Проект «Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС ООО»


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проект «Современный урок физики
в аспекте реализации задач ФГОС ООО»
Чуракова Лидия Григорьевна
учитель физики высшей категории
МБОУ «Школа № 101 им. П. А. Полушкина»
Советского района г.Казани
Казань - 2016
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К. Д. Ушинский
Постановка проблемы
Важным и надежным способом получения систематического образования является обучение, а урок – это способом организации образовательной деятельности обучающихся в школе и существует уже четвертое столетие. Из поколения в поколение на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии. Новый термин «инновационное обучение» — в 1979 году в докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению» (Botkin J., Elmandra M., Malitza M., 1979). «Инновационное обучение» означает инновационные изменения в культуре и социальной среде, это реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций. Обучение – это процесс общения, усвоения общественно-исторического опыта, овладения и воспроизведения, той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Учителю, разрабатывая модели обучения необходимо учитывать отличия традиционного учебного процесса и инновационного конца XX от развивающего начала XXI века, так как «….современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».
Цель проекта
Формирование направленности современного урока на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения физики посредством реализации парадигмы деятельностного развития качественно новых задач ФГОС ООО.
Задачи проекта:
1. Провести сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения физике.
2. Выявить модели обучения по ФГОС ООО отражающих деятельностную направленность по целеполаганию на уроках физики.
3. Рассмотреть типы уроков деятельностной направленности согласно требования к современному уроку физики по ФГОС ООО.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
Использование в педагогической практике уроков по ФГОС ООО, отражающих деятельностную направленность по целеполаганию.
Применение «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся» на уроках физики будет способствовать:
Формированию системных знаний у школьников при изучении физики посредством фиксация нового материала, изученного на уроке, организации рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности учениками.
Модифицированию методов обучения, формированию практических навыков работы с текстом, анализа информации, самообучения; усилению роли самостоятельной работы учащихся.
Росту познавательной активности, удовлетворению интеллектуальных потребностей личности, построению дальнейших целей деятельности.
Повышению качества обучения физике.
Глава1. Сравнение инновационного и традиционного
подходов к построению процесса обучения физике.
Чтобы стимулировать самостоятельную познавательную деятельность ученика на уроках физики современному учителю необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса. Нужно систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, компетентно определять и применять их роль в процессе развития личности обучающегося на уроках физики. Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Приблизительно до конца 20 столетия инновации в образовании были направлены на достижение гарантированных результатов в границах его традиционной репродуктивной ориентации. В основе лежал технологический подход, направленный на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентированный на высокоэффективное репродуктивное обучение.
Чем же такое урок? — это форма организации обучения   группы учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения. Какой урок называется "традиционным"? Сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским классно-урочную организацию обучения, называем традиционным: научность (ложных знаний быть не может); природосообразность (обучение определяется развитием ученика); последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному); прочность (повторение - мать учения); сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Приведем отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
учащиеся одного возраста и уровня подготовки составляют класс на весь период школьного обучения;
класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию, т.е. начинать и заканчивать в одно и тоже время;
основной единицей занятий является урок;
урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
учебники применяются в основном для домашней работы.
Традиционное обучение по своей основе является педагогикой принуждения, обучение слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Традиционное обучение, как любая технология обучения, имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам можно отнести:
систематический характер обучения;
упорядоченную, логически правильную подачу материала;
организационную четкость;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
На конец 20 столетия в новых учебниках физики в курс традиционной программы введены задания более сложного, познавательного уровня, творческие задания, задачи на развитие логического мышления. Необходимость педагогики к переходу на личностно-ориентированное обучение было вызвано желанием общества, которое предъявило к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии, достижения личности провозглашается главной целью обучения и воспитания. Приведем сравнительную характеристику деятельности учителя при проведении традиционного и инновационного(личностно-ориентированного урока) таблица 1:
Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.
Личностно-ориентированные модели обучения преимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности, ее индивидуальности, самобытности. Происходит развитие не “коллективного субъекта”, а как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений. Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы, но помогая, поощряя, побуждая происходит натаскивание ученика, не развивая его регулятивных и коммуникативных УДД.
На начало 21 столетия происходит преобразование традиционного учебного процесса. Приобретает роль направление на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Изменение направления обусловлено формированием у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применением в новых условиях, формированием опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Такой инновационный тип обучения помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. На прилавках магазинов появляется большое количество новых учебников, учебных пособий и программ, взамен старым формам и методам обучения предлагаются целостные образовательные технологии и технологии обучения. Начавшиеся школьные перегрузки привели к снижению мотивации обучения и уменьшению количества здоровых школьников. Выбор методологии и механизма реализации отобранного содержания в учебном процессе в условиях гуманизации образования стал проблемным. Со cлов ректора МГТУ ГА Бориса Елисеева: "Мы должны не догонять прошлое, а создавать будущее. Для осуществления качественного скачка в образовательном процессе необходимо менять подходы к обучению", образование приступило к инновациям. Для учителя инновационный подход заключается не просто в обеспечение учебно-воспитательного процесса, а в комплексном психологическом сопровождении ребенка на всем протяжении обучения с ориентацией на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.
Приведем сравнительную характеристику традиционного и инновационного подхода (таблица 2)
№ Особенности Традиционный подход Инновационный подход
1 Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности
2 Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития»
3 Преобладающий тип и характеристика взаимоотношений Субъект- Объект Субъект- Субъект
4 Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди»
5 Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность6 Формы организации Фронтальная, индивидуальная Групповая, коллективная
7 Формы обучения Иллюстративно-объяснительные
информационные Проблемные:
проблемного изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский
8 Ведущий принцип «продавливания» «выращивания»
9 Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
10 «формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
11 Способ усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
12 Функция учителя Носитель информации, хранитель норм и
традиций,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, Консультант,
Управляющий поисковой
работой учащихся, консультант
13 Позиция ученика Пассивность,
отсутствие интереса,
отсутствие мотива к
личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию,
наличие интереса к деятельности
Традиционное обучение - процесс пассивного созерцания и воспроизведения, учащиеся пересказывают параграфы школьного учебника физики, отвечают на вопросы по тому же тексту параграфа. По разработанному учителем алгоритму фронтально решают задачи и проводят эксперименты. Стандартные выработанные подходы «продавливания» формируют пассивного созерцателя с низкой гражданской позицией. Совершенно ясно, что в современной школе необходимо внедрение инновационных моделей образования, а преподавание физики особенно остро нуждается в инновационных моделях обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных», как они считают предметов, к этим предметам они относят и физику, как предмет по выбору. На уроках физики инновационные модели образования стимулируют познавательно-активную деятельность обучающихся. Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три узловых компонента: креативность, овладение информационными технологиями и коммуникативными навыками.
Глава 2. Модели обучения по ФГОС ООО отражающих деятельностную направленность по целеполаганию на уроках физики
По Далю понятие «подхода» обусловливает исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса. В современной науке представлено множество подходов. Их можно расклассифицировать по разным основаниям, например, по научным дисциплинам, по объекту приложения: деятельностный, культурологический, личностный и т.д.; по организации рассмотрения (анализа): системный, комплексный, структурный и т.д. (Зимняя И.А.)
Разные подходы не исключают друг друга, а выполняют разные планы рассмотрения.
Подход Цель подхода Роль учителя в данном подходе Роль ученика в данном подходе Традиционное обучение Современный подход обучения
Компетентностный подход Подход предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. предоставление обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. «выращивание»личностного потенциала учащихся. рассматривается как фактор повышения качества образования
Деятельностный подход решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. Перевод обучающегося на режим самообразования Учитель в такой модели обучения обеспечивает ученикам достаточно высокую степень деятельностной самостоятельности 1)Ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. 2)обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество. учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки.
Личностный подход 1)когнитивное развитие личности 2)оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Выявление и учитывание психофизиологических особенностей ученика, его интересы, жизненные цели, личные потребности и тд. Возможность изучить учебный материал на различных уровнях(но не ниже базового) в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений Таблица 2 Таблица 2
Коммуникативный подход Практически на каждом уроке у учителей имеется возможность для формирования классических коммуникационных навыков, к которым относятся публичные выступления, межличностное общение и совместная работа в группах. 1)содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса 2)обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. Ученик может развивать свои коммуникационные способности.   учитель-словесник при подготовке урока продумывает соотношение различных видов деятельности учащихся, способствующих формированию и развитию основных компетенций, в том числе коммуникативной.
Социокультурный подход Необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основу для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры. Знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство. процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении. Узкопредметная направленность. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.
Сравнивая пять современных подходов к организации школьного процесса обучения невольно начинаешь анализировать: при компетентностном подходе теоретическому обучению уделяется не достаточного внимания, скорее овладение им в комплексе и описании возможностей, которые они могут приобрести в результате образовательной деятельности. Содержание деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание; самостоятельная продуктивная деятельность; рефлексия. Целеполагание пожалуй самый сложный этап урока. Это происходит не сразу. В обучающихся требуется выработать умение работать по по алгоритму: смотри, слушай, принимай решение. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемных нестандартных ситуаций. Ученик, столкивается с проблемой, осознает недостаток информации, знаний о способах действий и формулирует для себя конкретные цели преодоления затруднения. Это содержательная цель(что нужно узнать?) и деятельностная (что нужно сделать?) Обычно нетрадиционный подход к решению проблемной ситуации позволяет найти решение любой проблемы. Прочность приобретаемых учащимися знаний, например в области решения физических задач, подвергаются изменениям каждый год, поэтому лучше обучать не списывая готовые задачи с доски, а искать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. На этапе самостоятельной продуктивной деятельности советую использовать учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой. Обычно задания дифференцированы. Этап рефлексии отрабатывается во время промежуточного контроля, анализе усвоения и коррекции, выступая в виде обратной связи. Для отслеживания формирования предметных компетенций проводится на этапе возникновение и формирование и проблемы, идея разрешения проблемы, решение проблемы
Личностный подход: Личностное содержание образования обеспечивает познание себя, овладение способами саморегуляции, развитие рефлексивной способности, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию, но не развивает коммуникативных умений. Идеально подходит при организации дистанционном обучении, консультациях, создании проекта, учебных и научных исследованиях, индивидуальных учебных планах.
Коммуникативный подход: умения передавать  мысли  и  обмениваться  ими  в  различных  ситуациях  в  процессе  взаимодействия  на уроке с  другими  участниками  общения. В  процессе  изучения физики обучающийся  приобретает  не  только  знания  о  системе  физических терминов   и  о  жизни  великих ученых-физиков, о открытых ими явлениях и законах, но и о странах в которых они проживали. Формирование  умений  общения  может  осуществляться  только  в  процессе  общения.
Социокультурный подход: развивает социокультурное пространство и ориентацию в учебно-воспитательном процессе с гибкими межпреметными связями, что крайне важно для формирования целостного физического мировоззрения.
Деятельностный подход
Каждый учебный год обучение начинается с уроков повторения, безусловно, повторение предусмотрено, но оно должно органично включаться в изучение нового материала, когда выявляются все новые и новые связи между изучаемыми понятиями, явлениями, процессами физики. Невольно вспоминаются слова известного математика и методиста А.Я. Хинчина, который заметил: «…Вместо бесконечных повторений нельзя ли учить так, чтобы материал не забывался?» Известно, что спустя две недели, можно проверять как мы говорим «остаточные знания» по степени включения в процесс обучения: если просто читали - 10%, прослушивание выступлений 20%, просмотр иллюстраций 30%, пассивное наблюдение за демонстрационным процессом (видим и слышим) 50%, проведение бесед, участие в дискуссиях 70% и только активная реальная работа, т.е. говорим и делаем дает 90%. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС) выделяет особенность современного образования - деятельностный характер обучения. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия обучающегося. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного и полного общего образования являются: познавательная деятельность; информационно-коммуникативная деятельность; рефлексивная деятельность.  Однозначно, инновационным современным подходом к обучению физики рекомендуется поисковый подход, который реформирует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как принятие учащимися освоения нового опыта. Целью обучения становится развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; цель деятельности педагога и учащихся - порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Модель обучения представляется как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует и выстраивает учитель. Модель обучения состоит из надстройки – это методы и формы обучения, отраженные в тематическом плане и базы – педагогической техники, т.е. средств и приемов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы.

Модели обучения характеризуют:
характер и последовательность этапов обучения во времени,
характер взаимодействия учителя и учащихся (соотношение и характер ролей учителя и учащихся, типичные способы реагирования учителя на действия учащихся),
характеристика ожидаемых результатов обучения (педагогическая направленность модели).
Поисковый подход в обучении реализуется в разработке таких процессуально-ориентированных моделей, которые направлены на освоение учащимися самостоятельно конструируемого нового опыта:
модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности();
модели обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности;
модели обучения как организации коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии.
В этих моделях учащийся ставится в инициативную (субъектную) позицию в ходе учебного процесса, учитель занимает позицию партнера-помощника в расширении и освоении учащимися непосредственно переживаемого опыта. Суть деятельностного подхода на современном уроке физики раскрывают слова К.Д. Ушинского «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». На данный момент в школе происходит изменение способов организации образовательной деятельности обучающихся в процессе современного урока. Создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. Согласно с системно-деятельностному подходу целеполагание при обучении должно быть осознано учениками, быть личностно значимым видом деятельности.
Глава 3. Типология уроков деятельностной направленности согласно требования к современному уроку физики по ФГОС ООО
Современный урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы, где каждый из которых имеет свои цели.
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Тип урока Деятельностная цель Образовательная цель
открытия нового знания формирование способности учащихся к новому способу действия. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
урок рефлексии формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
уроки общеметодологической направленности формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
уроки развивающего контроля формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Сравнительная таблица этапов уроков конструирования урока деятельностной направленности спгласно требования к современному уроку физики по ФГОС ООО
Урок открытия нового знания Урок рефлексии
Урок развивающего контроля
1) Мотивация к учебной деятельности. 1) Мотивация к учебной деятельности. 1)Мотивация к контрольно-коррекционная деятельности
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие. 2) Актуализация знаний и пробное учебное действие 2) Актуализация знаний и
самоконтроль с фиксацией
затруднения в индивидуальной
деятельности
3) Выявление места и причины затруднения. 3) Выявление места и причины затруднения. 3) Локализация затруднений
4) Построение проекта выхода из затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 4) Коррекция выявленных затруднений
5) Реализация построенного проекта. 5) Реализация построенного проекта. 5) Обобщение затруднений
во внешней речи
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 6) Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи. 6) Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7) Повторение и решение заданий творческого уровня
8) Включение в систему знаний и повторение. 8) Включение в систему знаний и повторение. 8) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке 9) Рефлексия деятельности на уроке Учитель планирует цели своей деятельности, но не сообщает ученикам, как это принято в традиционной методике. У учителя и ученика разные цели. В конце урока, на этапе рефлексии, нужно вернуться к сформулированным целям и ответить на вопрос об их достижении. Может так случиться, что цели ученики ставили разные. Это нормальная ситуация. В этом случае и результаты могут быть разными (учитывая разный уровень владения материалом). Учителю в этом случае нужно предвидеть такие ситуации.Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у учащихся целостное видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой.
Цели урока должны быть представлены двумя видами: цели деятельности учителя и цели деятельности учащихся. Знания, без личностного смысла, обучающимися не усваиваются, они знакомятся лишь с информацией. Предметные цели должны быть связаны с организацией деятельности учащихся. Предметные цели определяют то, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Усвоить или понять, запомнить и применить означает дословно «присвоить» знания, сделать своими. При изучении физики предметные цели формулируем следующим образом:
помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению: фактов, понятий, правил, законов, явлений, положений, способов действий (специальные (предметные) умения: исследовательских, практических, информационных, и т.д.);
обеспечить закрепление, обеспечить применение учащимися знаний и способов действий; организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках изучаемых тем;
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
Личностный результат обучения физике - это убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, проявление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этапем понимания ученик начинает рассматривать (причины открытия, происхождение изучаемого явления) постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира. При обучении физики, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление об ощущении результатов. В конечном итоге говорят об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.
Рассмотрим реализацию деятельностного подхода на уроках физики и технологические приемы для достижения результатов:
Основные виды деятельности обучающегося Результаты деятельности обучающегося Технологические приемы, применяемые для достижения результатов
Познавательная деятельность восприятие окружающего мира и различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
развитость умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, приводить доказательства законов, теорий;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Изучение материала на основе фронтального эксперимента.
Выполнение фронтальных лабораторных работ.
Решение экспериментальных задач исследовательского характера.
Изготовление самодельных приборов.
Проведение домашних опытов, наблюдений, лабораторных работ.
Решение расчетных и качественных задач.
Проведение логического практикума.
Составление учащимися задач, кроссвордов.
Подготовка, демонстрация и объяснение учащимися опытов.
Выполнение учащимися проектных исследовательских работ.
Информационно-коммуникативная деятельность владение монологической и диалогической речью;
способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Работа с текстом учебника:
нахождение в тексте ответа  на поставленный вопрос;
составление плана параграфа;
составление конспекта параграфа;
выделение главного в тексте;
соотношение рисунков, графиков, схем с текстом;
работа с оглавлением и предметным указателем учебника.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий:
выполнение виртуальных экспериментов и лабораторных работ;
работа с мультимедийными ресурсами;
 обработка, передача и  систематизация информации, создания баз данных;
 создание презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Работа в парах, группах:
взаимопроверка выполнения задания;
распределение обязанностей в группе;
защита выполненной группой работы;
Проведение научно-практических конференций, конференций-диспутов.
Рефлексивная деятельность  владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  иметь навык организации учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Контроль и оценка  деятельности:
заполнение рабочей карты урока;
анализ ответов учащихся;
самооценка выполнения домашнего задания;
самоанализ усвоения решения задач.
Организация учебной деятельности:
выбор учащимся уровня обучения предмета (базовый, профильный);
выбор учащимся  элективного курса;
самостоятельный выбор учеником типа решаемой задачи (качественная, расчетная, экспериментальная);
самостоятельный выбор учеником уровня сложности контрольной работы.
Освоению технологических приемов, приведенных в таблице, помогают разработанные дидактические материалы: рабочая карта урока, показатели самооценки домашнего задания, показатели самооценки усвоения решения задачи, план анализа ответа ученика, различные памятки для учеников. Необходимо помнить, что результативность урока(а это самое главное) не зависит от типологии урока. Цели урока предполагают направленность передачи функции от учителя к ученику.
Учитель должен:
обучать учащихся осуществлять рефлексивное действие
находить причины затруднений, обнаруживать незнание
обучать разнообразным методам, формам, и приёмам работы на уроке, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе
учить работать по правилу, сочетать творчески репродуктивную и проблемную формы обучения
добиваться осмысления учебного материала всеми обучающимися
поощрять ученика, поддерживать минимальные достижения, оценивать видимые успехи каждого
принимать и поощрять собственную позицию ученика, его личное мнение, обучать корректным формам их выражения
создавать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта через личностное взаимодействие «учитель-ученик», через отношения и совместную деятельность.
Регулятивные универсальные учебные действия по физике можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Сформулируем основные цели и пути их достижения
формирования и развития УУД для урока каждого типа
Тип урока Формируемые УУД
метапредметные результаты личностные результаты
Урок открытия нового знания Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные
Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Самоопределение
СмыслообразованиеНравственно-этическое оценивание
Урок общеметодологической направленности Познавательные: знаково-символические, логические действия
Регулятивные
Коммуникативные СмыслообразованиеНравственно-этическое оценивание
Урок развивающего контроля Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.
Коммуникативные Самоопределение
СмыслообразованиеНравственно-этическое оценивание
Урок рефлексии Регулятивные: контроль, оценка.
Начальные формы познавательной рефлексии. Самоопределение
Начальные формы личностной рефлексии.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Требования к результатам обучения являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Универсальные учебные действия сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, являются неотъемлемой частью ядра нового ФГОС ООО. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Если обучающийся не прошел промежуточную аттестацию по предмету, то он будет переведен для обучения в следующий класс. Если выпускник самостоятельно овладеет базовыми знаниями и научится распознавать физические явления, понимать смысл основных законов, раскрывающих связь изученных явлений, овладеет типовыми способами расчета неизвестных физических величин в соответствии с поставленной задачей, то он сможет применять их в других жизненных ситуациях.
Организация уроков физики с системно-деятельностной направленностью является, прежде всего, переосмысление самой методики их конструирования (создание технологической карты урока). Такие уроки вовлекают школьников в активную познавательную деятельность; приобретаемые знания несут определенный личностный смысл, формируется субъектный опыт; наряду с усвоением фактического материала через различные виды деятельности совершенствуются личностные качества и происходит развитие способностей детей, что само по себе достаточно сложная задача. Современный урок - это организованное духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого являются научные знания, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение. Учащиеся, достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Учитель, его отношение к предмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого учащегося – есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Методы диагностики
Формы:
Тестирование, физический диктант, контрольная и лабораторная работа.
Виды контроля: на первых этапах формирования умений и навыков - текущий контроль,
для проверки усвоения программного материала по наиболее значимым темам - тематический контроль,
для проверки достигнутых учащимися знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение физике - итоговый контроль.
Результаты предметных олимпиад, конференций, ОГЭ и ЕГЭ по физике.
В заключении
Во время занятий учащихся 8к класса(из 26 учащихся 10 ударников ) в конце учебного года 2015-2016гг. наблюдалась положительная динамика в проявлении личностных качеств, например, таких, как коммуникативность, способность работать в коллективе, толерантность, доброта, взаимовыручка, взаимопомощь, самоопределении школьников, умении применять полученные знания на практике; наблюдается развитие интереса детей к углубленному изучению предметов, интерес к научно-исследовательской деятельности.
Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения учебных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, “компетентность — это обладание мобильными знаниями и навыками”. Когнитивновизуальный подход к обучению и сравнительный анализ формирования естественно-математического образования по М. А. Чошанову на конец учебного года показал относительный рост компетентности: мобильности знаний и критичности мышления на 20%

Наиболее эффективными средствами и методами достижения воспитательных результатов является поощрение и стимулирующее оценивание учебно-познавательной деятельности, создание ситуаций успеха, выполнение творческих заданий, презентаций, разработки и реализации проектов, участия в конференциях, конкурсах, семинарах, фестивалях, дистанционных играх, олимпиадах.
Приятный результат: участие во Всероссийской интеллектуальной викторине Оlimpiadaonline, Открытой Российской интернет-олимпиаде по физике "МетаШкола", Международной онлайн-олимпиаде по физике"Фоксфорда" , "Олимпус" 2015-2016 года принесло дипломы I, II и III степени.
Список литературы
1. Болотова В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.
2. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики: журн. Физика в школе / Изд. Первое сентября, № 14, с. 23-25, 2011.
3. Пигалицын Л.В. Всероссийский съезд учителей физики в МГУ-2011: журн.
4. Физика в школе /Изд. Первое сентября, № 16, с. 49-52 , 2011.
5. Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. – М. : Просвещение, с. 6-8, 37– 2011 6. А. Хуторской. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003
7. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей.М., 1997 г.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
9. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
11. Елькина Г.В. Требования ФГОС и современный урок физики. Томск,
12. Кочергина Л.Ю. URL: http://www. ruliene.bsu.ru› wp-content… Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения