Конспект урока чтения и развития речи «Картины родной природы. Осень. Обобщение». 5 класс VIII вида





Конспект урока
чтения и развития речи
«Картины родной природы. Осень. Обобщение».
5 класс VIII вида








Учитель I квалификационной категории
Мисюна Н.И..





г. Ейск, 2016г.
Тема: «Картины родной природы. Осень. Обобщение».
Цели:
Образовательные:
1.Обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме «Картины родной природы Осень».
2.Учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства.
3.Продолжить формировать основы читательской деятельности:
а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведений, тема и жанр чтения и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и устных высказываниях);
в) обогащение речи учащихся средствами литературы.
Развивающие:
1.На основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный образ осени;
2.Создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми;
3.Постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой).
Воспитывающие:
1.Формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
2. Обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать в них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
3.Вызывать стремление к самостоятельному чтению детских книг.
Оборудование: учебник; индивидуальные карточки с речевой разминкой, для задания «Найди пару», для игры игры «Подбери противоположные по значению» с отрывками из произведений этого раздела; натуральные осенние листья; аудиозапись звуков осени , фрагмента из произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь».
ТСО: музыкальный центр.





Ход урока:
I. Организационный момент.
День похожий, день веселый,
Небо золото и синь!
Белокаменная школа
Серди елок и осин
Рядом роща, рядом поле,
Знает заяц и сурок
Если тихо в нашей школе,
Значит там идет урок.
Добрый день, дорогие гости. Нам приятно видеть вас на нашем уроке чтения. Пусть этот день принесет взрослым и детям радость общения, напомнит сердца благородными чувствами.
II. Речевая разминка
Для отработки дикции, скорости и выразительности чтения поработаем с речевой разминкой, прочитаем текст с разной интонацией голоса.
а) чтение текста речевой разминки «про себя»
Ровно стучат. Было нормально. Тишина, тишина, тишина(тихо)
Вдруг (громче) грохотом (еще громче) грома (громко) сменилась она (норм.)
И вот уже дождик (норм.)
Тихонько (очень тихо) ты слышишь? (тихо спрашивая)
Закапал, закапал, закапал по крыше. (норм.)
б) чтение текста речевой разминки учащимися вслух
III. Работа по теме урока:
1.Отгадывание загадки
Прошла по лугам,
Пошла по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам
Упрятала их в погреба, закрома сказала: «За мною нагрянет зима!»
Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое ведь осень - это радостная и грустная пора.
2. Сообщение темы урока
К нам в гости в последний раз заглянула осень, потому что мы с вами закончили изучать большой раздел.
-Как называется этот раздел?
Сегодня на уроке, я предлагаю вспомнить какие произведения об осени мы читали?
-перечитать понравившиеся строчки;
- полюбоваться красотой неповторимостью авторского слова;
-обсудить прочитанное.
И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или иной поэт, писатель, композитор, если каждый из нас расскажет, как он сам чувствует осень, то конечно для всех нас осень станет богаче и выразительней.
IV. Закрепление и обобщение изученного материала:
1.Обобщающая беседа об осенних месяцах
- Назовите осенние месяцы.
Задание «Найди пару» (работа по карточке)
Каждому месяцу соответствует определенная пора осени. Сейчас составим пары: осенний месяц – пора осени.
Сентябрь - поздняя
Октябрь - ранняя
Ноябрь - золотая
Осень - сентябрь, октябрь, ноябрь - интереснейшая пора для наблюдений в природе. Многие писатели и поэты описывали эти наблюдения в своих произведениях.
- В каких почитанных нами произведениях описывается ранняя осень?
(В рассказе «Сентябрь» Г.Скребицкого).
2. Чтение «про себя»
Найдите и прочитайте «про себя» приметы ранней осени.
-Назовите приметы ранней осени, которые описывал Г.Скребицкий в рассказе «Сентябрь».
(В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие птицы собрались в стаи. Многие звери утепляют к зиме гнезда и логовища, некоторые тащат в свои «кладовки» и «погребки» запасы еды. Насекомые прячутся кто-куда в щели, другие забираются в земляные норки.)
Автору очень близки и знакомы звуки осени. Звуки природы навевают такое спокойствие, что хочется их слушать и слушать.
3. Игра «Угадай звуки осени» (прослушивание аудиозаписи)
Послушаем и угадаем звуки осени.
-шум ветра (011)
-листья на ветру (008)
-шелест листьев №2
-Какие еще осенние звуки еще мы можем услышать? (шум дождя, голоса улетающих птиц, голоса зверей)
4. Массаж рук «Игра изобрази звук»
По-особенному осенью звучат капли дождя. Они напоминают барабанную дробь. Изобразим капли дождя с помощью рук.
«Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше
(постучать кулачками)
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей»
(удары подушечками пальцев по парте)
Золотая пора осени создает радостную светлую картину.
Для того, чтобы назвать в каких произведениях описана пора золотой осени выполним несколько заданий.
Осень пора размышлений и в это время года многие поэты пишут стихи.
5. Задание «Восстановите текст стихотворения»
Прочитайте слова на карточке и восстановите текст стихотворения.
(Брусника, дни, холоднее, поспевает, стали, крика, птичьего, от).
-Как называется это произведение и кто автор?
(Стихотворение «Осень» К.Бальмонта)
6. Чтение стихотворения учащимися наизусть (под музыку)
-О ком можно сказать «проснется и заплачет»? (Так можно сказать о ребенке.)
-Какой прием использует поэт, описывая осень?
(Олицетворение, оживляет, очеловечивает осень)
7. Чтение учащимися отрывка из рассказа « Золотая осень» по И.Соколову-Микитову « по цепочке»(работа по карточке)
-Назовите автора и название этого произведения.
(Из рассказа «Золотая осень» И.Соколова-Микитова)
-Какую картину золотой осени увидел Соколов-Микитов?
-Почему осень называется золотой?
(Главные цвета в осеннем лесу желтый, золотой).
К.Бальмонт пишет, что осенью « нет в цветах благовонья».
-Как вы понимаете значение слова «благовонье»? (Благовонье- приятный ароматный запах.)
Но осень имеет другие неповторимые запахи.
-Какие запахи имеет осень? (грибов, запах костра, свежего морозного воздуха, дынь и арбузов, скошенной травы)
(на столах у каждого ученика коробочка с опавшими листьями)
-Понюхайте и скажите, чем пахнут опавшие листья?
(Прелостью, сыростью)
8. Игра с опавшими листьями
Давайте создадим шорох листьев.
А теперь подбросим листочки вверх.
-Что с ними происходит?
(Они падают, кружатся, летят, вальсируют).
-Как можно это назвать? (Листопад)
V. Физкультминутка (под музыку учащиеся поют и выполняют движения)
Кружатся, кружатся листья
В классе у нас листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются летят.
Еще раз подбросьте листочки вверх.
-Каким стало ваше настроение?
- В каком рассказе мы прочитали, чем заняты в пору золотой осени дикие животные? Кто автор?
-Найдите и прочитайте, как они проводят осенние дни? (с.67)
9.Выборочное чтение отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Золотая осень»
Найдите и прочитайте, какими словами сопровождает автор названия животных?
-Какими словами сопровождает автор названия животных? Почему?
Если мы тоже будем любить и беречь природу, то каждый год мы будем любоваться красотами осени.
Не только писатели и поэты описывали осень, композитор П.И.Чайковский описал золотую осень с помощью муз. инструментов.
10. Прослушивание аудиозаписи фрагмента из произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь».
-Прослушайте внимательно, а потом скажете, что вы представили, слушая это произведение?
-Какие чувства возникли при прослушивании?
-Что услышали?
(почувствовали шорох листьев, ощутила запах лесных грибов)
Осень может быть не только радостной порой, но и другой, какой мы узнаем поиграв в игру.
11. Игра «Подбери слова, противоположные по значению» (работа по карточкам)
Сухая осень -(дождливая)
Солнечная осень -(пасмурная)
Веселая осень -(грустная)
Теплая осень -(холодная)
Дождливая, пасмурная, холодная погода вызывает у человека грустное настроение.
-А какую пору осени мы называем грустной? (позднюю осень)
-В каких произведениях описана поздняя осень?
(В рассказе В.Астафьева «Осенние грусти», в стихот. И.Бунина «Первый снег»). -Какие слова и выражения употреблял В.Астафьев, описывая позднюю осень?
(голые леса, пустые огороды, не слышно веселого пения птиц)
12. Чтение стихотворения «Первый снег» И.Бунина наизусть (под музыку)
Мы увидели как композитор с помощью муз.инструментов, поэты и писатели с помощью худ.слов изобразили осень.
13. Составление и запись рассказа на тему «Осень» (сам.работа).
А теперь вы попробуйте написать небольшой рассказ, используя свои наблюдения, слова и выражения из прочитанных произведений.
Подумайте, о какой поре осени будете писать. Можете представить себя деревом или листочком и записать свои чувства.
14. Поверка сам работы
VI. Итог урока
-Что объединяет произведения этого раздела?
-Как называется раздел, который мы закончили изучать?
-Какое произведение особенно вам запомнилось?
-Какие трудности вы испытывали на уроке?
VII. Домашнее задание (оценки)
Дописать рассказ, используя слова и выражения из прочитанного произведения.
Урок я хотела закончить стихотворением Е.С.Гостимской, которая обращается к человеку.
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
И на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, рекам течь.
Ты на свете самый главный
Значит должен всех сберечь!
(Е.С.Гостимская)



























µђ Заголовок 115