуализация знаний
Читает ученик: Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит,
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт, великий Пушкин,
Вас снова в сказки пригласит!
На встрече нашей необычной,
Пусть даже в чем-то непривычной,
Вы снова встретитесь с друзьями
С какими?
Догадайтесь сами!
- Вначале нашего путешествия давайте посчитаем, сколько лет исполнилось бы А.С.Пушкину в этом году (на экране портрет А.С.Пушкина)
(-А.С.Цушкин родился,1799 году, значит 6 июня 2014 года ему исполнилось бы 215 лет или 2 века 15 лет.)
А сейчас проверим вашу сообразительность и внимание:
- Какой величины родился ребенок у царицы в «Сказке о царе Салтане ..»? («Наступает срок родин,
Сына бог им дал в аршин».)
- Ребята, кто поинтересовался, что такое аршин?
- Аршин - старая мера длины, равная 0,71 м, если быть точным,
то 71 см 12 мм
- Какие еще старые меры длины вам известны?
(Дюйм большой палец, сажень- 213 см, ярд-0,91 см, фут-нога, локоть) Какие современные единицы длины вам известны? Назовите, начиная с самой наименьшей. ( мм, см, дм, м, км)
<.. .> В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...
(на экране высвечивается - бочка плывет по небу)
- Как рос ребенок у царицы? (Не по дням, а по часам.)
- Да, действительно:
<.. .> И растет ребенок там
Не по дням, а по часам. <.. >
- За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через сутки, если родился он ростом 71 см?
Решение:
1) 40: 5= 8(см/ч)
2)24 х 8 + 71 = 262 (см) или 2м 63 см
- Как же назвал царевича А.С. Пушкин за столь необычные качества? (на экране князь Гвидон) (Славным и могучим богатырем.)
- Ну, что же, продолжаем наше путешествие.
<.. .> Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
- Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль?
(«Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».)
- А вот вам и задание: (на экране высвечивается кораблик и задача)
Судно затратило на весь путь от острова князя Гвидона до царства Салтана
7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь времени затрачено на 3 ч больше. С какой скоростью двигалось судно на обратном пути? Решение: (высвечивается на экране)
1)7х 20 =140 (км) - путь туда
2) 7+ 3 = 10 (ч) время обратно
3) 140 : 10 = 14 (км/ч)
Ответ: 14 км/ч скорость судна на обратном пути.
Взаимопроверка.
Почему существует разница в скорости пути туда и обратно? (Это зависит
куда плыли - по течению или против течения.)
III. Физкультминутка:
Проводят дежурные:
Поработали мы дружно
Отдохнуть теперь нам нужно.
1,2- выше голова
3,4 ~ руки шире
5,6 тихо сесть.
-4-IV. Работа по теме урока
- А какие же сказки обходятся без чудес! Какие три чуда были в царстве князя Гвидона?
Послушайте отрывок из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и определите какое это чудо. (Первое чудо - это белочка.)
- А как об этом говорится в сказке? Подтвердите это цитатой.
<...> Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной,
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть. <...>
- Давайте поможем дьяку посчитать доход:
(На экране высвечивается белочка и текст задания)
За два часа белка разгрызла 120 орехов. Сколько орехов она разгрызет з;
неделю?
Решение:
1) 120 : 2 = 60 (ор.) - за 1 час
2) 24 х 7 = 168 (ч) часов за неделю
3) 60 х 168 = 10.080 (ор.) разгрызет за неделю
Или 120 : 2 х (24 х 7) = 10.080 (ор.)
Слушаем дальше.
- Какое еще чудо было в царстве князя Гвидона? (33 богатыря.) Подтвердите это строчками из сказки:
<...> Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит <...>(на экране 33 богатыря)
- Что значит «попарно»? Сколько пар богатырей выходило на берег, посчитайте? Кто остался один, без пары?
- Значит парами. 33:2= 16 (ост. 1)
16 пар и 1- без пары - Дядька Черномор
- О каком чуде мы еще не упомянули? Об этом вы узнаете, расставив даннь произведения в порядке убывания и при этом, не высчитывая результата: 312x147 (Л) 52х7(Ь) 52 х 63 (Б)
25х43(Д) 25х63(Е) 52х147(Е)
(Лебедь.)
312 х 147=45.864
52 х 147=7.644
52x63-3.276
25x63 = 1.575
25x43 = 1.075
52x7 = 364
- А теперь письменно выполним вычисления и проверим правильность вашего ответа (звучит мелодия из оперы, а на экране Царевна - Лебедь) Найдите ее описание в этой сказке:
<...> Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. <>
Обратить внимание на выставку поделок, которые ребята выполнили на уроке труда - лепили одно из чудес - лебедя.
- Как и в каждой сказке, здесь есть свои положительные и отрицательные герои. Какое коварство замыслили ткачиха с Бабарихой?
(Подменили грамоту, т. е. послание царицы к царю, а затем письмо царя царице.)
Прочитайте строки, подтверждающие эту мысль. <...> Сами шлют гонца другого, Вот с чем от слова до слова. <...>
- Все слова в этой грамоте коварные бабы зашифровали с помощью выражения:
1009-6030:5 =
Решите данное выражение.
-Ребята, а в чем коварность данных выражений?
(выражение с нулями, в частном можно сделать ошибки, пропустить нули)
- Как и во всех сказках, А.С. Пушкин использует традиционные сказочные приемы. Как вы думаете, о чем идет речь?
<...> Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком <...>
<.. > И в третий раз закинул он невод <...>
<.. .> Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать <...>
(Это волшебное число 3.)
- Да, в сказках очень часто используется число 3. Это и три желания, и три чуда, и три брата и 3 девицы и т. д. А сейчас мы откроем секрет этого магического числа:
Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верю, к финишу придешь.
Задание: (высвечивается на экране)
3 3 3 3 = 90
3 3 3 3 = 36
3 3 3 3 = 3
Работа в группах.
Проверка: (ответ на экране)
(33 - 3) х 3 = 90
(3+3) х (3+3) =36
(3-3) х 3+3=3
V. Итог урока
- Сегодня мы совершили путешествие не совсем обычное, для нашей жизни непривычное.
Продолжите предложение: Самым интересным для меня сегодня было...
Читает ученик:
Нам без сказок
Скучно будет жить,
Ведь от сказок наша встреча так искрится...
Расскажи ее своим друзьям
И умчишься в Лукоморье, словно птица...
И тогда к тебе придет
Самый умный в мире кот,
И русалка спляшет с лешим в хороводе...
Вот уж больше 200 лет
Знает сказки белый свет,
И, конечно, любят Пушкина в народе
Урок закончен. Спасибо за работу!
15