Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Радиоконструирование»


муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детства и юношества г. Черемхово»
4150995132715«Утверждаю»
Директор МУДО «ДДЮ»
_____________О. А. ИюдинаПриказ №____ от «___» 2016 г.

00«Утверждаю»
Директор МУДО «ДДЮ»
_____________О. А. ИюдинаПриказ №____ от «___» 2016 г.

17145218440Утверждено на заседании
Методического совета
прокол № _____
от «____»__________2016 г.
00Утверждено на заседании
Методического совета
прокол № _____
от «____»__________2016 г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Радиоконструирование»
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Паутов Виталий Игоревич, педагог
дополнительного образования

г. Черемхово, 2016
Пояснительная записка
  Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Радиоконструирование» технической направленности.
Новизна программы.  Новизна данной программы заключается  в том, что она содержит материалы, связанные с радиоспортом, спортивным конструированием. Объем теоретического материала в программе дается в том минимуме, который объективно необходим для осмысленного выполнения практической работы. 
Актуальность  программы  «Радиоконструирование» связана с стремительным развитием радиоэлектроники в науке, рождает у них творческие устремления прикоснуться своими руками к созданию различных устройств, попробовать все  самому.  Занимаясь радиоэлектроникой, обучающиеся  познают безграничные возможности  разных направлений технического прогресса. Радиолюбительство – это одно из таких направлений. Человек, пройдя школу  радиолюбительства, остается преданным этому делу всю свою жизнь. Большинство лучших конструкторов, изобретателей, специалистов в области радиоэлектроники вышли из радиолюбительской среды.
Педагогическая целесообразность. Проблема воспитания молодого поколения с общетехническим кругозором, была и остаётся актуальной. Тем более,  когда  в стране повышается  требование к качеству технического образования, и уровню профессиональной подготовки  специалистов.
Цель программы 1 года обучения:
Освоение обучающимися навыков самостоятельной творческой конструкторской работы в области радиотехники.
Задачи:
Познакомить с основными законами электрорадиотехники;
Развить практические навыки в избранной области деятельности;
Формировать у учащихся понимание возможностей реализации собственных творческих устремлений, демонстрации личностных достижений;
Способствовать в техническому профессиональному самоопределению;
Воспитывать уважение к труду;
Развивать  профессиональное и конструкторское мышление;
Способствовать разумной  организации созидательного досуга.
Цель программы 2 года обучения: Развитие личности воспитанников средствами научно-технического творчества.
Задачи:
Раскрыть внутренний творческий потенциал воспитанников.
Формирование личности с активной позицией к самообразованию и творчеству.
Обучить основам электроники, радиотехники и электротехники.
Приобретение навыков коллективного труда.
Вовлечь в практическое изготовление несложных устройств по готовым схемам.
Развить внимание, целеустремленность, усидчивость и ответственное отношение к работе.
Цель программы 3 года обучения: формирование и развитие активного творческого мышления, обучение основам радиоэлектроники.
Задачи:
подготовка учащихся к самостоятельному конструированию действующей приемной и усилительной радиоаппаратуры, элементов устройств;
прививать навыки выполнения монтажных работ, сборочных наладочных операций;
производить необходимые расчеты трансформаторов, более сложных схем на основе знаний, полученных на занятиях детского объединения.
Программа рассчитана на подготовку обучающихся 11-15 лет к самостоятельному конструированию несложной радиотехнической аппаратуры. Она предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных. Сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. 
Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год- 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год- 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа, 3 год- 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа. Режим продолжительности учебных занятий: по 3 часа в день, по 45 минут каждое занятие с перерывами 10 минут. Группы обучающихся комплектуется в составе не менее 8 человек.
Основным видом деятельности на занятиях всех 3-х лет обучения является практическая работа, в её основе лежит самостоятельный выбор обучающегося варианта заданий, который определяется его возможностями, интересами.
Предполагаемые результаты обучения:
Предполагается, что в конце 1 года обучения, обучающиеся должны:
Свободно владеть о специфическими понятиями, терминами;
Уметь связывать теорию с практикой;
Читать и понимать схемы;
Самостоятельно собирать электронные устройства определенной сложности;
Самостоятельно работать со справочной и другой технической литературой;
Пользоваться спортивной радиоаппаратурой.
Уметь пользоваться измерительными приборами.
Предполагается, что в конце 2 года обучения, обучающиеся должны знать:
«Азбуку радиосхем» - технические термины, обозначение радиоэлементов на электрических схемах.
Единицы измерения сопротивлений и конденсаторов и правила их перевода в другие единицы измерения.
Назначение, обозначение и применение полупроводниковых приборов.
Математически рассчитать по закону Ома параметры электрических цепей.
Методы расчета параллельного и последовательного включения конденсаторов и сопротивлений.
Предполагается, что в конце 3 года обучения, обучающиеся должны знать:
Методы налаживания, испытания смонтированных устройств;
Элементы технической эстетики;
Основные понятия о системах автоматического регулирования и управления;
Самостоятельно разрабатывать печатные платы для монтажа радиоэлектронных устройств средней и повышенной сложности;
Разрабатывать и изготовлять различные электронные устройства с применением цифровых и аналоговых микросхем;
Грамотно применять электро - радиоизмерительные приборы для наладки изготовленных радиоустройств;
Разрабатывать и конструировать учебно-демонстрационные пособия по радиотехнике;
Формами подведения итогов реализации данной образовательной программы являются участие в выставках, соревнованиях, мастер-классах. А так же промежуточная и итоговая аттестация.
Подведение итогов реализации образовательной программы проводится в форме выставки результатов самостоятельной творческой работы.
Учебный план программы 1 года обучения (144 часа)
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теор. Практ. 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе срадиотехническимиустройствами
инструментом, средства защиты 2 2 - 2. Введение в радиотехнику 4 4 - Наблюдение
1.1. История развития радиотехники и
радиолюбительства 2 2 - 1.2. Основы электричества, единицы измерения 2 2 - 3. Инструмент 18 6 12 Графический диктант
3.1. Радиотехнический инструмент 2 2 - 3.2. Работа с инструментом 4 2 2 3.3. Техника пайки 12 2 10 4. Радиоматериалы и радиокомпоненты 16 9 7 Сборка транзисторных усилителей
4.1. Материалы в радиотехнике 2 1 1 4.2. Радиокомпоненты. Условные обозначения 2 2 - 4.3. Проводники и диэлектрики 2 1 1 4.4. Резисторы 2 1 1 4.5. Конденсаторы 2 1 1 4.6. Катушки индуктивности, трансформаторы 2 1 1 4.7. Электровакуумные приборы 2 1 1 4.8. Полупроводниковые приборы 2 1 1 5. Электрические схемы 104 2 102 Практическая работа
5.1. Типы электрических схем 4 1 4 5.2. Построение радиотехнических конструкций 100 1 98 6. 5. Итоговое занятие 2 - 2 Защита проекта. Выставка
144 23 121
Календарный учебный график 1 года обучения
Наименование раздела, темы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Вводное занятие 2 - - - - - - - -
Введение в радиотехнику 4 - - - - - - - -
Инструмент 6 6 6 - - - - - -
Радиоматериалы и радиокомпоненты - 12 4 - - - - - -
Электрические схемы - - 6 18 12 16 16 18 18
Итоговое занятие - - - - - - - - 2
Содержание программы 1 года обучения
Введение в радиотехнику.
1.1. История развития радиотехники и радиолюбительства.
Теория. Изобретение радио А.С. Поповым. История радиотехники. Радиолюбительство. Вклад русских ученых в развитие радиотехники
1.2. Основы электричества, единицы измерения.
Теория. Заряженные частицы. Электрический ток. Электрические величины, единицы их измерения.
1.3. Техника безопасности при работе с радиотехническими устройствами и инструментом, средства защиты.
Теория. Правила техники безопасности. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Безопасный инструмент.
Инструмент.
2.1. Радиотехнический инструмент.
Теория. Инструмент, используемый радиолюбителем. Оборудование рабочего места. Принадлежности для пайки.
2.2. Работа с инструментом.
Теория.Назначениеинструмента.Способыработысинструментом.
Правила использования инструмента.
Практика.Демонстрацияработыинструментомпоназначению.
Практическая работа с использованием радиотехнического инструмента.
2.3. Техника пайки.
Теория. Техника правильной пайки. Надежность контакта. Припои и флюсы. Виды паяльников и их назначение. Подготовка паяльника к работе.
Практика. Практическая работа с паяльником. Лужение. Спаивание проводников.
Радиоматериалы и радиокомпоненты.
Материалы в радиотехнике.
Теория. Проводники и диэлектрики. Состав радиодеталей. Материалы,
используемые в радиотехнике.
Практика. Демонстрация свойств проводников и диэлектриков. Разборка радиодеталей для изучения их состава.
3.2. Радиокомпоненты. Условные обозначения.
Теория. Принципиальные схемы. Условное обозначение радиокомпонентов на схеме.
3.3. Проводники и диэлектрики.
Теория. Виды проводников и диэлектриков. Проводимость электрического тока.
Практика.Демонстрациясвойствпроводниковидиэлектриков.
Практическая проверка проводимости различных материалов.
3.4. Резисторы.
Теория. Сопротивление. Виды резисторов, их назначение.
Практика. Определение резистора по внешнему виду. Определение номинала резистора по его маркировке.
3.5. Конденсаторы.
Теория. Емкость. Виды конденсаторов, их назначение.
Практика. Определение конденсатора по внешнему виду. Определение номинала конденсатора по его маркировке. Демонстрация емкостных свойств конденсатора.
3.6. Катушки индуктивности, трансформаторы.
Теория. Магнетизм. Катушка индуктивности, ее виды. Зависимость индуктивности от способа изготовления катушки. Разновидности трансформаторов, их назначение.
Практика. Практическое изучение магнетизма, свойств катушек и трансформаторов. Изготовление простых катушек.
3.7. Электровакуумные приборы.
Теория. Радиолампы, их назначение.
Практика. Разборка радиолампы, изучение ее устройства.
3.8. Полупроводниковые приборы.
Теория. Полупроводники. Диоды, транзисторы, их назначение. Практика. Практическое изучение свойств полупроводниковых
приборов.
Электрические схемы.
4.1. Типы электрических схем.
Теория. Структурные, функциональные и принципиальные радиотехнические схемы.
Практика. Практическое изучение внешнего вида различных электрических схем, их конструкции.
4.2. Построение радиотехнических конструкций.
Практика. Сборка радиотехнических изделий по принципиальной схеме.
Итоговое занятие.
Диагностика.
Учебный план программы 2 года обучения (216 часов)
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теор. Практ. 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе сРадиотехническими устройствами
инструментом, средства защиты 3 3 - 2 Повторение пройденного материала 24 5 19 Практическая работа
2.1. Радиотехнический инструмент 4 1 3 2.2. Техника пайки 12 2 10 2.3. Пассивные радиокомпоненты 4 1 3 2.4. Активные радиокомпоненты 4 1 3 3 Электрические схемы 186 16 170 Сборка транзисторных усилителей
3.1. Типы электрических схем 6 3 3 3.2. Варианты использования радиокомпонентов в радиотехнике 9 9 - 3.3. Печатные платы 6 1 5 3.4. Монтаж радиокомпонентов на платах 12 2 10 3.5. Изготовление корпусов радиотехнических устройств 6 1 5 3.6. Построение радиотехнических конструкций 147 - 147 4 Итоговое занятие 3 - 3 Защита проекта. Выставка
ИТОГО: 216 23 193 Календарный учебный график 2 года обучения
Наименование раздела, темы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Вводное занятие 3 - - - - - - - -
Повторение пройденного материала 15 9 - - - - - - -
Электрические схемы - 17 24 26 22 24 24 26 23
Итоговое занятие - - - - - - - - 3
Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о развитии современной техники.
Повторение пройденного материала
Радиотехнический инструмент.
Теория. Инструмент, используемый радиолюбителем. Оборудование
рабочего места. Принадлежности для пайки.
Практика.Демонстрацияработыинструментомпоназначению.
Практическая работа с использованием радиотехнического инструмента.
2.2. Техника пайки.
Теория. Техника правильной пайки. Надежность контакта. Припои и флюсы. Виды паяльников и их назначение. Подготовка паяльника к работе.
Практика. Практическая работа с паяльником. Лужение. Спаивание проводников и радиодеталей.
2.3. Пассивные радиокомпоненты.
Теория.Сопротивление.Видырезисторов,ихназначение.Емкость.
Виды конденсаторов, их назначение.
Практика. Определение резистора по внешнему виду. Определение номинала резистора по его маркировке. Определение конденсатора по внешнему виду. Определение номинала конденсатора по его маркировке. Демонстрация емкостных свойств конденсатора.
2.4. Активные радиокомпоненты.
Теория. Полупроводники. Диоды, транзисторы, их назначение. Практика. Практическое изучение свойств полупроводниковых
приборов.
3. Электрические схемы.
3.1. Типы электрических схем.
Теория. Структурные, функциональные и принципиальные радиотехнические схемы.
Практика. Практическое изучение внешнего вида различных электрических схем, их конструкции.
3.2. Варианты использования радиокомпонентов в радиотехнике. Теория. Различные способы включение радиокомпонентов в цепь. Роль
радиокомпонента в отдельно взятой радиосхеме.
3.3. Печатные платы.
Теория. Виды печатных плат, их назначение. Способы изготовления печатных плат.
Практика. Практическое изучение печатных плат. Размещение деталей на плате. Компоновка.
3.4. Монтаж радиокомпонентов на платах.
Теория. Размещение деталей на платах. Способы фиксации. Эстетика в монтаже.
Практика. Практическая распайка плат с радиодеталями. Размещение деталей на платах.
3.5. Изготовление корпусов радиотехнических устройств.
Теория. Разновидности корпусов. Вентиляция. Технология расчета и изготовления корпуса радиотехнического устройства.
Практика. Изготовление корпусов для смонтированных учениками радиотехнических устройств.
3.6. Построение радиотехнических конструкций.
Практика. Сборка радиотехнических изделий по принципиальной схеме.
Итоговое занятие.
Диагностика.
Учебный план программы 3 года обучения (216 часов)
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теор. Практ. 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе сРадиотехническими устройствами
инструментом, средства защиты 3 3 - 2 Повторение пройденного материала 9 2 7 Практическая работа
2.1. Техника пайки 3 1 2 2.2. Радиокомпоненты 6 1 5 3 Измерительная и вспомогательная техника 24 9 15 Практическая работа
3.1.Разновидностииназначение
радиоизмерительных и вспомогательных приборов 4 4 - 3.2. Тестеры и мультиметры6 1 5 3.3. Осциллографы 4 1 3 3.4. Генераторы 4 1 3 3.5. Источники питания 6 2 4 4 Электрические схемы 177 14 163 Сборка транзисторных усилителей
4.1. Радиотехнические сборки и узлы 10 8 2 4.2. Изготовление и монтаж печатных плат 10 2 8 4.3.Технология
аппаратуры 4 4 - 4.4. Построение радиотехнических конструкций 147 - 147 4.5.Тестирование
конструкций 6 - 6 5 Итоговое занятие 3 - 3 Защита проекта. Выставка
ИТОГО: 216 27 189 Календарный учебный график 3 года обучения
Наименование раздела, темы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Вводное занятие 3 - - - - - - - -
Повторение пройденного материала 9 - - - - - - - -
Измерительная и вспомогательная техника 6 18 - - - - - - -
Электрические схемы - 8 24 26 22 24 24 26 23
Итоговое занятие - - - - - - - - 3
Содержание программы 3 года обучения
Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о развитии современной техники.
Повторение пройденного материала
Техника пайки.
Теория. Техника правильной пайки. Надежность контакта. Припои и
флюсы. Виды паяльников и их назначение. Подготовка паяльника к работе. Практика. Практическая работа с паяльником. Лужение. Спаивание
проводников и радиодеталей.
2.2. Радиокомпоненты.
Теория. Радиокомпоненты, их виды и назначение.
Практика. Определение номиналов радиокомпонентов и их параметров по внешнему виду и справочникам. Работа со справочной литературой.
Измерительная и вспомогательная техника.
3.1. Разновидности и назначение радиоизмерительных и вспомогательных приборов.
Теория. Виды измерительных приборов, их назначение. Выбор прибора.
Оборудование радиолюбительской лаборатории.
3.2. Тестеры и мультиметры.
Теория. Виды тестеров. Измеряемые параметры и пределы. Подготовка прибора к работе.
Практика. Измерение электрических параметров при помощи тестера (мультиметра).
3.3. Осциллографы.
Теория.Видыосциллографов.Измеряемыепараметрыипределы.
Подготовка прибора к работе.
Практика. Измерение электрических параметров при помощи осциллографа.
3.4. Генераторы.
Теория.Видыгенераторов.Измеряемыепараметрыипределы.
Подготовка прибора к работе.
Практика. Практическое применение генератора.
3.5. Источники питания.
Теория.Видыисточниковпитания,ихпараметрыипределы.
Конструкция лабораторного источника питания.
Практика. Практическое использование источников питания.
Электрические схемы.
4.1. Радиотехнические сборки и узлы.
Теория. Стандартные сборки и узлы, применяемые в радиоаппаратуре.
Практика. Рассмотрение работы составных частей радиоаппаратуры.
4.2. Изготовление и монтаж печатных плат.
Теория. Способы изготовления печатных плат. Травление. Размещение деталей на платах. Способы фиксации.
Практика. Нанесение рисунка и травление печатных плат. Практическая распайка плат с радиодеталями. Размещение деталей на платах.
4.3. Технология сборки радиотехнической аппаратуры.
Теория. Заводская сборка радиоаппаратуры. Приемы и способы сборки аппаратуры в домашних условиях.
4.4. Построение радиотехнических конструкций.
Практика. Сборка радиотехнических изделий по принципиальной схеме.
4.5. Тестирование радиотехнических конструкций.
Практика. Проверка работоспособности собранных радиотехнических конструкций. Оценка качества выполненной работы.
Итоговое занятие.
Диагностика.
Методическое обеспечение
Реализация программы дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития технической мысли; формирует навыки работы с инструментом и приборами.
Программа предусматривает создание условий для реализации творческих способностей ребенка и определяет целенаправленное
профессиональное ориентирование воспитанников, основанное на проявленных способностях, склонностях в процессе обучения.
Занятия в объединении дают возможность закрепить на практике и расширить знания из области физики, математики, информатики.
Значительная часть программы посвящена практическим занятиям, учебный материал построен по принципу постепенного усложнения.
данной программе использованы основные идеи педагогики сотрудничества, методика коллективных творческих дел, методика проблемно-поискового обучения. Программа предусматривает использование методики поиска творческих решений.
основе образовательного процесса лежит деятельностный подход. Содержание учебного плана предусматривает применение различных форм и методов организации учебной и воспитательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, коллективную и их сочетание. Высокие результаты дают применение методов активного обучения: проблемно-поисковый и продуктивный. Для повышения технического мастерства большую роль играет участие в соревнованиях, где ценится не только уровень технической подготовки, но и личностные качества, такие как целеустремленность, ответственность, чувство товарищества.
Обучение предусматривает личностно-ориентированный подход в воспитании детей, что позволяет строить воспитание как диалог,
взаимодействие с воспитанником, как помощь в его личностном развитии и саморазвитии.
Наиболее удачной формой организации деятельности детей для реализации данной программы является творческое объединение. Разновозрастное объединение детей по интересам позволяет решать тот комплекс задач, который ставит программа. В деятельности объединения участвуют родители. Для подростков объединение - единственный путь развития творческого потенциала и возможность организованного досуга. Это тем более важно для тех детей, которые не самореализовались в общеобразовательной школе, и их выход в другую сферу деятельности, успехи
достижения в объединении повышают самооценку, помогают развить свою творческую индивидуальность, содействуют гармоничному развитию личности.
Образовательная деятельность в объединении строится ступенчато, постепенно поднимая деятельность ребенка от «досуга и развлечения» до «творчества и созидания».
На начальном этапе обучения условиями для появления у детей
осознанной мотивации выбора данного объединения являются организационно-педагогические формы вовлечения детей в деятельность
объединения: игры, демонстрация технических опытов и обмен впечатлениями. Это помогает создать ситуации, вызывающие яркие впечатления и увлекающие детей.
Укрепление и развитие интереса к радиотехнике начинается с обучения основным принципам ее работы. Получив первичные навыки, ребенок проявляет интерес к устройству и ремонту радиоаппаратуры. Он активно осваивает опыт деятельности по образцам, усваивает знания по теории устройства техники.
Материально-технические условия реализации программы:
наличие оборудованного учебного кабинета, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам;
мебель в соответствии с возрастными нормами;
учебная доска;
компьютер;
инструменты;
измерительные приборы;
радиодетали и печатные платы.
Используемый материал:
книги по радиотехнике и устройству радиоаппаратуры;
радиотехнические журналы;
справочные материалы сети Интернет.
Кроме того, администрацией, педагогами, родителями должны быть созданы микроклимат, благоприятные психолого-педагогические условия и положительный эмоциональный фон для позитивного отношения обучающихся к занятиям, формирования заинтересованности содержанием программы и ее конечными результатами.
Список литературы
1. Гоноровский И.С. Радиотехнические цепи и сигналы. – М.: Радио и связь,
1986.
Радиотехнические цепи и сигналы. Под ред. К.A. Самойло. – М.: Радио и связь, 1982.
Попов В.П. Основы теории цепей. – М.: Высшая школа, 1985.
Котельников В.А. Теория потенциальной помехоустойчивости. – М.-Л.: Госэнергоиздат, 1956.
Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике: Пер. с англ./Под ред. Р.Л. Добрушниа и О.Б. Лупанова. – М.: ИЛ, 1963.
Мандельштам Л.И. Лекции по теории колебаний. – М.: Наука, 1972.
Левин Б.Р. Теоретические основы статистической радиотехники. Книга первая. – М.: Советское радио, 1974.
Тихонов В.И. Оптимальный прием сигналов. – М.: Радио и связь, 1983.
Стретт Д. (Рэлей). Теория звука. Т. L– М.: Гостехиздат, 1955.
Френке Л. Теория сигналов: Пер. с англ./Под ред. Д. Е. Вакмана. – М.: Советское радио, 1974.
Стейн С., Джонс Дж. Принципы современной теории связи и их применение к передаче дискретных сообщений: Пер. с англ./Под ред. Л. М. Финка.- М.: Связь, 1971.
Боде Г. Теория цепей и проектирование усилителей с обратной связью/Пер. с англ. – М.: ИЛ, 1948.
Баскаков С. И. Радиотехнические цепи с распределенными параметрами. –
М.: Высшая школа, 1980.
Хеммннг Р. В. Цифровые фильтры: Пер. с англ./Под ред. А. М. Трахтмана.
– М.: Советское радио, 1980.
Рабинер Л., Гоулд Б. Теория и применение цифровой обработки сигналов: Пер. с англ./Под ред. Ю. И. Александрова. – М.: Мир, 1978.
Сайты:
http://www.chipinfo.ru/
http://cityradio.narod.ru/
http://monitor.net.ru/
http://boroda3.nm.ru/
Приложение № 1
Мониторинг усвоения программы
Пояснительная записка
Для определения успешности и эффективности освоения программы три раза в год проводится диагностика (начальная, промежуточная, итоговая) учащихся. В основу оценивания результатов диагностики положена десятибалльная система оценки:
- 9-10 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень);
- 7-8 баллов ставится за 70-89 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень);
- 5-6 баллов ставится за 50-69% правильное выполнение заданий (средний уровень);
- 4-3 баллов ставится за 49 -30% правильное выполнение заданий (низкий уровень);
- 2 и ниже ставится за 29% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень).
Вопросы для диагностики образовательного уровня учащихся
первый год обучения
Начальная диагностика:
1.Определить сопротивление лампы накаливания , если на ней написано  100 Вт и 220 В.
2.Какой из проводов одинаково диаметра и длины сильнее нагревается – медный или стальной при одной и той же силе тока ?3.Как изменится напряжение  на входных зажимах электрической цепи постоянного тока с активным элементом, если параллельно исходному включить ещё один элемент?
4.В электрической сети постоянного тока напряжение на зажимах источника электроэнергии 26 В. Напряжение на зажимах потребителя 25 В. Определить  потерю напряжения на зажимах в процентах.
5.Электрическое сопротивление человеческого тела  3000 Ом. Какой ток проходит через него, если человек находится под напряжением 380 В?
6.Какой из проводов одинаковой длины из одного и того же материала, но разного диаметра, сильнее нагревается при одном и том же токе?
7.В каких проводах высокая механическая прочность совмещается с хорошей электропроводностью?
8. Определить полное сопротивление цепи при параллельном соединении потребителей, сопротивление которых по 10 Ом?
9. Два источника имеют одинаковые ЭДС и токи, но разные внутренние сопротивления. Какой из источников имеет больший КПД ?10.В электрической  схеме два резистивных элемента соединены последовательно. Чему равно напряжение на входе при силе тока 0,1 А, если R1 = 100 Ом; R2  = 200 Ом?
Промежуточная диагностика:
1. Какое из приведенных свойств не соответствует параллельному соединению ветвей?
2. Какие приборы способны измерить напряжение в электрической цепи?
3. Какой способ соединения источников позволяет увеличить напряжение?
4.Электрическое сопротивление человеческого тела 5000 Ом. Какой ток проходит через него, если человек находится под напряжением 100 В?
5. В электрическую цепь параллельно включены два резистора с сопротивлением 10 Ом и 150 Ом. Напряжение на входе 120 В. Определите ток до разветвления
6. Мощность двигателя постоянного тока 1,5 кВт. Полезная мощность, отдаваемая в нагрузку, 1,125 кВт. Определите КПД двигателя.
7. Какое из приведенных средств не соответствует последовательному соединению ветвей при постоянном токе?
8. Какими приборами можно измерить силу тока в электрической цепи?
9.Что называется электрическим током?
10.Расшифруйте абривиатуру ЭДС.
Итоговая диагностика:
1.Заданы ток и напряжение: i = Ι max * sin (ωt) u = umax * sin(ωt + 300). Определите угол сдвига фаз.
2. Схема состоит из одного резистивного элемента с сопротивлением R=220 Ом. Напряжение на её зажимах u= 220 * sin 628t. Определите показания амперметра и вольтметра.
3. Амплитуда синусоидального напряжения 100 В, начальная фаза φ= - 600, частота 50 Гц. Запишите уравнение мгновенного значения этого напряжения.
4. Полная потребляемая мощность нагрузки S= 140 кВт, а реактивная мощность Q= 95 кВАр. Определите коэффициент нагрузки.
5. При каком напряжении выгоднее передавать электрическую энергию в линии электропередач при заданной мощности?
6.Напряжение на зажимах цепи с резистивным элементом изменяется по закону: u=100 sin (314=300).Определите закон изменения тока в цепи, если R=20 Ом.
7.Амплитуда значения тока Ιmax = 5 A, а начальная фаза ψ = 300 . Запишите выражения для мгновенного значения этого тока.
10.Обычно векторные диаграммы строят для :
9. В электрической цепи переменного тока, содержащей только активное сопротивление R, электрический ток.
8. Определите период сигнала, если частота синусоидального тока 400 Гц.
Вопросы для диагностики образовательного уровня учащихся
второй год обучения
Начальная диагностика:
1.Амплитудное значение напряжения umax =120В, начальная фаза ψ =45.Запишите уравнение для мгновенного значения этого напряжения.
2.Как изменится сдвиг фаз между напряжением и током на катушке индуктивности, если оба её параметра (R и XL) одновременно увеличатся в два раза?
3. Мгновенное значение тока I = 16 sin 157 t. Определите амплитудное и действующее значение тока.
4. Каково соотношение между амплитудным и действующим значение синусоидального тока.
5.В цепи синусоидального тока с резистивным элементом энергия источника преобразуется в энергию:
6. Укажите параметр переменного тока, от которого зависит индуктивное сопротивление катушки.
7.Какое из приведённых соотношений электрической цепи синусоидального тока содержит ошибку ?8. Конденсатор емкостью С подключен к источнику синусоидального тока. Как изменится ток в конденсаторе, если частоту синусоидального тока уменьшить в 3 раза.
9. Катушка с индуктивностью L подключена к источнику синусоидального напряжения. Как изменится ток в катушке, если частота источника увеличится в 3 раза?
10.Обычно векторные диаграммы строят для
Промежуточная диагностика:
1.Чему равен ток в нулевом проводе в симметричной трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду?
2.Симметричная нагрузка соединена треугольником. При измерении фазного тока амперметр показал 10 А. Чему будет равен ток в линейном проводе?
3.Почему обрыв нейтрального провода четырехпроходной системы является аварийным режимом?
4.Выбераите соотношение, которое соответствует фазным и линейным токам в трехфазной электрической цепи при соединении звездой.
5.Лампы накаливания с номинальным напряжением 220 В включают в трехфазную сеть с напряжением 220 В. Определить схему соединения ламп.
6.Каково соотношение между фазными и линейными напряжениями при соединении потребителей электроэнергии треугольником.
7. В трехфазной цепи линейное напряжение 220 В, линейный ток 2А, активная мощность 380 Вт. Найти коэффициент мощности.
8.В трехфазную сеть с линейным напряжением 380 В включают трехфазный двигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на220 В. Как следует соединить обмотки двигателя?
9. Линейный ток равен 2,2 А .Рассчитать фазный ток, если симметричная нагрузка соединена звездой.
10.В симметричной трехфазной цепи линейный ток 2,2 А. Рассчитать фазный ток, если нагрузка соединена треугольником.
Итоговая диагностика:
1.Угол сдвига между тремя синусоидальными ЭДС, образующими трехфазную симметричную систему составляет:
2.Может ли ток в нулевом проводе четырехпроводной цепи, соединенной звездой быть равным нулю?
3.Нагрузка соединена по схеме четырехпроводной цепи. Будут ли меняться фазные напряжения на нагрузке при обрыве нулевого провода: 1) симметричной нагрузки 2) несимметричной нагрузки?
4.По степени безопасности, обусловленной характером производства и состоянием окружающей среды, помещения с повышенной опасностью…
5. Какие линии электропередач используются для передачи электроэнергии?
6.Какие электрические установки с напряжением относительно земли или корпусов аппаратов и электрических машин считаются установками высокого напряжения?
7.Укажите величины напряжения, при котором необходимо выполнять заземление электрооборудования в помещениях без повышенной опасности.
8.Для защиты электрических сетей напряжением до 1000 В применяют:
9. В соответствии с требованиями к защите от воздействий окружающей среды электродвигатели выполняются:
10.Какую опасность представляет резонанс напряжений для электрических устройств?
Вопросы для диагностики образовательного уровня учащихся
третий год обучения
Начальная диагностика:
1. Какой ток наиболее опасен для человека при прочих равных условиях?
2.Укажите наибольшее и наименьшее напряжения прикосновения, установленные правилами техники безопасности в зависимости от внешних условии:
3.Защитное заземление применяется для защиты электроустановок (металлических частей)
4.От чего зависит степень поражения человека электрическим током?
Какая электрическая величина оказывает непосредственное физическое воздействие на
организм человека?
5. Сработает ли защита из плавких предохранителей при пробое на корпус двигателя: 1) в трехпроводной 2) в четырехпроводной сетях трехфазного тока?
6.Какие части электротехнических устройств заземляются?
7. Опасен ли для человека источник электрической энергии, напряжением 36 В?
8.Какие трансформаторы используются для питания электроэнергией бытовых потребителей?
9.Изиерительный трансформатор тока имеет обмотки с числом витков 2 и 100. Определить его коэффициент трансформации.
10. Какое из приведенных свойств не соответствует параллельному  соединению ветвей?
Промежуточная диагностика:
1.Какой прибор нельзя подключить к измерительной обмотке трансформатора тока?
2. У силового однофазного трансформатора номинальное напряжение на входе 6000 В, на выходе 100 В. Определить коэффициент трансформации.
3. При каких значениях коэффициента трансформации целесообразно применять автотрансформаторы
4. почему сварочный трансформатор изготавливают на сравнительно небольшое вторичное напряжение? Укажите неправильный ответ.
5.Какой физический закон лежит в основе принципа действия трансформатора?
6. На какие режимы работы рассчитаны трансформаторы 1) напряжения , 2) тока?
7.Как повлияет на величину тока холостого хода уменьшение числа витков первичной обмотки однофазного трансформатора?
8. Определить коэффициент трансформации измерительного трансформатора тока, если его номинальные параметры составляют Ι1 = 100 А ; Ι1 = 5 А?
9. В каком режиме работают измерительные трансформаторы тока (Т Т) и трансформаторы напряжения (ТН). Указать неправильный ответ:
10. К чему приводит обрыв вторичной цепи трансформатора тока?
Итоговая диагностика:
1.В каких режимах может работать силовой трансформатор?
2.Какие трансформаторы позволяют плавно изменять напряжение на выходных зажимах?
3.Какой режим работы трансформатора позволяет определить коэффициент трансформации?
4. Первичная обмотка трансформатора содержит 600 витков, а коэффициент трансформации равен 20. Сколько витков во вторичной обмотке?
5. Чем принципиально отличается автотрансформаторы от трансформатора?
6. Какие устройства нельзя подключать к измерительному трансформатору напряжения?
7.Частота вращения магнитного поля асинхронного двигателя 1000 об/мин. Частота вращения ротора 950 об/мин. Определить скольжение.
8.Какой из способов регулирования частоты вращения ротора асинхронного двигателя самый экономичный?
9.С какой целью при пуске в цепь обмотки фазного ротора асинхронного двигателя вводят дополнительное сопротивление?
10.Как изменить направление вращения магнитного поля статора асинхронного трехфазного двигателя?
Приложение №2
Фрагмент рисунка печатной платы с радиодеталями, спроектированного с помощью компьютерной программы:
961390165735
Приложение №3
Образец рисунка печатной платы устройства «Современная программно-управляемая радиостанция для любительской радиосвязи на коротких волнах», спроектированный программой Sprint-Layout 6:
96520024193596520010972809652001951990
Фотография диапазонного полосового фильтра программно-управляемой люби-тельской радиостанции, печатная плата которого изготовлена способом ручного рисования:
1035050588645
Фотография фрагмента устройства управления усилителем мощности любительской радиостанции.
Печатная плата изготовлена фотографическим способом в условиях лаборатории радиоконструирования:
903605167005
Плата управления
Фотография фрагмента печатной платы, изготовленной методом «лазерно-утюжной технологии»:
1089025371475
149
Прозрачная макетная монтажная плата (фотография)685165429895