Конспект урока музыки Лирические образы


Урок в 7-м классе по теме "Лирические образы в музыке"
Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)
        Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, имеют опыт эмоционального ощущения различного характера.

Цель урока: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.
Задачи урока: сформировать представление о лирическом образе, как форме художественного мышления; развивать навык ассоциативного мышления в процессе слушания и исполнения лирических произведений Л. Бетховена, побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства.
Технологии: информационные, коллективного взаимодействия, проблемного обучения, ассоциативно-рефлекторные.
Методы: частично поисковый с элементами исследования, беседа, метод наглядно – слухового показа, репродуктивный, практический, перекодирования одного вида искусства в другой; метод погружения

Ход урока

I Этап. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте ребята, здравствуйте, гости. 

II Этап. Мотивация и целеполагание.


Чтение стихотворения о Родине (учитель).
РУСЬ
Я люблю тебя очень И причиной тому: Твои тихие ночи И рассветы в дыму, Синь огромного неба, Волны на море вспять, Запах тёплого хлеба И грибного дождя
Т. Долгополюк

Что вы представили, прослушав это стихотворение?

У вас возникли образы?

2. Введение понятия «образ».

Образ - формируемые в сознании человека мысленные представления воспринимаемого им в окружающей среде объекта.

Жизнь наша разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Любой человек, обладающий простым физическим слухом (к этому мы еще вернемся), может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся научиться: слышать, чувствовать, понимать. .

3. Слушание музыкального отрывка В. Ребикова. “Вечерние огни”.

Затронула ли вас музыка?
Какие возникли образы?
Какая по характеру музыка?

4. Введение понятия «лирический образ»


Лирический образ – это образ с преобладанием эмоционально-субъективных элементов под влиянием чувства или личных мотивов. Он един для всех видов искусств.

5. Тема нашего урока «Лирический образ в музыке», как вы думаете, какая цель нашего урока?

Дети формулируют цель самостоятельно с помощью учителя.
В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. Главные свойства лирики:
чувство
настроение
отсутствие действия



III Этап. Введение нового материала.

Слушание «Вокализ» С. Рахманинова.

Учащимся предлагает учитель закрыть глаза и создать пластический образ (дирижировать).

Какие движения обретали ваши руки?
Какое внутреннее состояние вы испытали?
Какие образы у вас возникли?

Знакомство с понятием «умиротворение».

Давайте разберем слово «умиротворение».

Умиротворение – покой, спокойствие, мир.

Испытали ли вы умиротворение, слушая эту музыку?

Прослеживание связей с литературой.

Свои чувства любви, видения красоты природы люди передавали не только через музыку, но и поэзию.
А нет ли у вас на памяти литературного лирического образа?

Дети читают стихи, заранее приготовленные и демонстрируют рисунки, иллюстрации к стихам.
Как здесь свежее под липою густою
Афанасий Фет.

Гроза
Федор Тютчев.

Чары
Сергей Есенин.

Вы подобрали замечательные стихи. В каждом из них, действительно есть лирический образ, который вы показали в своих рисунках. Значит, лирический образ присутствует и в живописи.
Прослеживание связей с изобразительным искусством.

Сегодня я хочу вам предложить всмотреться в удивительные картины художников IXX века – «Родина» В. Васнецова, «Утро на Днепре» А. Куинджи, «осенний пейзаж» М. Нестерова. Вглядитись в них, я разрешаю к ним подойти, но только помните, сохраняем атмосферу музея.
Слушание второго концерта С. Рахманинова.

Соответствуют ли эти живописные полотна музыкальному произведению, которое мы прослушали?
Как вы чувствуете, какой из картин она более созвучна?
Какой она близка по интонации, по внутреннему состоянию, по средствам выразительности?
Скажите, а что роднит все эти полотна?
Как называются картины, на которых изображают природу? Какой это жанр живописи?

А что сближает все эти картины?


Здесь мало увидеть,
Здесь надо вглядеться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Тут вслушаться нужно,
Чтоб в сердце созвучья,
Нахлынули дружно..

Это чувство Родины.

Повторное слушание второго концерта С. Рахманинова.

Национальные интонации музыки С. Рахманинова.

Что напоминает вам эта мелодия? Это русская песня – протяжная, немного печальная. Написал эту музыку человек, который бесконечно любил Россию, имя его – Сергей Васильевич Рахманинов. Именно России он посвятил все лучшее, что создал в музыке. Россия пела в его мелодиях, мне бы хотелось, чтобы именно это свойство музыки С. Рахманинова вам запомнилось.

IV Этап. Распевание.

Пение р н п «Как по травкам, по муравкам»

V Этап. Пение.

На чужбине, в трудной ситуации человек всегда вспоминает о Родине.
А сейчас мы исполним «Песню о далекой Родине» М. Таривердиева, в которой ярко выражено чувство любви к родной земле.

1.Хоровое исполнение «Песни о далекой Родине».

Русь, Родина, Россия - какие красивые, широкие и загадочные слова. У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя Родина, свои корни. Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью.
 
2. Разучивание песни ..

VII Этап. Рефлексия.

Какую тему мы сегодня изучили?

На столе у вас лежат словарики, давайте повторим с какими понятиями мы познакомились.
С творчеством, какого композитора мы познакомились?
Какие произведения прослушали?

IХ Этап. Оценивание.

Мне особенно приятно, что сегодня на уроке вы были творцами: поэтами, художниками, певцами. Сегодня на уроке мы создали лирический образ.
Сегодня вы все получаете оценку «отлично».
А сейчас подойдите к «дереву чувств» и оставьте свои отзывы об уроке.
Звучит музыка С. Рахманинова. Вокализ.
Заголовок 115