план-конспект волк и ягненок

                                 
                      Урок литературы в 5 классе
И.А. Крылов « Волк и ягнёнок».
Цели:
- познакомить учеников с творчеством  великого русского баснописца  И.А. Крылова на  примере басни «Волк и ягнёнок»;
-развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;
-воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, учебник.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая
                                 Ход урока.
1.Оганизационный момент
2. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с басней замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.
- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.
Ученики перечисляют известные басни И.А. Крылова (« Стрекоза и муравей», «Лебедь , Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.
Оформление тетрадей
Ученик: И.А. Крылов родился в 1768 году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века. Первые опыты его- драматургические( комическая опера» Кофейница»( 1782). Трагедии « Клеопатра», « Филомена», комедия и «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.( 1786- 1788).
  С 1789 по 1793 год И.А. Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты из-за цензуры. Басней Крылов начал заниматься с 1801 года. Его первые произведения в этом жанре-« Дуб и трость» и «разборчивая невеста»( переводы из Лафонтена)- были опубликованы в 1805 году. Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то , что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота между  требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.
Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе  была отражена война русского народа с Наполеоном. Главное же новшество басен Крылова- успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.
Учитель:
-Сегодня мы будем работать в группах (с зелёными карточками в 1-ю группу, с синими –во 2-ю, с жёлтыми – в 3-ю, с красными – в 4-ю) (у каждого участника группы индивидуальное задание)
- На выполнение заданий каждой группе по 10 минут
1- я группа исследователи
Задание:
1. Изучить статью учебника (стр 80-81 и дополнительный раздаточный материал и подготовить рассказ о басне.
Басня – очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев – Эзоп – жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Басни Эзопа не были стихотворными.
В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил поэт Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.
А в 19 веке в России жил поэт Иван Андреевич Крылов. Попалась ему как - то раз в руки книга с баснями Лафонтена, перевёл Крылов на русский язык несколько басен Лафонтена и понял, что басня – это его жанр литературы. Так Крылов стал самым известным, вслед за Эзопом и Лафонтеном, баснописцем мира.
Слайд 3 – Эзоп – горбатый мудрец. мраморная статуя, 6 век до н. э.
Эзоп - знаменитый древнегреческий баснописец. Жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. О жизни его мало что достоверно известно. Безобразной наружности раб, происходивший из Фригии, он жил на острове Самос. Был отпущен на волю; возможно, жил при дворе последнего лидийского царя Креза, был сброшен со скалы в Дельфах.
Басни Эзопа много варьировались при пересказах и переписывании, вероятно, дополнялись рассказами других авторов. Собирать басни Эзопа начал Деметрий Фалерский около 300 года до нашей эры.
Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык».
По преданию, погиб Эзоп в Дельфах.
Дельфийцы кормились от жертв, приносимых в храм Аполлона всеми эллинами, боялись, что Эзоп разнесёт об этом молву по всему свету. Они подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма и обвинили Эзопа в краже. Приговорили Эзопа к смерти и сбросили со скалы. За убийство Эзопа Дельфы постигла чума,
·а потом ещё много других бед. Долго пришлось расплачиваться дельфийцам за смерть баснописца.
Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одним из самых популярных произведений в античном мире.
басня Эзопа «Волк и Ягнёнок»
Случилось так, что пришел к водопою волк, который увидел там ягненка. Ягненок с виду был очень аппетитный, и волк тут же решил им позавтракать. Правда, чтобы сделатъ это, волк попытался вначале найти подходящий предлог. Прошел волк выше по течению реки и начал кричать на ягненка:
Да какое же ты имеешь право мутить мою воду?
Ягненок был изумлен:
Разве я могу мутить воду, если лишь слегка касаюсь ее губами, да к тому же вы стоите выше по течению?
Этот ответ заставил волка призадуматься. Требовалось быстро отыскать какое - нибудь другое объяснение своего желания. И вот что придумал волк:
Постой, нахал! Но ведь это именно ты оскорбил моего отца?
И тут изумился ягненок:
Простите, и этого я не мог сделать, так как меня еще и на свете - то не было.
Как не силился волк придумать еще какой - нибудь подходящий предлог, ничего не придумал, а потому попросту сказал:
Да, хоть и умелец ты в оправданиях, но я все - таки хочу есть и непременно съем тебя!
Взял и съел ягненка.
И какую же мораль можем мы вынести из этой басни? А вот какую: если уж кто - то решил заранее совершить какое - нибудь грязное, злое дело, никакие убеждения не смогут его остановить.
Какова мораль этой басни Эзопа? Прочитайте строки, в которых нашла отражение мораль басни.

1.Подготовить 5 тестовых вопросов по теме
2-я группа историки
Задание:
1.Прочитать басню «Волк и ягнёнок» (стр. 81-82) и дополнительный раздаточный материал (историческая справка про Кутузова и Наполеона)
Историческая басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Ситуация, описанная в басне, воспроизводит события Отечественной войны 1812 года. Наполеон достаточно легко завоевал многие европейские государства так же, как Волк легко справляется с беспомощными овцами. Следующей в захватнических планах французов была Россия. Но на борьбу с войсками Наполеона поднялся весь российский народ: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года? Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне это Кутузов.
4. Словарная работа.
закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;
тьма – много;
надобно – надо;
рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;
на добычу – на добычу;
светлейший – в царской России почётное обращение к князю;
донесть – донести, доложить, сказать, заявить;
в запрошлом лете – два года тому назад;
разведаться – рассчитаться, отомстить;
досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;
гневаться – сердиться, возмущаться;
дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

1.Подготовить 5 тестовых вопросов по теме
3-я группа теоретики
Задание:
1.Прочитать басню «Волк и ягнёнок» (стр. 81-82) и дополнительный раздаточный теоретический материал (литературные термины) стр. 376 –словарь терминов) по плану: сюжет, композиция, мораль, аллегория, сравнение со сказками о животных (в виде таблицы)
4. Словарная работа.
закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;
тьма – много;
надобно – надо;
рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;
на добычу – на добычу;
светлейший – в царской России почётное обращение к князю;
донесть – донести, доложить, сказать, заявить;
в запрошлом лете – два года тому назад;
разведаться – рассчитаться, отомстить;
досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;
гневаться – сердиться, возмущаться;
дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

1.Подготовить 5 тестовых вопросов по теме
4-я группа творческая
Задание
1.Прочитать басню «Волк и ягнёнок»
2.Подготовить чтение по ролям
3.Подготовить инсценировку
4.Создать иллюстрацию

Учитель: Время выполнения заданий закончилось, теперь каждая группа выступает, все внимательно друг друга слушают, фиксируют ключевые термины урока в тетрадь (слайды).

уђ Заголовок 1уђ Заголовок 215