Конспект урока по изобразительному искусству на тему Художник и театр


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект урока по изобразительному исскуству «Художник и театр»
в 3 «Б» классе
050146 Преподавание в начальных классах
Исполнитель: Шевцова А.О.,
студентка 3 «А» группы
Методист практики: Асламина Л.С._________
Учитель: Крысанова С.Н._________
2015
Тема: Художник и театр
Класс: 3 «Б»
Тип:
по методологическому основанию: урок – открытие нового знания;
по ведущему методу: практический урок;
по ведущей технологии: работа в мастерской с красками;
Цель: самостоятельное выполнение театральной декорации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» в смешанной технике (по сырому по контуру), способствующие художественно – эстетическому развитию и совершенствованию умений работать красками, расширению знаний о профессионалах театра.Задачи:
Личностные: формирование умения слушать и слышать музыку, проявлять интерес к творчеству А.С.Пушкина. Метапредметные УУД: формирование умения анализировать изображения быта, необходимые для создания эскиза иллюстрации; рассуждать об этапах работы над созданием продукта деятельности
Предметные УУД: совершенствование умения обучающихся работать в технике по сырому с контуром с использованием красок, создавать композицию, применять правила линейной перспективы в декорации композиции.
Планируемый результат:
Личностные УУД: развитие умения слышать и слушать музыку, проявлять интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Метапредметные УУД: использование логических операций (анализ, рассуждение) для создания работы.
Предметные УУД: развитие умения самостоятельной работы в смешанной технике (по сырому по контуру) с использованием красок.Продукт деятельности: декорации сцены к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Оборудование и материалы:
для учителя: презентация, музыка, фрагмент пьесы А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», педобразец.
для обучающихся: альбомный лист, краски, кисточки, простой карандаш.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, формы Формируемые УУД
Организационно-мотивационный этап (1 мин.)
- Здравствуйте, ребята!
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Сегодня урок изобразительного искусства, а также путешествие по миру зрелища, красоты для вас организую я, а зовут меня Алина Олеговна!
- Присаживайтесь! Приветствуют учителя.
Фронтальная форма работы
Наглядный (презентация) Личностные УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация), формирование положительного отношения к себе и окружающему мируАктуализация знаний ( 5 мин.)
- Ребята, прислушайтесь, слышите, играет музыкальное музыка Николая Александровича Римского – Корсакого.
- Какое настроение создаёт эта музыка?
- Значит, где мы можем очутиться слушая это музыкальное произведение?
- Правильно, молодцы!
- А вот к какой сказке он создал это произведение послушайте и отгадайте:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами».
- Ребята, как называется сказка?
- Кто автор этой сказки?
- Правильно, ребята! К этой сказке Николай Александрович Римский – Корсаков создаст свою музыкальную оперу «Три чуда», которая будет посвящена 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
- Ребята, а где мы можем оказаться, чтобы увидеть эту сказку своими глазами?
- Хорошо, ребята, а кто-нибудь из вас был в театре?
- Расскажите, что вам там понравилось? Слушают музыку
- сказочное;
- в сказке;
Ответы обучающихся.
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- А.С.Пушкин
- в театре; в театре оперы и балета;
Отвечают на вопрос.
Высказывают своё мнение. Фронтальная форма работы
Словесный метод(беседа).
Приём (устное рисование)
Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия,
Формирование умения слушать и слышать музыку, проявлять интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Познавательные: использование логических операций (причинно-следственные связи);
Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, аргументированно отвечать на поставленный вопрос.
Открытие нового знания (5 мин.)
- Кто бывал в театре, тот помнит ощущение волшебства и тайны, которое охватывает, когда гаснет свет в зале, открывается занавес и в луче света видишь героев спектакля. Начинается какая-то совсем другая, необыкновенная жизнь игры и фантазии.
Всё происходящее на сцене – это одновременно правда и вымысел, только игра актёров – это передача искренних чувств.
- Ребята, само слово театр греческое и означает и место для зрелища, и само зрелище.
- В театре мы смотрим спектакль, а чтобы создать спектакль над этим работает большой коллектив: из-под пера драматурга появляется пьеса, которая попадает в руки режиссёра. Режиссёр подбирает актёров и работает с ними над ролями. Над пьесой вместе с режиссёром трудятся музыканты, гримёры и осветители. Большой вклад в постановку к спектаклю вносят театральные художники. По другому из называют декораторами.
- Как вы думаете, кто такие декораторы?
- Декораторы – это художники, которые создают декорации.
- Так вот сегодня мы с вами будем декораторами к сказке А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане…»
Как вы думаете, какое дело нам с вами необходимо сделать?
- Правильно, а тому, как правильно создать декорацию, мы с вами поучимся у известных декораторов, ведь декорации занимают важное место в оформлении сцены: представьте - вот поднимается занавес, ещё не сказано ни одного слова, а ты уже попадаешь в особый мир, созданный художником. И в этом мире ты будешь находиться на протяжении всего действия.
Слушают учителя
Высказывают предположения
- Создать эскиз декорации;
(декорации – это оформление сцены и спектакля, общий вид места действия)
Слушают учителя Фронтальная форма
Словесный метод (беседа)
Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия
Регулятивные УУД: планирование своих действий
Работа над декорацией композиции к сказке (5 мин.)
- Ребята, перед вами эскизы декораций к сказке «О Царе Салтане…», выполненные Иваном Билибиным.
- К какому событию относится данная декорация, расскажите?
- Совершенно верно, ребята это одно из чудес сказки, наши предки считали, что остров Буян – это рай на Земле.
- А какие еще чудеса есть в этой сказке?
- Хорошо! Ребята, обратили внимание на декорацию.
- Ребята, как передано пространство в данной декорации?
- Ребята, как передается ощущения того, что это чудесный, сказочный край?
- Ребята, а вы заметили, как цветовое решение помогает зрителю ощутить чувство сказочности?
- Ребята, вы наверно уже заметили, что эскиз декорации зависит от замысла действия. Высказывают своё мнение.
- 1 действию;
- изображен чудо остров- Буян;
1 чудо: чудо – остров Буян;
2 чудо: Белка – грызет золотые орехи;
3 чудо: 33 богатыря + дядька Черномор;
4 чудо: Лебедь превращается в красавицу – девицу.
Отвечают на вопросы
Фронтальная форма
Словесный метод (беседа)
Наглядный метод (демонстрация иллюстраций) Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия
Метапредметные УУД:
формирование умения анализировать изображения быта, необходимые для создания эскиза иллюстрации; рассуждать об этапах работы над созданием продукта деятельности
Физкультминутка (2 мин.)
А перед сложной работой, давайте отдохнём.
А перед трудной работой:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть. Обучающие повторяют движения за учителем Фронтальная форма Личностные: действие смыслообразования(интерес)
Планирование деятельности (7) мин.)
- Ребята, художнику – декоратору важно создать не одну, а много эскизов оформления декорации действия, для того, чтобы главный режиссёр выбрал ту, которая подойдет.
- Так вот, нам ребята тоже можно создать много идей эскизов декораций, чтобы потом как на конкурсе выбрать те, которые будут наиболее удачные.
- Ребята, как я уже говорила, эскиз декорации зависит от замысла действия.
- Как вы думаете, какой замысел у моего эскиза декорации?
- А какое место действия изображено на эскизе моей декорации?
- Правильно, ребята! Значит можно выделить 1 этап для создания нашей работы: 1 этап: замысел - место действия;
- Правильно, все действия на эскизе моей декорации будут происходить около хрустального домика белки, так как замысел предполагает рассказ о чудо –белке.
- Ребята, обратите внимание на то, что в эскизе декорации мы не изображаем героев.
- Ребята, посмотрите я изобразила такое чудо сказки, значит давай договоримся, что такой эскиз декорации больше никто не рисует.
- Ребята, а кто знает еще какие-нибудь интересные сюжеты этой сказки?
(Хорошо, интересная идея, кому такая идея понравилась? Кто тоже хотел бы взять такой сказочный сюжет за основу эскиза декорации?)- Как у нас много будет таких эскизов декорации, потом вы даже сможете поставить целый спектакль.
- Но, ребята, посмотрите, мы с вами сказали о месте действия на площади, то есть на открытом пространстве, но сказка ведь может быть, например, и во дворце.
Художник - архитектор, также должен учитывать особенности украшения дворцов и палат, в основном это больших размеров декоративно- художественные – изображения на ткани, которые располагались на стенах, также использовались законы перспективы, чтобы можно было передать, ощутить пространство (расположение предметы ближе – дальше), обратите внимание, что в архитектуре Древней Руси не было углов, были изображены большие расписные арки. Обратите внимание на изображение мебели, мозаичные окна, могут присутствовать, изразцовые печи.
- Ребята, а как вы думаете какой секрет успеха для 1 этапа можно выделить из данного этапа?
- Хорошо, сейчас необходимо создать декорацию по замыслу, то есть создать композицию. Значит 2 этап создания нашей работы, будет называться выполнение декоративной композиции;
- Обратите внимание, на мой эскиз декорации, самое главное (хрустальный домик белки) поэтому он находится в центре, это место можно назвать 2 планом, оно должно быть чуть-чуть дальше, чем то место, то есть 1 план, на котором будут играть актёры, то есть изображение сцены, и, наконец, 3 план, самый дальний – на нем изображаются то, что находится за 2 планом, то есть изображается то, где происходит место действия.
- Ребята, а как вы думаете какой секрет успеха для 2 этапа под названием выполнение декоративной композиции, можно выделить из данного этапа?
- Ребята, как вы думаете, что нам предстоит сделать на последнем, 3 этапе по созданию нашей работы?
- Правильно!
Значит, необходимо правильно подобрать цветовое решение, чтобы передать сказочность эскиза декорации, и отсюда еще один (4)секрет успеха: цветовая гамма.
- Ребята, обратите внимание на то, что для создания эскиза декорации вам необходимо проявить и использовать умения работы с художественными материалами:
1. Создание карандашом композиции эскиза декорации;
2. Работа с красками;
3. А если у вас есть желание, то можно использовать гелевую ручку, для того, чтобы передать яркость и сказочность эскиза декорации.
- Ребята, каким еще одним секретом должен обладать каждый из вас? Слушают учителя.
- 2 действие; 1 чудо: белка грызёт золотые орехи, с изумрудным ядром .- площадь около собора, купола собора;
- высказывают своё мнение
1 критерий: эскиз -замысел;
2 критерий: эскиз – сказочность;
3 критерий: эскиз – пространство;
3 этап: цветовое решение;
5 критерий: умение работать с художественными материалами
Фронтальная форма
Словесный метод (беседа по системе вопросов) Личностные УУД: действие смыслообразование (интерес), формирование желания выполнять учебные действия
Регулятивные УУД: контроль своих действий,
планирование
Применение знаний (15 мин.)
- Ребята, сейчас Вам я предлагаю создать свой эскиз к иллюстрации сказки А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане», сначала предлагаю по работать вам карандашом, а затем приступить к работе с красками.
- Ребята, а чтобы помочь создать вам атмосферу сказки я включу для вас оперу Николая Александровича Римского – Корсакого « Три чуда». Начинают работу по созданию декорации. Фронтальная форма
Словесный метод(декламация)
Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия
Регулятивные УУД: планирование учебных действий
Рефлексия (2 мин.)
- Ребята, вы создали эскизы декорации к опере «Сказка о царе Салтане», ребята, но что еще можно создать нам, чтобы пригласить зрителей в наш театр?
- Правильно, так вот на следующем занятии вы будете создавать афишу!
-А теперь подведем итог нашему занятию, на слайде представлены вопросы, давайте ответим на них:
Интересно ли бы на занятии?
Что ты приобрел?
Над чем задумался?
В чем ты испытывал трудность?
- Афишу;
Отвечают на вопросы Фронтальная форма
Словесный метод(беседа)
Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия
Регулятивные УУД:
самооценка