Положение о психолого — педагогическом консилиуме

педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, с целью постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах и сроках педагогической помощи и содействия учащимся с трудностями в обучении и отклоняющемся от нормы поведении. Комиссия наделёна правом давать рекомендации, устанавливать сроки и контролировать выполнение своих решений. Создаётся и действует в образовательном учреждении. Имеет постоянный состав.
1.Общие положения.
Школьный психолого – медико – педагогическая комиссия является постоянно действующей консультативно – диагностической службой, обеспечивающей квалифицированную помощь педагогическому коллективу и родителям (законным представителям) в выборе адекватных условий обучения и воспитания детей.
Комиссия создаётся в общеобразовательном учреждении приказом директора школы.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образованиив Российской Федерации», Конвенцией ООН «О правах ребёнка», Уставом образовательного учреждения, другими нормативными документами в области образования и воспитания.
Для участия в работе комиссии могут привлекаться специалисты, не работающие в данном учреждении, на договорной основе.
Основные задачи и направления деятельности.
Комплексное изучение личности ребёнка с использованием диагностических методик, психологического, педагогического, клинического обследования, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально – личностной зрелости учащихся- при наличии показаний (отставании в усвоении учебных программ, отклоняющемся от нормы поведении).
Глубокий и всесторонний анализ причин школьной дезадаптации детей «группы риска». Формирование у педагогов и родителей адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей.
Своевременное выявление и комплексное обследование детей с трудностями и проблемами в обучении, со сниженными адаптационными возможностями с целью оказания им корректной помощи, определения формы и сроков обучения.
Разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию практической помощи детям «группы риска» для разных категорий (учителя, воспитатели, родители ).
Выявление потенциальных (резервных) возможностей ребёнка. Выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения.
Обеспечение общей коррекционно – развивающей направленности учебно – воспитательного процесса, включая активацию познавательной деятельности детей, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально – личностного развития.
Консультационная и практическая помощь родителям или законным представителям по проблемам обучения, воспитания, коррекции, развития и лечения учащихся.
Осуществление наблюдения за адаптацией учащихся с трудностями обучения и поведения.
Помощь учителям и родителям в решении сложных и конфликтных ситуациях. Формирование у взрослых адекватной оценки педагогических явлений.
Выработка обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно – развивающей работы с учащимися.
Определение условий для комплексного воздействия на личность ребёнка.
Выработка рекомендаций по охране и укреплению соматического и нервно – психологического здоровья учащихся. Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Динамическое наблюдение за учащимися. Своевременный подбор и комбинирование комплекса профилактических, коррекционных мер, обеспечивающих организацию коррекционно – развивающего обучения и воспитания в единстве с динамической диагностикой. Внесение коррективов в процесс обучения.
Состав и организация работы.
В целях обеспечения комплексности подхода к детям с трудностями обучения в психолого – медико – педагогический консилиум в обязательном порядке входят следующие специалисты: психолог, врач, социальный педагог.
Другие специалисты – консультанты могут привлекаться на условиях почасовой оплаты из фонда экономии заработной платы образовательного учреждения.
Руководство консилиумом осуществляет заместитель директора по учебно – воспитательной работе (председатель консилиума).
Консилиум работает в сотрудничестве с городской психолого – медико – педагогической консультацией, диагностическим центром, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, общественными организациями по вопросам всесторонней помощи детям с трудностями в обучении.
Представление детей на консилиум осуществляется по инициативе учителя класса, психолога, логопеда, при согласии родителей (или законных представителей).
Комиссия изучает следующие документы:
Педагогическую характеристику, отражающую динамику развития ребёнка в процессе обучения в школе;
Школьную медицинскую карту;
Заключение специалистов (психолога);
На основании индивидуальных обследований на консилиуме принимается решение о форме организации обучения в данной школе.
Школьный консилиум ведёт следующую документацию: протоколы заседания консилиума.
Проводить заседания консилиума не реже 1 раза за четверть.
Члены ШМППК могут получить необходимую консультативную и практическую помощь у специалистов городской ПМПК и диагностического центра, методистов районных методических кабинетов и городского Центра развития образования.
Обязанности членов ШМППК.
Соблюдать правила проведения обследования и этические нормы по отношению к обследуемому (обследование проводить в присутствие родителей (законных представителей), с согласия взрослых на эту процедуру, в соответствующих условиях и т.д.).
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в соответствии со своей профессиональной компетенцией. Не брать на себя решение вопросов, находящихся в компетенции представителей других специальностей.
Препятствовать проведению диагностической, коррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
При решении всех вопросов исходить из интересов учащихся, задач их полноценного психологического развития.
Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работе, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекции.
Работать в личном контакте с администрацией и педагогическим коллективом.
Ответственность членов ШМППК.
Член ШМППК несёт профессиональную ответственность за адекватность диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций.
Отвечает за ход и результат работы с учащимися.
Несёт ответственность за сохранение протоколов обследования, оформления их в установленном порядке.
Член ШМППК несёт ответственность за нарушение этики и разглашение профессиональной тайны.