Открытый урок информатики для 10 класса «Устройство персонального компьютера»

муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3" города Чебоксары Чувашской Республики













Открытый урок информатики для 10 класса
«Устройство персонального компьютера»




Айдуганов А.В.
учитель информатики






Чебоксары, 2012

Тема «Устройство персонального компьютера»
Класс: 10 класс
Педагогические цели:
обучающая:
познакомить обучающихся с устройством компьютера (систематизировать знания обучающихся об устройстве компьютера)
дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере.
сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером.
воспитательная:
воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
развивающая:
развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать, способствовать расширению кругозора обучающихся, повышению их интеллекта.
Тип урока: Систематизация знаний.
Материалы: мультимедийная установка, презентация «Устройство персонального компьютера», компьютеры, подключенные к интернету, программа Paint, пакет заданий для самостоятельной работы (заготовки для компьютерного практикума - папка «Устройства ПК», кроссворд)
План урока:
Орг. момент. (1 мин)
Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний. (8 мин)
Теоретическая часть. (11 мин)
Практическая часть. (17 мин)
Вопросы учеников. (4 мин)
Итог урока. (2 мин)
Д/з (2 мин)
Ход урока:
Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
Актуализация знаний.
Используя прием «Отгадай загадку», подводим детей к теме урока.
Прием «Отгадай загадку»
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть... (мышка).
А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это... (джойстик).
Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается... (дисплей).
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут... (системным).
По клавишам
прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура).
И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется... (модем).
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный... (принтер).


Теоретическая часть.
Какова же, на ваш взгляд, тема нашего урока?
Заслушать варианты ответов обучающихся.
Итак, как вы уже правильно сказали, тема сегодняшнего урока «Устройство персонального компьютера». Уточнение «персональный» здесь не случайно.
Давайте мы с вами выясним – почему мы говорим именно о персональном компьютере. А в этом нам поможет интернет. Предлагаю вам, воспользовавшись интернетом, с помощью поисковых систем составить определение «Персональный компьютер».
Работа на ПК, поиск определения «Персональный компьютер».
Заслушать варианты ответов обучающихся.
Итак, персональный компьютер – это значит свой, личный, доступный большинству людей, ведь существует большое количество других видов компьютеров, которые персональными никак не назвать – рабочие станции для предприятий, серверы для связи множества компьютеров в сеть и др. в дальнейшем, говоря «компьютер», мы будем иметь в виду именно персональный компьютер.
Запишем определение: персональный компьютер – это компьютер, предназначенный для обслуживания одного человека.
А теперь мы с вами обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих уроках, с помощью вопросов. (При опросе обучающихся используется презентация.)
Система вопросов:
1. Как различают компьютеры по способу эксплуатации?
(По способу эксплуатации различают настольные, портативные и карманные модели ПК.)
В дальнейшем мы будем рассматривать настольные модели и приемы работы с ними.
2. Что называют базовой конфигурацией ПК?
(Базовая конфигурация ПК - минимальный комплект аппаратных средств, достаточных для начала работы с компьютером.)
3. Какие аппаратные средства входят в базовую конфигурацию настольного ПК?
(В настоящее время для настольных ПК базовой считается конфигурация, в которую входит три устройства:
Системный блок;
Устройство отображения информации - монитор;
Устройства ввода информации – клавиатура, мышь, планшет.)
4. Дайте определение понятию «системный блок».
(Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними.)
5. Какие устройства входят в системный бок?
(В системный блок входит материнская плата, процессор, видеоадаптеры (видеокарта), оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках и некоторые другие устройства.)
6. Что мы понимаем под словом «монитор»?
(Монитор – устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации. Служит в качестве устройства вывода.)
Современные мониторы практически безопасны, так как соответствуют жестким санитарно-гигиеническим требованиям, зафиксированным в международном стандарте безопасности ТСО'99. Мониторы могут иметь различный размер экрана. Размер диагонали экрана измеряется в дюймах и обычно составляет 15, 17, 19 и более дюймов.
7. Для чего служат клавиатура и мышь?
(Клавиатура – клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации.
Мышь – устройство «графического» управления.)
8. Расскажите принцип работы компьютерной мыши.
(При перемещении мыши по коврику, на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их. Используя клавиши мыши, можно задать тот или другой тип операции с объектом. А с помощью колесика можно прокручивать вверх или вниз не умещающиеся целиком на экране изображения, текст или web-страницы.)
В настоящее время используются оптические мыши, в которых нет механических частей. Источник света, размещенный внутри мыши, освещает поверхность, а отраженный свет фиксируется фотоприемником и преобразуется в перемещение курсора на экране.
Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.
Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации.
9. Какие дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, вы еще знаете?
( Принтер; Сканер; Модем; Web-камера.)
Давайте поговорим о них.
10. Для чего используется принтеры? Какие типы принтеров вы знаете?
(Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров:
матричный; струйный; лазерный)
11. Для чего применяются сканеры? Какие типы сканеров используются?
(Сканеры служат для ввода информации с бумажных носителей.
Сканеры бывают двух типов: ручные; планшетные.)
Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля).
Для организации видеоконференций пригодится Веб-камера. С помощью этих устройств, можно в любой момент устроить совещание со своими сотрудниками.
Практическая часть.
Компьютерный практикум.
Работа в Paint. Используя заготовки, расположенные по в папке «Устройства ПК», «собрать» свой персональный компьютер. Выполненную работу сохранить в своей папке, назвав файл «Мой ПК», с расширением jpeg.
Прием «Кроссворд»
По вертикали:
Устройство ввода графической, текстовой и числовой информации с бумажных носителей.
Универсальное устройство, предназначенное для получения, хранения, передачи и обработки информации.
Устройство, предназначенное для ввода звуковой информации.
По горизонтали:
Устройство вывода информации для просмотра.
Устройство ввода информации, относящееся к группе «манипуляторы».
Устройство ввода информации.
Устройство вывода информации на бумагу.
Устройство вывода звуковой информации.








2 К














1 М
О
Н
И
Т
О
Р










М















П












2 М
Ы
Ш
Ь









1 С





Ю




3 М




3 К
Л
А
В
И
А
Т
У
Р
А

И




А





Е




К




Н




4 П
Р
И
Н
Т
Е
Р




Е










О




Р










Ф












5 К
О
Л
О
Н
К
И












Н





Обучающиеся делятся на группы по два человека и отгадывают кроссворд «Внешние устройства компьютера».
Вопросы учеников.
Обучающиеся задают вопросы по материалу урока.
Итог урока
Итак, давайте подведем итоги урока. О чем мы сегодня говорили на уроке, что нового вы узнали, о чем получили более полное представление?
(Сегодня на уроке сформулировали определение «персональный компьютер», рассмотрели, что входит с базовую конфигурацию ПК, и какие периферийные устройства можно подключать к ПК. Выполняя практическую работу, виртуально «собрали» компьютер своей мечты, а, разгадывая кроссворд, повторили основные понятия, которые мы использовали на уроке.)
Домашнее задание
Знать, что такое базовая конфигурация ПК, устройство персонального компьютера.
Дополнительное задание: найти информацию о дополнительных устройствах, подключаемых к компьютеру.

Используемые материалы:
Примерная программа основного образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010) Программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы Н.Д. Угриновича.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]