Тема урока: «Буквы Е и И в приставках пре- и при-»

Урок русского языка в 5-А классе
Тема урока: «Буквы Еэ И в приставках пре- и при-»
Цель урока:
познакомить с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-;
научить учащихся выбору гласной в приставках при- и пре-;
формирование умения различать приставки по семантическому признаку,
умение анализировать и делать выводы, доказывать свою точку зрения.
Развивать познавательные интересы, орфографическую зоркость, наблюдательность.
Формирование умения самостоятельно решать орфографические задачи. Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать культуру общения, навыки взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, таблицы, алгоритмы.

Ход урока
Организационный момент. Постановка целей урока.(Учащиеся под руководством учителя определяют цели урока)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1. Организационный момент. Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"
11.Проверка знаний, умений и навыков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1.Коллективная работа.
Игра «Бумеранг».
Ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово с изученной орфограммой и возвратить его учителю.
Найти синоним с приставкой на з и с, докажи правильность выбора орфограммы.
Простой человек - бесхитростный,
неугомонный человек - беспокойный,
жестокий человек - бесчувственный,
тихий, погожий день - безветренный,
сидеть сложа руки - бездельничать,
попросить прощения - извиниться,
передать связно что-либо - изложить,
беседа, обмен мнением - разговор,
не угрожающий опасностью - безопасный,
равнодушный - безразличный,
тот, кто не думает о выгоде - бескорыстный (и др.).
Выигрывает тот, у кого больше всего фишек, кто правильно объяснил орфограмму.

2.Работа в группах.(разноуровневые задания)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 1группа
1.Работа по перфокартам.
бить,
глядеть,
делать,
сонный,
шумный.
2. С двумя словами составить предложение и разобрать его.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]II группа.
1.Цифровой (диктант).
1- на з-, 2- на с-.
Ибежать,расуждать,вмахнуть,беполезный,вкрикнуть,ипугаться,
впомнить,расмотреть,беплатный,рабежаться,рачертить,бе..вкусный,
раписание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] III группа (сильных). Работа по карточке-консультации.
1.Прочитай по учебнику. Буквы Е - И в приставках пре- и при-

2.Составь алгоритм рассуждения.

3.Подготовься рассказывать товарищу: А) запиши алгоритм рассуждения;

Б) повтори теоретический материал;

В) подбери примеры;

Г) обозначь орфограмму.

4. Прокомментируй примеры.


Проверка выполненных заданий по группам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 111.Работа над темой урока.
Осмысление и систематизация учебного материала.
Видеоурок по теме «Правописание приставок пре-,при-«.


2.Работа по составленному алгоритму. Объяснение ведёт ученик.

Различай
ПРИ


1. Приближение, присоединение
(прийти, прибить)
2.Близость ( привокзальный)
3.Неполноту действия (приоткрыть)
4.Доведения действия до конца (придумать)
5.Не является приставкой (привилегия)



Различай
ПРЕ


1. Высшая степень качества (предобрый)
2.Значение «через, пере» ( преодолеть)
3.Не выделяется приставка( прельщать)
4.Не является приставкой (престиж)

3.Работа с учебником стр.86, упр.338(устно)
4.Повторение правила. Лингвистическая сказка(читают два учащихся):

Приставки При- и Пре-
Однажды орфография выстроила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом - три, а затем -две и одну.
Самой первой оказалась Пере-, которая очень гордилась своим положением:
- Я среди всех главная, захочу и всех заставлю всё переделать. Услышал её Корень словообразования и сказал:
Не место красит приставку, а её значение. Ты, Пере-, придаёшь словам их всего два: слишком, «выполнять ещё раз». А вот твоя близкая родственница приставка При-, хоть и меньше тебя на букву, имеет четыре значения.
Приставка Пере- задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от приставки При-.
И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву п, Пере- бросилась на колени перед Королём:
О, мудрый Король! Я, как и приставка При-, хочу быть многозначительной, т.е. многозначной. Переквалифицироваться хочу.
Хорошо, подумав, ответил Король. - Но за то, что ты такая завистливая, мы сократим тебя на на одну букву. Теперь ты станешь приставкой Пре-, будешь употребляться в значении, близком к слову «очень».
Так в русском языке появилась приставка пре-. Встречается она сравнительно редко, и всё старается по примеру своей матушки пере- навредить скромной при-.
Давайте же, ребята, будем очень внимательны, когда надо писать слово с приставкой при-.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 5.Физкульминутка(стихотворение -закрепление)
Повниматель
Повнимательней смотри.  Мы приставки пре- и при-.  Научись нас различать,  Друг от друга отличать.  Запомни сначала четыре значенья:  Неполное действие и приближенье,  Близость чего-то к чему-нибудь,  Присоединенье ещё не забудь.  Наши руки всё сумеют,  Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,  Всё ПРИделают как нужно  Быстро, весело и дружно.  Заяц ПРИскакал к соседу,  Закричал: «Я к вам ПРИеду!  На ПРИшкольном огороде  Есть уже морковка вроде».  ПРИоткрой скорей окошко –  В дом попасть не может кошка.  Ах, котлеты ПРИгорели!  Не беда, уже их съели.  ПРЕ – отличная приставка.  Ей во всём нужна добавка.  Словом «ОЧЕНЬ» проверяем  Или ПЕРЕ- заменяем. 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 6.Работа в парах по алгоритму.
От чего зависит написание букв е - и в приставках пре- и при-.
Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите префиксы, объясните правописание.
Прлестный,прплыть,прусадебный,прмерить, пркрыть,пркрасный,прлететь, прмудрый,пр..ж.поручить,пршкольный,
пррвать,прлепить,пргород,прпятствие,пршить,првинтить.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] IV.Итоги урока.
1.Словарный диктант(с взаимопроверкой)
Приближаться к станции, преступный сговор, преклонных лет, приморский город, прикрутить к столу, примчаться домой, превосходное качество, преупрямый мальчишка, придорожное кафе, крепко привязать, приоткрыть окно, Василиса Премудрая.

2.Творческий диктант
- Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию, запишите эти слова в тетрадь, обозначая условия выбора орфограммы:

Пуговицу к пальто пришить
Чуть-чуть открыть приоткрыть
Очень спокойный преспокойный
Участок рядом с берегом прибрежный
Нарушитель закона преступник
Край у моря приморье
Очень интересный преинтересный


3. Анкета для учащихся.
1. На уроке я работал
активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я
Доволен / не доволен

3. Урок для меня показался
коротким / длинным

4. За урок я
не устал / устал

5. Мое настроение
стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был
Понятен не понятен


V. Домашнее задание: теория по опорному конспекту, повторить словарные слова.
«3». Составить словарный объяснительный диктант «Правописание Е,И в приставках пре-,при».(10-20 слов)
«4».Составить 7-10 словосочетаний, используя слова с орфограммой «Правописание Е,И в приставках пре-,при».Синтаксический разбор 5 словосочетаний.

«5».Составить 2 простых и 2 сложных предложений, используя слова с орфограммой «Правописание Е,И в приставках пре-,при».Синтаксический разбор 1 простого предложения.

15