ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Интеграция как направление в школьном деле ставит своей целью осуществить вековую мечту прогрессивных русских педагогов – дать ученику целостное представление о мире, научить его видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи, понимать логику живых процессов, связанных с существованием человеческого общества.
Новые черты современного образования как культурологического феномена исследователи видят в осмыслении проблем с точки зрения историко-культурного развития человечества, в выявлении закономерности жизни и личностного смысла, обогащении духовного мира личности, приобретении способности осознавать жизнь и определять свое отношение к миру в целях обретения человеком жизненных сил.
Школьные учителя ведут поиск путей, форм и механизмов создания эффективной системы, отвечающей потребностям современного российского общества. В связи с этим не ослабевает интерес к интегрированию. Различные уровни интеграции проявляются в разных формах учебного процесса. Это и спецкурсы, когда объединяются несколько предметов, это и блокирование разных разделов, например изобразительного искусства, истории и музыки, истории, музыки и литературы, МХК в единый курс или раздел, это и изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.
Работать по интегрированной программе нелегко, поскольку от учителя требуется широта эрудиции, высокая общая культура, глубина знания сразу по нескольким предметам.Существуют разные уровни интеграции. Каждый учитель, с обычной степенью подготовленности, сможет найти применение своим знаниям, при этом постепенно расти, переходя с одного уровня на другой. 
Технология интегрированного обучения предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов состоит из трех этапов: а) проведение интегрированного вводно-ознакомительного урока, на котором учащиеся знакомятся в общем виде с основным содержанием изучаемых разделов программ, входящих в интегрированный модуль; б) синхронное и параллельное дифференцированное изучение программных тем в целях углубления и расширения знаний обучающихся и развития интеллектуальных и творческих способностей (погружение в изучаемую культуру, детальная проработка учебного материала, организация межпредметных диалогов); в) проведение обобщающего интегрированного урока (ключевой урок), на котором систематизируются и обобщаются полученные ранее знания, подводятся итоги усвоения программных материалов, осуществляется коллективная рефлексия
Успешная реализация предложенной технологии возможна при соблюдении следующих условий: 1) составление расписания занятий на основе блочно-модульной группировки предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющей реализовать идею погружения в культуру; 2) согласование тематики уроков в процессе календарно-тематического и поурочного планирования; 3) использование знаний и проблемных задач межпредметного характера на уроках; 4) включение в процесс обучения дискуссионных форм обучения на основе рассмотрения вечных проблем бытия человека (поиск смысла жизни, истины, идеалов, способов самовыражения, нравственных ценностей и т.п.), которые являются сквозными (общими) для всех предметов; 5) применение в процессе обучения творческих заданий (ролевые игры, драматизация, создание художественных произведений, исполнительство и т.п.), позволяющих осуществить историческую реконструкцию изучаемых культур; 6) творческое осмысление и усвоении учеником художественных методов и средств выразительности изучаемой исторической культуры.
Разработка технологии проектирования интегрированного урока состоит из следующих этапов: 1) определение роли и места интегрированного урока в системе учебных занятий; 2) выявление функций, состава и структуры интегрируемых компонентов; 3) определение интегратора, на основе которого будет конструироваться содержание интегрированного урока; 4) разработка структуры урока; 5) определение системы методов, используемых на уроке; 6) определение критериев оценки усвоения учебного материала учащимися.
В предлагаемом примере - Урок по истории России, который был разработан как интегрированный, посвящается теме «Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами» и является вторым по счету.
 Интегратором выступает история России, роль вспомогательной дисциплины, способствующей углублению, расширению, уточнению материала, играет мировая художественная культура, сама по себе являющаяся интегративным предметом.

Подбор заданий предполагал применение учащимися знаний по теме «Древнерусское искусство» школьного курса «Мировая художественная культура».
Работа учащихся над выполнением заданий преследовала достижение целей и задач:
Цель урока: помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о событиях шведско – немецкой агрессии Х111в., показать роль идеологического противостояния православия, являвшегося и мировоззрением, и моралью, и образом жизни русских людей, и католичества, а также значение цивилизационного выбора князя Александра Невского.
Задачи урока:
обучающие – расширить и углубить знания учащихся об основах российской цивилизации: значении ценностных ориентиров, роли Православия, развитии России между различными цивилизационными потоками, показать присутствие в истории отечественной культуры преемственных проблем;
развивающие - способствовать развитию художественного мышления учащихся, учить понимать язык искусства; развивать умения работать в режиме диалога;
воспитательные – развивать эмоционально – оценочную сферу личности учащихся, воспитывать патриотические чувства через формирование устойчивого интереса к отечественной истории.
ПРОСМОТР СЛАЙДОВ (прилагаются)
На мой взгляд, урок обеспечивал, во – первых, применение теоретических знаний учащихся по проблемам «культура», «цивилизация», «ценности» на конкретном историческом материале по история Древней Руси, затем их проецирование на иной культурно – исторический материал - история России, во – вторых, проблемная постановка заданий активизировала познавательную деятельность учащихся.
Обсуждение заданий в группах, а затем в классе вызвала живой интерес старшеклассников и к отечественной истории, и друг к другу.
Наблюдения за учащимися в ходе работы на уроках и ее результаты показывают, что опора на социокультурный аспект жизни общества, с одной стороны, и жизненный опыт учащихся, с другой стороны, позволяют сделать исторические знания личностно значимыми.
О результативности интеграции можно судить по высокой степени заинтересованности учащихся в самостоятельной творческой работе, в решении исследовательской задачи.
Таким образом,
- интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные  знания, умения и навыки и применять их на практике.
Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале
-  расширяет кругозор учащегося и его эрудицию- позволяет предоставить каждому учащемуся широкие возможности выбора, учит его ориентироваться в мире идей, образов, развивает его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помогает ему выработать целостный взгляд на мир.  
- использование проблемно-поискового метода активизирует познавательную деятельность
- позволяет объяснить или закрепить материал с опорой на знания по другому предмету
- активизируется мыслительная деятельность, поисковая активность.
26.03.2014 (Протокол №4)