Конспект урока «Могучее царство Шопена»


Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Тема урока «Могучее царство Шопена»
(учитель Лискина Лариса Витальевна)
Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.
Развить умение определять музыкальные произведения на слух;
Владеть первоначальными певческими навыками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные:
- формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные :
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.
Оборудование:
Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);
Аудиозапись «Русский вальс» А. Пахмутовой;
Карточки для работы в паре;
Тексты песен;
Портрет Ф. Шопена.
Ход урока:
Организационный момент
(Нацелить внимание обучающихся на урок.)
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. Давайте посмотрим видео фрагмент.
(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в исполнении Д.Мацуева).
Учитель: Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк…
Лев Озеров
II. Актуализация.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в удивительный мир великих гениев. Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.
О каком композиторе идёт речь?
Учащиеся: Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)
Учитель: Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?
Учащиеся: Царство.
Учитель: Синоним слов: мощный, значительный, величественный?
Учащиеся: Могучий
Учитель: А теперь сформулируем тему:
Учащиеся: «Могучее царство Ф. Шопена»
III. Сообщение темы.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.
В этом году 22 февраля исполнилось бы 206 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:
Учащиеся:
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы, Петербурга,
Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.
И где б я ни был, как не волновался,
Какой бы жребий не избрал земной –
Царит ли полонез, скользит ли вальс
Ликует ли мазурка – ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка, светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не  всё ль равно вчера или давно.
IV. Постановка задач
Учитель: В каком веке жил великий гений Шопен?
Дети: 19 век.
Учитель: Шопен жил и занимался творчеством в 19 веке. Он прожил 39 лет. За свою короткую жизнь, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по настоящее время. Его произведения живы, они нас радуют и производят на нас воодушевление, позитив, хорошее настроение.
Учитель: Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока, в исполнении пианиста Дениса Мацуева. И в хореографическом репертуаре  Шумиловской школы искусств есть танец «Вальс с веерами» под эту прекрасную мелодию.
Учитель: Шопен сочинял музыку, которая вызывает не только положительные эмоции, но и печальные и грустные.
А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого Шопеновского Траурного марша из сонаты №2.
Учитель: Давайте послушаем.
Учитель: Какие эмоции у вас вызвал этот Траурный марш Шопена?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
Дети: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
V. Работа по теме.
(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)
Учитель: Откройте интернет и найдите биографию Шопена. Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?
Дети: Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное!
Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, оберегов и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.
Учитель: Во сколько лет Шопен покинул Польшу?
Дети: ответы детей
Учитель: В 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.
Учитель: Какое сильнее потрясение пережил Шопен в своей жизни?
Дети: ответы детей
Учитель: Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.
Учитель: В какой стране умер Шопен?
Дети: 17 октября 1849 г. в Париже.
Учитель: Он похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью:
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Учитель: Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам.
Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.
Учитель: Кто знаком с творчеством пианистом Владислава Шпильмана?
Дети: ответы детей
Учитель: Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав,  он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.
Учитель: Что можете добавить о творчестве В. Шпильмана?
Дети: ответы детей
Учитель: После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль. Всего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.».  Издание переведено на 38 языков.
Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».
(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)
Учитель: Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?
Учащиеся: Любовь к Родине.
Учитель: Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к  задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.
Учитель: Мелодия  - точное повторение Вальса №7.
Учитель:  Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия. 
VII. Работа над песнейРазучивание песни «Русский вальс»
VI. Рефлексия
Учитель: (Раздаются карточки для работ в паре)
РАБОТА В ПАРЕ
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).
Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.
Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?
Любимый инструмент Шопена.
О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?
 
Здесь в зале сам Шопен,
И сладок песен плен
И чутко ловит слух
Музыки длинный звук.
Рояль, как белый дух,
Мелодия плывет,
То радость в сердце льет,
То светится печалью.
Мелодия плывет…
 
И легкий вальс цветет –
То плачет, то смеется,
То к небу вознесется,
То эхом отзовется  -
Любви воспоминанье
САМООЦЕНКА
VII. Итог урока.
Учитель: Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);).
Учитель:
- Всем спасибо! До свидания!