Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе»

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе»


Сёмина В.В., учитель начальных классов
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области

Современный этап развития образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться.
Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Предмет математики в начальной школе является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность обучения математики.  В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выигрываем.
Применение компьютера в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников:
оно обеспечивает индивидуализацию обучения "в массовом порядке";
помогает создать проблемную ситуацию;
дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности;
используя цвет, мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала;
способствует активизации учащихся.
Другие сильные стороны компьютера:
новизна работы с ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения;
с его помощью реализуется личностная манера общения;
расширяются наборы применяемых учебных задач с использованием моделирования.  Таким образом, компьютер позволяет создать условия для повышения качества процесса обучения.
Органическое, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроке - одно из основных требований современного урока.
Выделяют два типа компьютерного обучения: 1) непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером (обучение без учителя),  2) взаимодействие учащихся с компьютером через педагога, - обычно тогда, когда нельзя снабдить компьютером каждого ученика.  В обоих, случаях необходимо учитывать, какие именно функции учителя и учащегося при этом автоматизируются и передаются компьютеру. Использование  компьютерных технологий  позволяет учителю  в определённой степени добиться следующих целей:  представить на уроках математики максимальную  наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др.); 
повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации); 
использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока; 
вовлечение учащихся в сознательную деятельность; 
использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу. 
Эффективно можно использовать компьютер на уроках при: - мотивации введения понятия;
обучении (подаче материала);
демонстрации;
моделировании;
отработке определенных навыков и умений;
контроле знаний;
организации исследовательской деятельности учащихся;
интегрировании предметов естественно-математического цикла. 
Можно выделить различные типы обучающих компьютерных программ: 
Программы, ориентированные на усвоение нового материала в режиме программированного обучения; 
Программы, реализующие проблемное обучение, учитывающие не только результат, но и стратегию изучения материала; 
Программы, предназначенные для закрепления умений и навыков (тренажеры); 
Демонстрационные и иллюстрационные программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации; 
Обучающие игровые программы, получившие широкое распространение из-за своей привлекательности; 
Контролирующие программы; 
Информационные.
Учителю компьютер может помогать непосредственно, как и всем остальным: он помогает провести вычислительный эксперимент с математической моделью, способствует визуализации абстракций и динамизации математических объектов, воспитанию базовых способностей и умений, систематизации математической теории, расширению математической практики, пробуждению первичного интереса.  Электронные средства, используемые на уроках математики. Все издаваемые программные средства можно разбить на три группы. 1. Издаваемые:
1. Тренажёры. Чаще всего они применяются для отработки определённого умения или навыка, значительно сокращают время, которое могло быть затрачено на переписывание примеров в тетрадь и проверку учителем традиционным способом. Такие программы, как правило, сообщают верно решено задание или нет.
2) Репетиторы Работа с ними занимает больше времени и требует более вдумчивого решения. За компьютеры учащиеся садятся, когда усвоена основа темы. Работают с черновиками, занося только верные ответы. Такая форма работы особенно важна для разбора сложных упражнений и позволяет каждому работать в своём темпе.
3) Электронные учебники - эффективное средство обучения, но использование их за основу при объяснении нового материала бывает не совсем удачно. Причина тому: темп изложения материала, несоответствие учебнику, изложение материала направлено на среднего ученика, и конечно, не учитывает особенности класса.

2. Собственные разработки 
Дидактические материалы в среде Word - наиболее простая программа, которой обязательно владеет основная масса пользователей. Возможно применение как в электронном варианте, так и в печатном.
В зависимости от плана урока его не всегда удаётся полностью всем учащимся сделать на уроке, поэтому некоторым учащимся можно дать работу на дом. Данную программу чаще используют для печати бумажного варианта дидактических материалов – карточек.
Презентации Power Point - наиболее трудоёмкая в подготовке программа, но она многофункциональна. Основная цель применения презентаций на уроках математики – сделать учебный процесс более «технологичным», т.е. таким, чтобы он обеспечивал учебным материалом все основные этапы урока, был удобен в работе и для учителя, и для детей.
Презентации на уроках позволяют сделать урок не только более оживлённым, привлекательным, но и увеличить долю учебной информации, расширить кругозор учащихся. Обучающие проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы.
Презентация по математике помогает развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся.
В презентацию удачно вписываются задания – выбор. К вопросу прилагается ряд ответов. Обучаемый должен выбрать один или несколько правильных ответов.
3. Интернет 

Интернет используется в основном для поиска дополнительной информации по теме и показа её на уроке.

Дистанционное обучение используется при:

организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
организации школьных систем виртуального общения для расширения возможностей общения учащихся и педагогов между собой с целью обмена информаций, совместной работы и обучения.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразности. Использование материалов сети Интернет вызывает интерес у учащихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.


Мультимедийные технологии могут быть использованы: 
1. Для объявления темы  Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения учителя  Использование для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы.
На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Показ такой презентации производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран.  3. Для повторения и обобщение изученного материала
Используя различные виды демонстрационных электронных средств можно организовать повторение и обобщение изученного материала.
Например, с помощью раздаточного материала, выполненного в приложении текстового редактора или содержательной презентации с формулами, с формулировками изученных понятий, схемами, таблицами, либо с помощью электронного учебника и т.д.

4. Как информационно-обучающее пособие  В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.  Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал.

И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.
Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.  Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.
Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте.  При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.
Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков.  5. Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа.
Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.  Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей.

Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии".
При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради.
6. Как результат проектной деятельности

Уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся, на них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.
Для учителя результат такой работы также немаловажен: ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких уроках происходит единение учителя и учеников.
Как правило, результатом проектной работы являются презентации, буклеты, творческие работы и т.д.
Учащиеся, работая над проектами, убеждаются сами в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний и информационно коммуникационных технологий не обойтись.

Итак, компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации  (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. 


15