Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

I. Общие сведения

1.
Ф. И. О. автора опыта
Фролова Наталия Викторовна

2.
Должность
Учитель начальных классов

3.
Стаж педагогической работы
4 года

4.
Квалификационная категория
Соответствие занимаемой должности.

5.
Учреждение, в котором работает автор опыта
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Республики Мордовия



II. Сущностные характеристики опыта


Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
«Развитие познавательных процессов и способностей младших школьников в рамках ФГОС»

1.
Актуальность и перспективность опыта
Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих, интеллектуальных способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
В основе развития интеллектуальных и познавательных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни.


2.
Концептуальность
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать-вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Ведь все дети способны к обучению, каждый нормальный ребёнок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Но каждый ребёнок умён и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

3.
Наличие теоретической базы
Проблема интеллектуального и познавательного развития учащихся очень многогранна и сложна. В основе организации жизнедеятельности начальной школы, работающей в рамках развивающих технологий, заложены следующие принципы:
принцип демократичности и гуманности;
принцип эффективного межличностного взаимодействия;
принцип личностно-ориентированного подхода;
принцип научности и доступности;
принцип развивающего обучения;
принцип связи обучения с жизнью;
принцип преемственности и систематичности;
Наличие учебно-методических пособий: все учебники системы «Гармония» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, в классе компьютер, принтер, сканер.
Обучение в рамках данной  образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся.
Обучение осуществляется на основе деятельностного подхода и проблемного обучения.


4.
Ведущая педагогическая идея
Для интеллектуального и познавательного развития учащихся необходимы средства достижения цели:
- использование разнообразных форм и методов организаций учебной деятельности;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- оценка деятельности учащихся не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.


5.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективными средствами развития интеллектуальных и познавательных способностей учащихся на  уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, проблемное  обучение
На современном этапе  перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий  с традиционными.  Для реализации этой задачи использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения,  коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные,  дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии на  уровне отдельных элементов и в системе.



6.
Результативность опыта
Уже не один год я работаю над проблемой «Развитие познавательных процессов и способностей учащихся». Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Кроме этого, в классе отмечается благоприятный эмоционально-психологический климат. Дети с большим желанием работают на уроках, а также участвуют в классных и общешкольных утренниках и мероприятиях. Принимают активное участие в школьных, муниципальных, международных конкурсах и являются победителями и призёрами.

7.
Возможность тиражирования
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, на методических объединениях учителей начальной школы. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.



8.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно -иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися
За время работы были разработаны:
рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру.
дидактические материалы, компьютерные презентации.



15