Технологическая карта занятия по теме: «Вредные привычки и их влияние на здоровье» В рамках курса «Я — гражданин».


План-конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе в рамках курса «Я-гражданин»
(по ФГОС)
Учитель: учитель начальных классов МАОУ «Лицей №3» г. Перми Горбунова Н.И
Класс: 3
Предметная область: внеурочная деятельность
Тема урока: «Вредные привычки и их влияние на здоровье».
Цель: Усвоение школьниками знаний о вреде и влиянии вредных привычек на организм человека, формирование стратегии противостояния вредным привычкам, а также развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из всех источников;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока;
-развитие умения целеполагания, анализа результата и обобщения полученных знаний;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать, рассуждать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-формировать представления о вредных привычках и их влиянии на человека;
-Формировать мотивацию на нетерпимое отношение к вредным привычкам;
-выработать у учащихся способы безопасного поведения;
Методы диалога, эксперимент, рефлексивные, создания ситуации выбора и успеха, педагогической поддержки.
Планируемый результат: Учащиеся получат знания о вреде вредных привычек, научатся противостоять им.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
Для учителя: мультимедиа-проектор, компьютер, презентация, химическая посуда, спирт, яичный белок.
Для детей: воздушный шар, карточки с ситуациями для обсуждения, чистые листы бумаги.
Средства формирования УУД: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, системно-деятельностного подхода, наглядность, карточки с заданиями-ситуациями.
Этап Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
 Организационный Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки.
Слайд 1 Самоконтроль – проверка готовности к уроку Личностные результаты Самоопределение; смыслообразование
Коммуникативные УУД
Планирование сотрудничества с учителем иодноклассникамиАктуализация.
Обсуждение проблемы. Игра « воздушный шар». Цель игры - установление эмоционально- психологического настроя на занятие.
-Ребята, это воздушный шар мы будем передавать друг другу. Когда шар будет в руках, мы называем ту проблему, которая тревожит нас в данный момент. Затем шар передаем следующему.
-Без чего человек не сможет решить свои проблемы? Слайд2- Без здоровья очень трудно решить проблему, достичь цели, поэтому оно является одним из главных жизненных целей человека.
Дети отвечают, какие проблемы беспокоят их в данный момент.
Варианты ответов детей ( достижение правильного ответов детей «без здоровья») Познавательные УУД:
Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию жизненного опыта.
Коммуникативные УУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
Регулятивные:
Уметь слушать, в соответствии с целевой установкой.
3. Изучение нового материала.



- Что мешает человеку быть здоровым?
-Мы вместе пришли к теме нашего занятия, назовите её.
Слайд3.
-Ответьте, пожалуйста, что такое привычка?
-В толковом словаре Ожегова: Привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь обычными, постоянными.
Слайд4.
- Почему привычки вредные?
-Какие вредные привычки вы знаете?
Слайд5.
- Как вы считаете, почему эта тема сейчас актуальна?
-Девочки из нашего класса провели опрос учащихся 3 и 4 классов нашего лицея « Почему подростки начинают курить, пить и принимать наркотики?» и вот что они выяснили.
-А зачем мы с вами рассматриваем вредные привычки? ( чтобы у нас их не было).
-Определите цель занятия . Слайд6
-Рассмотрим влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков на организм человека.
-Курение.
1) Курение - одна из вреднейших привычек. Слайд72) В наше время курение просто захлестнуло страну. Оно стало явлением массовым. Быстро растёт число курящих в молодёжной среде.
4) При пассивном курении некурящий человек страдает больше.5) Наглядный пример различия между легкими курильщика и легкими человека, который не курит:
Слайд8. 6) Курение является фактором рискасердечно - сосудистых заболеваний (атеросклероз и инфаркт миокарда). Слайд97) в прошлом для запрета курения применялись следующие меры: В Америке, например, курильщиков казнили, в Турции - сажали на кол, в Италии - отлучали от церкви и заживо замуровывали в стены. На Руси курильщиков наказывали 60-ью палочными ударами по пяткам, а уличенным повторно в употреблении «богомерзкого» зелья отрезали ноздри или уши. Слайд10
Алкоголизм
- Мы убедились, что курение - это вредная привычка. Не уступает ей по древности и другой порок - пьянство, которое принесло немало горя людям во всем мире.Давайте проведем исследование (опыт)
- В состав клеток нашего мозга входят такие же компоненты как и в составе куриного белка. Поэтому мы берем сосуд с куриным белком и добавляем туда обычный спирт.
-Что наблюдаете?
-Какой можно сделать вывод о действии спирта на клетки головного мозга?
-Совершенно верно. Алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть. Слайд 11)Употребление алкоголя – это тоже вредная привычка организма. Недаром говорят: «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой»
Наркомания.
-Кроме этих вредных привычек есть еще одна не менее опасная, чем другие – это наркомания.
Слайд 12-Об этом нам расскажет Вадим Лягаев.
- Мы убедились что всё это очень опасно. А сейчас подумаем как же можно вовремя сказать нет вредным привычкам. Слайд 14
-Я раздам вам листочки с различными ситуациями. Обсудите в парах как бы вы поступили в такой ситуации.
- Молодцы. Можно использовать различные варианты отказа, например, назвать причину ("Я знаю, что это опасно для меня", "Я уже пробовал, и мне не понравилось"). А можно просто сказать: "Нет". Часто бывает проще избегать компаний. -Вредные привычки.
-«Вредные привычки и их влияние на здоровье».
- то, что делают всегда, часто; навык; частое поведение.
-Потому что они вредят нашему здоровью.
-Курение, пьянство, наркомания.
-Потому что сейчас много людей употребляют алкоголь, наркотики. Дети рано начинают курить.
-Мы проводили опрос учеников нашего лицея и узнали такие причины:
из любопытства
за компанию
хотят показать себя «крутыми» и взрослыми
слабая воля
нечем занять свое свободное время, не занимаются спортом
не понимают опасности курения
думают, что немного покурят и бросят
влияние телевидения, кино
- Чтобы у нас их не было.
-Узнать о вреде и влиянии вредных привычек на организм человека и научится им противостоять.
-Куринный белок свернулся.
-Спирт и алкоголь убивает клетки мозга. Клетки белка погибли.
-В последнее время наркомания захватила молодое поколение. Наркотики называют “Белой смертью”. Продавцы наркотиков специально подсылают своих людей в компании, чтобы они предлагали наркотики молодым людям. Даже первая доза становится гибельной. Наркотик убивает самых сильных, умных людей, с ними никто не может справиться.Вот как выглядят люди до и после приема наркотиков.
(Слайд 13)
И, если вам будут предлагать попробовать наркотик знакомые, друзья, ни в коем случае никогда не соглашайтесь.
-Ситуация 1
Подросток вместе с родителями в гостях у родственников. Дядя настойчиво предлагает племяннику пригубить вино.
Продемонстрируйте и обоснуйте ваши действия.
-Нет, я еще маленький и знаю, что это очень опасно.
- Ситуация 2
Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошел приятель и показал спрятанную в карман куртки пачку сигарет. «Нет!» - сказал Андрей...
Этого ответа достаточно, чтобы к вам больше не приставали с подобными просьбами? Проиграйте, что вы еще предпримете.
- Я занимаюсь спортом, мне это вообще не интересно.
- Ситуация 3
В дверь позвонили, Инга открыла дверь - на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:
- Слушай, Инга, давай покурим.
- Давай, - согласилась Инга, - сейчас только сигареты принесу.
- Не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие еще не пробовала?
- Нет, - растерялась Инга.
- Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй! - и Даша протянула Инге сигарету.
А как поступили бы вы?
- Я не буду портить свое здоровье. Уходи и не приходи ко мне, такие друзья не нужны.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать свое предположение на основе полученного материала, в соответсвии с поставленной задачей. Умение видеть свои достоинства и недостатки. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
Познавательные УУД
Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Построение логической цепочки рассуждений. Анализ истинности утверждений. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Обосновывать собственную позицию
Коммуникативные УУД
Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Развивать умение высказывать свое мнение. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Обосновывать собственную позицию
договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные УУД
Нравственно-этическон оценивание усваиваемого содержания. Формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию.
4. Рефлексия
Слайд 15
-у вас на столах лежат чистые листы. Я предлагаю вам подумать и нарисовать свой плакат-рисунок на тему « Нет вредным привычкам».
-А теперь давайте проведем рефлексию (метод пяти пальцев)
-М (мизинец) — МЫСЛИ. Какую новую информацию я сегодня узнал.
-Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ К ЦЕЛИ. Что я сегодня и достиг ли я своей цели?
-С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ ДУХА. Каким было сегодня мое настроение.
У (указательный) — УСЛУГА, ПОМОЩЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО. Чем я сегодня помог другим, чему поспособствовал.
Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ. Каким было мое физическое состояние. Слайд 16
-Надеюсь, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Но мы продолжим беседовать на эту тему. Спасибо! Будьте здоровы! -Получили знания о вредных привычках
- узнали о вреде и влиянии вредных привычек на здоровье человека
-Хорошее
-помог однокласснику найти способы отказатьс-Бодрое Личностные УУД Оценивание усваиваемого результата, исходя из социальных и личностных ценностей.
Познавательные УУД
Самостоятельное создание эффективных способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД Умение слушать, вступать в диалог. Строить понятные для собеседования высказывания.
Регулятивные УУД Планировать и выполнять свое действие в соответсвии с поставленной задачей и условиями ее реализации.