Краткосрочное планирование урока по русскому языку 6 класс

ип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Оборудование: «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М.Разумовской, «презентация PowerPoint «Звуки речи», рабочие тетради.

I Мобилизующий этап
 
На доске запись:
 
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва как много в этом .
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...
А.С.Пушкин
 
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом,-
На всякий .......
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
А.С.Пушкин.

 
О милый брат, какие ..!
В слезах восторга внемлю им:
Чудесным пением своим
Он усыпил земные муки.
А.С.Пушкин
 
Учитель. Рассмотрите внимательно запись.
Сформулируйте задание к этой записи.
Ученик. Нужно внимательно прочитать отрывки и вставить пропущенные слова, а также вспомнить, из каких произведений эти отрывки и кому посвящены. (Выразительно читает).
Первая строфа из романа «Евгений Онегин», для лирического героя слово Москва как один звук, который согревает душу. Во второй строфе говорится об эхе, которое поэт сравнивает с эхом. Третья строфа посвящена лицейскому другу Пушкина Дельвигу, который, как и Пушкин, был поэтом.
 
II Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В каждой строфе мы вставили слово «звук». Звуки изучает фонетика. Мы на уроках знакомились с фонетикой. Значит, тема нашего урока «Фонетика».
Учитель. Вставленные слова как-то различаются? Подберите к ним глаголы, проясняющие эти отличия.
Ученик. Звуки (Москва) герой произносит. Звук (эхо) мы слышим. Звуки (слова стихотворения) понимаем. Значит, тема сегодняшнего занятия – « Произносим, слышим, понимаем звуки речи».
Сформулируйте цели урока.
На доске:
Цели урока: 1) обобщить знания о___________; использовать эти знания в построении собственного высказывания;
2) на слух различать _____ и ______, ________ и ________согласные.
3)определять место __________ в слове.
4)производить _____________ разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.
5)отчетливо произносить __________, следя за правильностью произношения;
 
Цели урока: 1) обобщить знания о звуках речи; использовать эти знания в построении собственного высказывания;
2) на слух различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
3)определять место ударения в слове.
4)производить фонетико-графический разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.
5)отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения;
 
III Аналитическая работа по группам.
 
ЗВУК
 
произносим
слышим
понимаем

с физиологической точки зрения
с акустической точки зрения
с функциональной
точки зрения

Артикуляция
Акустика
Фонема

Межпредметные связи: биология
Межпредметные связи: физика
Межпредметные связи: русский язык и литература

1 группа
2и 3 группы
4 группа

 
Учитель. Проведем исследование. Каждая группа рассмотрит звуки с определенной точки зрения. Отвечая на вопросы, используйте в качестве примера слова, выделенные жирным шрифтом.
 

ли: создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами. Эпиграф: «Мало иметь хороший ум, Главное – хорошо его применять». (Р. Декарт). Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова); рабочая тетрадь; памятки; карточки по дифференциации; толковый словарь; фразеологический словарь; I. Организационный момент. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? - Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо. - В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться. - Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.) - Как вы понимаете эти слова? - Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела. II. Чистописание. 1) Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы. 2) Стр. 92, упр. 54. - Пишите красиво! НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ - Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь. III. Работа по теме урока. 1) Мягкий знак – хитрый знак: Не сказать его никак. Он не произносится, Только в слово просится! - Для чего Ь просится в слово? - Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ. Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему? 2) Работа у доски и в тетради со словами: (совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн. (самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас. 3) Почему в словах разное количество букв и звуков? IV. Физкультминутка. Лесная лужайка. Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки. Через ветви и пенечки. Кто, высоко так, шагая – Не споткнулся, не упал. V. Работа по теме урока. 1) Стр. 92, упр. 55 (устно). - Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное. - Сколько звуков в каждом слове? - Сколько букв в каждом слове? - Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает. Конь – 3 зв., 4 б. Лось – 3 зв., 4 б. Медведь – 6 зв., 7 б. 2) Почему разное количество букв и звуков в словах? VI. Словарная работа. 1) Отгадайте загадки: - Летом наедается, зимой высыпается. - Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. 2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.) 4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.) 5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске: Медведь на ухо наступил. Медвежьи объятия. Медвежья услуга. - Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.) - Запишите тот, который вам больше понравился. VII. Физкультминутка (произвольно). VIII. Работа по теме урока. 1) – Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ этого слова: Медведь – мед – вйдь [мидв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв. - Почему разное количество букв и звуков в слове? 2) стр. 93, упр. 56. - Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина. - В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему? - Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов. (2 чел. у доски делают транскрипцию). - Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему? 3) Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое. 4) – А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные). IX. . Закрепление знаний. 1) – Догадайтесь-ка, ребята, От чего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души? (На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.) 2) Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща. 3) -Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы. 4) Проверяют дети-«эксперты». 5) - Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? 6) Звуко-буквенный анализ слова: ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас. 7) Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука. 8) - Назовите слова с удвоенными согласными. 9) – Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звук
·обуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв.. 10) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга. 11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук. X. Самостоятельная работа. 1) Работа по вариантам (дифференциация): 1 вариант. Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 2 вариант. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. 3 вариант. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв. Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж. 2) Учитель проверяет и оценивает. XI. Итог урока. - Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: Ь и Ъ – звуков не обозначают; Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. - А для чего нам все это нужно знать? XII. Рефлексия. - Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. - Спасибо за урок! етрашина Лидия Александровна
Учитель русского языка и литературы Александровской средней школы района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области
 
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Фонетика. Звуки речи.
Тип урока: повторения, систематизации и совершенствования знаний
Вид урока:  урок – практикум
Номер учебного элемента
Учебный материал с указанием задания Руководство по усвоению учебного материала
 
УЭ-0 Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы  должны:
1. Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные.
2. Уметь правильно произносить названия букв; располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем
3. Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов
4. Систематизировать полученные знания.
5. Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля. Внимательно прочти цель
урока
УЭ -1
УЭ-1 а Цель: диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе работы.
1. Свернуть информацию о фонетике в форме кластера .
2. Развернуть информацию - подробный устный ответ.
3. Работа с компьютерной презентацией (слайд2,3)-орфографическая минутка
1. Фронтальная проверка:
-Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика)
-Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) Графика? (обозначение звуков буквами)
Цель: систематизировать знания о фонетике
2. Работа с компьютерной презентацией «Фонетика. Звуки речи»
Внимательно слушай Подготовь рецензию на ответ товарища
Участвуй в беседе
Читай текст  презентаций, приводи в систему свои знания о фонетике
УЭ -2
Цель: Закрепить знания о звуковом значении букв е, ё, ю, я в различных буквенных сочетаниях и уметь применять их. Закрепить умение определять количество звуков в слове; с помощью фонетического разбора закрепить и систематизировать фонетико-графические знания, умения, навыки.
I. Заполните таблицу (приведите примеры)
Двойная роль букв е, ё, ю, я. Работай в тетради.
Если возникли затруднения, проконсультируйся с соседом по парте или с учителем
II. Запишите, сколько раз встречается звук [й] в следующих строчках(переписывать не надо):
Горячей головы качанье,
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.
Работайте в тетради. Взаимоконтроль
УЭ -3 III. Творческая работа. Придумайте 2-3 предложения по  теме «Золотая осень», используя слова с шуршащими звуками Работайте в тетради
УЭ -4 IV. В тетради сделайте фонетический разбор слов бороться, маяк.
1. Поменяйтесь тетрадями.
2. Проверьте работы друг друга, пользуясь ключом. Взаимоконтроль
Физминутка.
Индивид. задание .Отчет о творческой командировке/ выучить наизусть стих. О. Сулейменова, фонетическая экспертиза выделенных слов;/
3. Оцените по пятибалльной системе.
Ключ для проверки работы
1. Два звука:
1) в начале слова,
2) после гласной,
3) после ъ и ь.
Один звук:
после согласной
Пример
елка, ель, юла, яма
баян, каюта, боец, прием
съемка, вьюга, обезьяна, объезд
сяду, полет, мера, клюв
II. 10 раз.
IV. бороться [бароца]
8 букв, 6 звуков;
маяк [майак]
4 буквы, 5 звуков
Критерии оценки
"5" - 4 задания
"4" - 3 задания
"3" - 2 задания
"2" - 1 задание
УЭ-5
10 мин. Цель. Проверить качество знаний по теме «Фонетика и графика».
1. Запишите в тетради вид работы (тест)
2. Внимательно читайте задание, выбирайте правильный ответ и запишите только цифру, под которой этот ответ записан.
Тест
I. Фонетика – раздел науки о языке, который изучает:
1) соответствие между звуками и буквами;
2) звуки речи;
3) правила написания слов. Работайте в тетради, самостоятельно
II. Укажите номера, под которыми находятся глухие согласные:
1) ж;
2) с;
3) ш;
4) т;
5) в;
6) к.
III. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
1) в начале слова;
2) после мягких согласных;
3) после гласных;
4) после ъ и ь.
IV. Произношение каких слов расходится с их написанием:
1) местный;
2) гладкий;
3) бороться;
4) глотка;
5) утка.
V. Какая буква названа верно:
1) в (вэ);
2) л (эл);
3) с (сэ);
4) ш (ше).
VI. Найдите «лишнее» слово:
1) что;
2) чтобы;
3) нечто.
VII. В каких словах ударение поставлено правильно?
1) звонит;
2) красивее;
3) случай;
4) километр.
VIII. В каких словах нет звука [й]?
1) уют;
2) сесть;
3) вязать.
IX. В каких словах все согласные мягкие?
1) забор;
2) чаща;
3) осень;
4) жизнь. Например:
I. 1);
II. 2) и т.д.
3. Проверьте себя по ключу, оцените свою работу.
4. Обсудите результаты работы в классе.
Ключ для проверки работы
I. 2.
II. 2; 3; 4; 6.
III. 1; 3; 4.
IV. 1; 2; 3.
V. 1; 2.
VI. 3.
VII. 3; 4.
VIII. 2; 3.
IX. 2; 3.
Критерии оценки
Количество правильных ответов Оценка
9 заданий
7 - 8
5 - 6
4
менее 3 5
4
3
2
1
Оценка – в оценочный лист, графа УЭ-5
УЭ-6
10 мин. Цель. Подведение итогов урока, рефлексия. Выбор домашнего задания.
1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).
2. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока вами?
3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
а) Я все понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) я ничего не понял.
2.Сдайте оценочный лист учителю.
Домашнее задание
1. Творческое задание (по желанию)
Попробуйте сочинить сказку о звуках речи и о буквах! 2.Повторить правила по ранее сделанным записям
Спасибо за работу!
Оценочный лист











































Учитель сообщает эпиграф: Эпиграф: «Мало иметь хороший ум, Главное – хорошо его применять». (Р. Декарт).  
На доске запись:
 Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва как много в этом .
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...
А.С.Пушкин
 Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом,-
На всякий .......
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
А.С.Пушкин.
О милый брат, какие ..!
В слезах восторга внемлю им:
Чудесным пением своим
Он усыпил земные муки.
А.С.Пушкин
Вставить недостающие слова. Вставляя эти слова , мы таким образом определим тему урока. Тема урока : Звуки и буквы . Фонетика
1.Составление кластера: показать на кластере –что изучает Фонетика?-защита кластера.
2.работа в группах-охарактеризовать звуки 1гр.-звонкие, 2 –глухие, 3-твердые, 4- мягкие.- проверка привести пример слова с буквой, которую вы характеризуете.
3.Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
4. Запишите, сколько раз встречается звук [й] в следующих строчках(переписывать не надо):
Горячей головы качанье,
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.
5.Творческая работа. СИНКВЕЙН по  теме «Золотая осень», используя слова с шуршащими звуками. Работайте в тетради
6. Работа в группах по индивидуальным заданиям «Защити команду».
1 группа: Работа по орфографическим словарикам с последующей записью слов на доске. Проверить написание слов: инте..игентный, ап?ликация, ап?етит, драм?а, труже..ик, юн?ый, б..гряный. Как вы понимаете значение слов?
В словах с удвоенной согласной больше звуков или букв?
2,3 группы: Фонетический разбор: ночлег, ягода, сделать, просьба
4 группа: Для чего нам нужно знать фонетические законы ? для чего нужно изучать фонетику?
7. оценивание