«Понятие о глаголе как части речи и употребление его в речи»


Тема: Понятие о глаголе как части  речи и употребление его в речи Педагогические цели: Познакомить , уч-ся с новой частью речи – глаголом, его отличительными признаками, создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам ,развивать речь, коммуникативные навыки Тип урока: Решение учебной задачи Планируемые результаты : (предметные) Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека Личностные : Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: умеют форм-ть учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. УУД (метапредметные): Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следствен связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями. Ком-е: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера - Ход урока. 1.Орг. момент -Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными. Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь не зевать, чтобы лучше всё понять! - Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними! 2.Психологический настрой.  - Добрую сказку помню я с детства. Хочу, чтобы в сказку попали и вы. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародит в нём зерно доброты. - Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки. За горами, за лесами, за широкими морями, В чудном домике своём живут гномы всемером. С ними поселилась я. Сказку назовём, друзья. «Белоснежка и 7 гномов» -В какую сказку мы с вами попали? 2. Чистописание Начнем наш урок с чистописания. Белоснежка посмотрит, как вы умеете красиво писать буквы и соединения (показ на доске) Г г гл гг ол аг -Оцените друг друга, обменявшись тетрадями - А теперь , внимательно посмотрите на буквосочетание и подумайте, какое слово можно из них составить? Кто догадался, какой будет тема нашего урока? сейчас мы немного повторим изученный материал. 3. Актуализация знаний. Словарная работа На доске записаны слова - Первого Гномика зовут Понедельник. Он подготовил для вас такие слова Улы…ка, д…рить, зв…нок, сосе…ка, пр…мой, ука…ка, пиро… - Прочитайте слова.. – На какие 2 группы их можно разделить?( с безуд.гласн и парной согласной в корне) - Разделите слова в два столбика сам- но - Проверьте правильность выполнения задания на доске и цените себя ..( слайд 2) – Найдите и подчеркните имена сущ.(улыбка, звонок, соседка, указка, пирог). – Что вы знаете об имени сущ? – Назовите сущ. одушевленные ( соседка) - Назовите сущ, которые состоят из трех слогов? (улыбка, соседка, указка) - К этому слову антоним косой, кривой( прямой) - К какой части речи относится это слово? - Что вы знаете о прилагательном? - Угадайте, о каком слове идет речь? *Это не имя сущ-е, в нем букв больше, чем звуков (дарить) . – На какой вопрос отвечает это слово? - Что обозначает это слово? 4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи (коллективно) Подготовка к работе с алгоритмом. Работа по образцу. Карточки: «Найди лишнее слово». - Второй Гномик – Вторник хочет, чтобы вы выполнили такое задание: из пяти слов в каждом ряду одно слово – лишнее. Найдите эти слова и подчеркните их. 1. Парта, ручка, строить, клей, пенал. 2. Кислый, прибежать, солёный, сладкий, горький. - Какие слова подчеркнули? Задание: записать найденные слова в столбик (друг под другом). Поставить вопрос к каждому слову (записать). Определить, что обозначает каждое слово (записать). (учитель пишет на доске, дети – в тетрадях) Строить - (что делать?), действие предмета. Прибежать – (что сделать?), действие предмета. - Что общего вы заметили в записанных словах? (слова отвечают на одинаковые вопросы и обозначают одно и то же) - Какой частью речи являются все эти слова. - На какие вопросы еще может отвечать глагол? – Откройте с. 100 учебника и прочитайте тему урока. – Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня ответим? ( Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? ) ( слайд 3) - Давайте сравним наш вывод с учебником с. 101 (правило)          Удивительные глаголы Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён сущ .5.Открытие нового знания (темы и цели урока) Третий  Гномик –Среда предлагает вам поработать с учебником. Прочитать задание к упр. 169. стр. 100  - Составьте нераспространенные пред-я (Художник рисует. Строитель строит…..) - Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ) - Какой частью речи выражено сказуемое?(глаг) - Каким членом предложения является глагол? 6. Физкультминутка (музыкальная) (Слайд) - Ребята, что мы сейчас делали? Мы выполняли действия. – Назовите действия, которые вы выполняли. (танцевали, приседали, кружились, наклонялись, прыгали..) - Что обозначает глагол? (действие) 7. Упр. 170 8. А Гномик – Четверг  предлагает вам работу в парах -У вас на парте находится лист с творческим заданием - Вставь слова так, чтобы получилась рифма «Очень – очень вкусный пирог» Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил, И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________ Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел, Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____ Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли, Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______ Д.Хармс - Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания. (слайд 4) -Внимательно посмотрите на слова, которые вы вставили. - Запишите в тетрадь, только те слова, которые обозначают действия предметов. Откусил, позвал, съел, нашли, идут. - Как назовём эти слова? (глаголами) - Что такое глагол? - Какое слово не записали? (пирог) - Почему? (это имя сущ, оно отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.) 9. Гномик Пятница  хочет предложить вам выполнить творческую работу Работа в группах. - У вас на листочках даны глаголы. Составь с ними небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова. Лаять, мяукать, бегать, дружить. - Прочитайте, какие рассказы у вас получились. - Послушайте, какой текст получился у меня. -- Во дворе нашего дома жили котёнок, который всё время мяукал и щенок, который постоянно лаял. Целый день они то и дело, что ссорились и бегали друг за другом. Наконец, котёнок со щенком решили подружиться и играть вместе. Так они стали настоящими друзьями! - Скажите, пожалуйста, а кошка с собакой могут дружить? А как вы понимаете выражение: живут как кошка с собакой? Когда так говорят? 10. - Гномик Суббота предлагает вам игру. Игра “Найди пару синонимов”. Цель игры – развитие речи. Найти и соединить пары синонимов линиями. (Индивид. работа, выполняется на листочках)
Бояться Трусить
Бранить Ругать
Спешить Торопиться
Плакать Рыдать
Работать Трудиться
Радоваться Веселиться
Проверьте (слайд 5.         

11. Рефлексия Последнее задание приготовил вам Гномик Воскресенье Выборочный диктант Распознавание глаголов среди других частей речи. - Выпишите из текста только глаголы - Как будете находить глаголы?         Я- страшное дело -какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. (Слайд 6)  «Проверь себя».
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка) ! – молодец, все глаголы выписал «+» - хорошо, но есть 1-2 ошибки « - »- еще не всегда видишь глаголы - Кто не допустил ошибки? ( все молодцы) Итог - Что такое глагол? - На какие вопросы отвечают глаголы? - Что они обозначают? Каким членом предложения является? 10. Подведение итогов. Самооценка. Встаньте те ребята, которые считают, что на уроке у них все всё удалось, и всё было понятно. Встаньте те ребята, которые считают, что- я затруднялся,  мне не всё удалось. Встаньте те ребята, которым требуется помощь учителя.
11. Рекомендации по выполнению д/з. (слайд 7) разноуровневый характер 1 уровень – учебник с. 101 - правило, упр. 171. Выписать в тетрадь глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?. 2 уровень - – учебник с. 101 – правило, упр. 171. Выписать в тетрадь глаголы. Записать одно предложение из упражнения и обозначить части речи 3 уровень – учебник с. 101 – правило, упр. 171. Выписать в тетрадь все глаголы. Составить с одним из глаголов распространенное предложение, разобрать по членам предложения и частям речи.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились!
Молодцы!
Парта, ручка, строить, клей, пенал. 2. Кислый, прибежать, солёный, сладкий, горький.
«Очень – очень вкусный пирог» Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил, И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________ Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел, Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____ Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли, Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______ Д.Хармс
Лаять, мяукать, бегать, дружить
Бояться Трусить
Бранить Ругать
Спешить Торопиться
Плакать Рыдать
Работать Трудиться
Радоваться Веселиться